Актуальность исследования. За последние десятилетия реклама стала достаточно важной отраслью бизнеса. Период на рубеже минувшего и начала нынешнего тысячелетия для экономики многих стран мира отмечен новыми реалиями рынка. Сегодня у людей возникают качественно новые потребности (например, в здоровом образе жизни и употреблении экологически чистых продуктов, в новейшей бытовой технике, в достоверной информации, путешествиях и развлечениях и т.п.) и возможности их удовлетворения.
Социальная реклама — это некоммерческая реклама, которая привлекает внимание к проблемам общества и помогает изменить поведенческие нормы, сформировать у людей определенные моральные ценности, принципы, взгляды и убеждения. Социальная реклама – это часть информационной среды, которая воздействует на сознание абсолютного большинства населения, участвует в становлении определенных стандартов мышления и формировании социального поведения различных слоев общества.
Заинтересованность общества в социальной рекламе вызвана множеством социальных проблем. Среди них можно выделить наркоманию, алкоголизм, рост преступности, насилие в семье, а также детскую беспризорность. Именно она помогает людям осознать всю важность и серьезность вышеперечисленных проблем современности. С помощью нее пропагандируют общечеловеческие ценности, напоминают про уже установленные нормы морали, которые необходимо соблюдать, призывают вести здоровый образ жизни, поддерживать незащищенные слои населения. Все ее функции взаимосвязаны друг с другом. Например, социальная функция отвечает за создание и развитие общественного сознания; образовательная – преподносит обществу определенные знания об определенной проблеме, методах ее решения; а воспитательная – формирует определенную модель поведения к окружающей обстановке.
Отличительная черта социальной рекламы заключается в том, что она призывает не только понять, но и сочувствовать отражаемой проблеме. Пожалуй, главной задачей социальной рекламы в современном мире является не только гуманизация общественных отношений, но и формирование высоконравственных идеалов. Зачастую она старается духовно обогатить человека, пробудить в нем лучшие качества
Необходимость данного исследования заключается в том, что невозможно представить современный мир без рекламы. Сегодня реклама прочно заняла ведущие позиции и выходит на первый план как явление не только экономическое и общекультурное, но и коммуникативное.
Социальная реклама имеет вид информации в любом виде, направленная на формирование определенных моральных ценностей, общественных взглядов, а также побуждения заинтересованности социума к проблеме. В наши дни реклама представляет собой результативный инструмент формирования жизненных ценностей личности и выступает мощным рычагом стереотипов восприятия мира. В современном мире большой актуальностью является необходимость решать социальные проблемы, в этой ситуации большой значимостью обладает инструмент социальной политики - социальная реклама, в связи с этим уделяется большое внимание вопросам изучения социальной рекламы, её развития, применения в обществе.
Социальная реклама является универсальным инструментом информационной работы, она помогает сформировать общественные ценности, изменить взгляд на те или иные события, происходящие в обществе с целью достижения положительных эффектов. Социальная реклама была востребована в России всегда, в том числе и в дореволюционную эпоху, а также в СССР.
Степень разработанности. В своей работе мы опирались на немногочисленные работы, посвященные изучению социальной рекламы, среди которых труды К.Л. Анищенко, А.О. Герасимовой, Ф.Г. Панкратова, Ю.К. Баженова, В.Г. Шахурина, М. В. Захаровой, Т. И. Баязитовой, В. В. Холстинина и др.
Характеристика использованных источников. При изучении данной темы исследования мы во многом следовали идеям доктора филологических наук, профессора В.В. Ученовой, автора фундаментальных учебных пособий «История отечественной рекламы» [20] и «Социальная реклама. Вчера. Сегодня. Завтра», а также теоретическим разработкам доктора социологических наук JI.H. Федотовой, посвятившей социальной рекламе раздел книги «Социология рекламной деятельности» [21].
Цель исследования - изучить историю развития социальной рекламы в России.
Обьект работы – социальная реклама.
Предмет исследования - история социальной рекламы в России.
Задачи:
1.Изучить понятие социальной рекламы.
2.Определить виды и функции социальной рекламы.
3.Охарактеризовать особенности становления и развития социальной рекламы в России.
4.Рассмотреть историю социальной рекламы в России 20 века.
5.Выделить позиции развития социальной рекламы с 1917 года по 1991 г.
6.Раскрыть историю социальных плакатов.
В исследовании использованы следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, три главы, заключение и список литературы.