Введение 3 Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения когнитивного развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья 5 1.1. Понятие «когнитивное развитие» 5 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья 10 Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения когнитивного развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья 16 2.1. Организация, методы и результаты исследования 16 2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения когнитивного развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья 23 Заключение 28 Список источников информации 30
ЛГПУ имени П.П.Семенова-Тян-Шанского

Психолого-педагогическое сопровождение когнитивного развития учащихся с ОВЗ

курсовая работа
Педагогика
32 страниц
61% уникальность
2024 год
14 просмотров
Бадулина О.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список источников ин
Актуальность. Учебная деятельность является ведущей деятельностью для учащихся общеобразовательных школ, так как определяет уровень их психического и интеллектуального развития, а также обеспечивает становление личности в целом. Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Этих школьников отличает ряд особенностей, таких как, например, снижение работоспособности, неустойчивость внимания, импульсивность, плохая регуляция речи и др. Установлено, что сниженная работоспособность и неустойчивость внимания, свойственные этим детям, имеют различные формы. индивидуального проявления. У всех детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются нарушения памяти, причем они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, долговременного и кратковременного. Прежде всего, ограничен объем памяти и снижается мощность запоминания. Это распространяется на запоминание визуального и вербального материала, что неизбежно влияет на успеваемость по всем предметам. Одной из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья является их низкая познавательная активность. Для школьников-инвалидов характерна неспособность организовать свою мыслительную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля и самоанализа, учащиеся плохо читают и не могут понять смысл прочитанного текста. Объект исследования: когнитивное развитие учащихся с ОВЗ. Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение когнитивного развития учащихся с ОВЗ. Цель исследования: изучить психолого-педагогическое сопровождение когнитивного развития учащихся с ОВЗ. Задачи исследования: – раскрыть понятие «когнитивное развитие», – рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья; – провести эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения когнитивного развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья; – предложить программу психолого-педагогического сопровождения когнитивного развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Теоретико-методологическая основа исследования. При проведении исследования большую роль сыграли также труды следующих авторов: Ю.К.Бабанский, Н.Ю. Борякова, Л.И.Долинер, И.В.Дубровин, Н.Г.Кононова, Н.П. Коняева, В.С.Кукушкин, Т.Г.Неретина, О.А. Романович, Е.А.Стребелева и др. Методы исследования: – теоретические изучение и анализ научных источников, диссертаций, методической литературы, интернет– ресурсов, метод теоретического анализа и синтеза экспериментальных данных, с целью определения исходных положений и основных направлений исследования; – эмпирические: тестирование, анализ педагогической практики, изучение и обобщение педагогического опыта. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан комплекс приемов и методов, направленных на когнитивное развитие учащихся с ОВЗ может быть использован педагогами начальных классов. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Читать дальше
1.1. Понятие «когнитивное развитие» Когнитивное или познавательное развитие личности – процесс изменения познавательных процессов в ходе обучения. Л.В. Занков понимает развитие как целостное движение психики, при котором каждое новообразование появляется в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств и нравственных представлений ребенка. Важным является единство в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть качественных характеристик развития ребенка. Главным в системе Л.В. Занкова выдвигается задача общего развития, которое понимается как развитие ума, воли, чувств детей и рассматривается как надежная основа усвоения знаний, умений, навыков [5, с.14]. А.Н. Леонтьев рассматривал развитие личности как процесс взаимодействия разных видов деятельности, между которыми устанавливаются упорядоченные отношения [13, с.87]. Л.С. Выготский писал, что развитие – это жизненный порыв саморазвивающейся личности, воля к самоутверждению и самосовершенствованию. Сформулировав определение понятия, Л.С. Выготский также изложил очень важное положение о двух уровнях умственного развития ребенка: это уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ребенок может выполнить самостоятельно, без помощи окружающих) и уровень, определяющий зону его ближайшего развития. Ребенок достигает второго уровня умственного развития в сотрудничестве с взрослым, путем решения задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей [3, с.53].
Читать дальше
2.1. Организация, методы и результаты исследования Базой нашего исследования стала общеобразовательная школа №73, где осуществляется интегрированное обучение детей с ЗПР. Выборка исследования составила 20 детей. Экспериментальную группу составили 10 с ЗПР и контрольную группу составили 10 детей с нормотипичным развитием, в возрасте 9–10 лет. Исследование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста проводилось с помощью методик: Методика №1 «Познавательная активность младшего школьника» [30]. 1. Вам нравится заниматься творческими задачами? а) да; б) иногда; в) нет. 2. Что вам нравится, когда вам задают вопрос о ваших предрасположенностях? а) страдать, но найти ответ самому; б) когда и как; в) получить готовый ответ от других. 3. Много ли вы читаете дополнительной литературы? а) всегда много; б) иногда читаю много, иногда ничего не читаю; в) я мало читаю. 4. Что делать, если при изучении темы у вас возникают вопросы? а) я всегда нахожу на них ответ; б) иногда я нахожу на них ответ; в) Я не обращаю на них внимания. 5. Что ты делаешь, когда узнаешь что-то новое на уроке? а) вы стремитесь поделиться с кем-то (с близкими, друзьями); б) иногда хочется с кем-то этим поделиться; в) ты не будешь об этом говорить. Критерии оценивания: – если на 3–5 вопросов отвечено буквой «а» – высокий уровень; – если на 3–5 вопросов отвечено буквой «б» – средний уровень; – если на 3–5 вопросов отвечено буквой «в» – низкий уровень.
Читать дальше
В начале исследования автором ставилась цель изучить психолого-педагогическое сопровождение когнитивного развития учащихся с ОВЗ. В работе решалась актуальная проблема включение детей с ограниченными возможностями в общество. В ходе выполнения курсовой проведено решения следующих задач. Раскрыто понятие «когнитивное развитие». Под когнитивным развитием мы понимаем совокупность познавательных процессов, свойств и состояний личности, которые выполняют функции рационального познания и составляют основу личности человека. Развитая когнитивная сфера приводит к осознанной саморегуляции, являющейся новообразованием в младшем школьном возрасте. Так как ведущей деятельностью в этот возрастной период является учебная деятельность, именно она выступает как источник для целенаправленной мыслительной деятельности, а также для развития важных свойств личности и активности ребенка. Потребность в саморазвитии и стремление удовлетворить ее с помощью ведущей деятельности характеризует школьника, являющегося субъектом учебной деятельности, которым его делает обладание таким качеством как развитая когнитивная сфера. Проанализирована литература по теме исследования, раскрыто содержание понятий: «дети с ограниченными возможностями здоровья», «социально-педагогическое сопровождение». Изучив литературу по проблеме исследования, можно сказать о том, что дети с ОВЗ – это дети, которые имеют высокие отклонения от нормального психического и физического развития, что вызвано серьезными врожденными или приобретенными дефектами. В связи с этим они нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Вследствие таких проблем, как: заниженная самооценка; самоотношение; проблема социальной адаптации; низкий уровень интеллекта; взаимоотношения с окружающими и повышенная утомляемость, у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе). Анализ результатов исследования, показал, что познавательный интерес в исследуемом классе развит на недостаточно высоком для успешного обучения уровне. Основная масса учащихся с ЗПР – это дети со средним уровнем заинтересованности в учёбе. Школьники осознают, что нужно получать высокие оценки, но еще не понимают, что для этого нужно много трудиться и приобретать новые знания и умения. По результатам исследования нами разработана коррекционно-развивающая программа. Цель программы: коррекция и развитие познавательной и сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. Одной из главных задач программы и одним из важных конкретных ее результатов является всестороннее развитие разных форм и видов мыслительного анализа и синтеза. Целенаправленному и планомерному развитию подлежат как чувственные, так и логические их формы. Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность обучающихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта обучающихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений. Таким образом, цель достигнута задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
Монографии, диссертации, статьи 1. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – Санкт-Петербург: Речь, 2022. – 177 с. 2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Москва: Просвещение, 2017. – 464 с. 3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Психология развития: сб. науч. тр. – Санкт-Петербург: Сфера, 2013. – 124 с. 4. Дмитриенко, В.А. О психолого–педагогической природе познавательного интереса / В.А. Дмитриенко // Вестник ТГПУ Сер. 1. Педагогика. – 2021. – №4. – С. 7–82. 5. Занков, Л.В. Память и мышление в учебной деятельности школьника / Л.В. Занков – Москва: Смысл, 2019. – 165 с. 6. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 2013. – 124 с. 7. Землянухина, Т.М. Особенности формирования любознательности / Т.М. Землянухина // Дошкольное воспитание. – 2022. – №11. – С. 1–56. 8. Зайцев, Д.В. Основы коррекционной педагогики: учебно-методическое пособие / Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева. – Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 2014. − 110 с. 9. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2022. – 80 с. 10. Жаренкова, Л.М. Основы специальной психологии. / Л.М. Жаренкова. – Москва: Академия, 2016. – 190 с. 11. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. – Москва: Педагогика, 2014. – 144 с. 12. Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2022. – №5. – С. 53–57. 13. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – Москва: Смысл, 2011. – 511 с. 14. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2019. – №1. – 129 с. 15. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Знание, серия «педагогика и психология». – 2019. – № 2. – С. 6–48. 16. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 2022. – №4. С.6–47. 17. Минскин, Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя / Е.М. Минскин. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с. 18. Муртазин, Г.М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся / Г.М. Муртазин // Молодой ученый. – 2022. – №8. – C. 9–43. 19. Петровский, А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 2021. – №1. – С. 4–53. 20. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теорет.–эксперимент. исслед. / П.И. Пидкасистый. – Москва: Педагогика, 2012. – 240 с 21. Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков – Москва: Наука, 2016. – 256 с. 22. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Москва: Академия, 2017. – 176 с. 23. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя / Н.Ф. Талызина. – Москва: Просвещение, 2012. – 175 с. 24. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н. Новгород : НГПУ, 2014. – 230 с. 25. Федотова, И. Б. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды К. В. Ельницкого / И.Б.Федотов. – Пятигорск: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 2000. – 90 с. 26. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – Москва: Педагогика, 2019. – 209 с. 27. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – Москва: Педагогика, 2018. – 351 с. Публикации на иностранных языках 28. Klein, J. The relationship between level of academic education and reversible and irreversible processes of probability decision-making / J. Klein // Higher education. 1999. June. V. 37. №4. P. 323-339. 29. Morgan, K. Psychological Developments in High Technology Teaching and Learning Environments / K. Morgan // British Journal of Educational Technology. Oxford. 2010. V. 31. №1. P. 71-79. Ресурсы Internet 30. Кукушкина, Н.А. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Н.А. Кукушкина – 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kazedu.kz/108205 (Дата обращения:21.01.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Организация и технология работы магазина (склада), пути ее улучшения.
Количество страниц:
15
Оригинальность:
30%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Логистика, управление запасами
курсовая работа
Системный анализ управления конфликтами в организации на примере ООО "АТОЛЛ БУРОВЫЕ РАСТВОРЫ"
Количество страниц:
54
Оригинальность:
39%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Управление персоналом
реферат
Договоры перевозки груза
Количество страниц:
10
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image