Тема исследования «Квест как современная педагогическая технология в дополнительном образовании с детьми дошкольного возраста» является актуальной и интересной. В современном образовании все больше внимания уделяется нестандартным и инновационным методам обучения, которые способствуют активизации участия и заинтересованности детей. Квесты представляют собой игровую форму обучения, где дети активно включаются в процесс поиска и решения различных задач, что способствует развитию их критического мышления, коммуникативных навыков и творческого потенциала.
В дополнительном образовании с детьми дошкольного возраста квесты могут быть полезным инструментом для развития различных компетенций. Они позволяют детям научиться работать в команде, развивают логическое мышление, помогают сформировать навыки самоорганизации и принятия решений. Кроме того, квесты создают пространство для творчества и фантазии, что способствует развитию детского воображения.
Особенно важно отметить, что квесты в дополнительном образовании способствуют активному вовлечению детей в обучение и позволяют перенести знания и навыки, полученные в рамках квеста, на другие сферы жизни. Это помогает учащимся усвоить материал более эффективно и увлекательно.
Таким образом, исследование темы «Квест как современная педагогическая технология в дополнительном образовании с детьми дошкольного возраста» имеет важное значение и может способствовать развитию образования в данной области. Исследование позволит более глубоко изучить преимущества и эффективность использования квестов в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста и сформировать рекомендации по их применению в практике дополнительного образования.
Читать дальше
1.1 Исторический обзор квестовых методик в педагогике и их развитие
Одной из основных задач современного педагога является предоставление возможности творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, а также их практического применения, возможность реализации способностей обучающихся. В арсенале учителя много технологий, помогающих в реализации этой задачи. Одной из них является технология образовательных квестов.
Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.
Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы Интернета. Разрабатываются квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и межпредметными. Квесты можно использовать для работы с обучающимися, родителями, коллегами. Но, мало кому известно, каким же образом квесты пришли в образовательный процесс.
Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизация и сопровождают человечество всю его историю. Ведь, квест - это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту или верили, что можно найти сказочное дерево или какой-либо предмет, которые могут принести счастье и т.п. [10].
Читать дальше
2.1 Роль педагога в организации квестовых мероприятий
Роль педагога в организации квестовых мероприятий в дополнительном образовании с детьми дошкольного возраста играет ключевое значение. Педагог является не только организатором и проводителем квеста, но и наставником, который сопровождает и поддерживает детей на каждом этапе процесса.
Во-первых, педагог должен тщательно планировать квестовое мероприятие, определять цели и задачи, выбирать подходящие темы и материалы. Он должен продумать логику квеста и создать интересные задания, а также предусмотреть возможности для самостоятельного исследования детьми.
Во-вторых, педагог должен руководить процессом проведения квеста. Он объясняет правила и условия, дает необходимые инструкции, организует разделение ролей и формирует группы детей. Он также следит за выполнением заданий, отвечает на вопросы и оказывает помощь, когда это необходимо [8].
Важно, чтобы педагог мотивировал детей и создавал атмосферу поддержки и сотрудничества. Он может поощрять детей за хорошую работу, поддерживать их эмоционально и помогать решать возникающие проблемы. Педагог должен быть гибким и уметь адаптироваться к изменяющейся ситуации, чтобы поддерживать интерес и вовлеченность детей.
Кроме того, педагог играет роль наблюдателя и оценщика. Он следит за прогрессом каждого ребенка, анализирует и оценивает их участие и достижения. Педагог может использовать различные методы оценки, такие как наблюдение, анализ выполненных заданий и обратная связь с детьми.
Читать дальше
В заключение дипломной работы, посвященной теме «Квест как современная педагогическая технология в дополнительном образовании с детьми дошкольного возраста», можно отметить следующие выводы.
Первоначально, проведенный анализ позволяет заключить, что использование квестов в дополнительном образовании с детьми дошкольного возраста является актуальным и перспективным подходом. Квесты не только обогащают процесс обучения, но и стимулируют активную познавательную деятельность детей. Они способствуют развитию различных компетенций, таких как логическое мышление, коммуникативные навыки, самоорганизация и принятие решений.
Важно отметить, что квесты предоставляют детям возможность играть роли, что стимулирует их творческий и фантазийный потенциал. Они создают условия для самостоятельного исследования и активного участия детей в процессе обучения. Кроме того, квесты позволяют перенести знания и умения, полученные в рамках квеста, на другие сферы жизни детей, что способствует более эффективному усвоению и применению материала.
Результаты исследования подтверждают, что квесты являются эффективным инструментом для развития детей дошкольного возраста. Они не только способствуют повышению мотивации и заинтересованности учащихся, но и помогают развить навыки сотрудничества, критического мышления и творческого мышления. Кроме того, квесты создают атмосферу игры и веселья, что делает обучение более позитивным и привлекательным для детей.
В целом, исследование показывает, что квесты являются эффективной педагогической технологией в дополнительном образовании с детьми дошкольного возраста. Они предоставляют возможность детям активно участвовать в образовательном процессе, развивать свои навыки и способности, а также получать удовольствие и радость от обучения.
Читать дальше
1. Артюхина А. А. Проблемы организации веб-квеста / А. А. Артюхина // Наука, образование и культура. – 2021. – № 4 – С. 79-80.
2. Вербенец А. М. Формы и направления поддержки художественной деятельности старших дошкольников в летний период / А. М. Вербенец // Дет. сад: теория и практика. – 2022. – № 5. – С. 86-97.
3. Гавришова Е. В. Квест – приключенческая игра для детей и родителей / Е. В. Гавришова, В. М. Миленко // Справ. ст. воспитателя дошк. учреждения. – 2020. – № 10. – С. 43-53.
4. Гурецкая Н. С. Квест «День фантазии – птицы счастья!» : [праздник «День фантазии – Птицы счастья» в дошкольном отделении школы № 1913 (детском саду «Фантазия») г. Москвы] / Н. С. Гурецкая, О. А. Сергиенко // Соврем. дет. сад. – 2019. – № 3. – С. 817.
5. Зотова И. Н. Квест-игра «Все работы хороши – выбирай на вкус» : для старших дошкольников и их родителей / И. Н. Зотова // Воспитатель дошк. образоват. учреждения. – 2021. – № 7. – С. 51-59.
6. Исса О. Ф. Методические рекомендации по проведению детского квест-путешествия «Мастер Град» / О. Ф. Исса, А. В. Минина // Справ. ст. воспитателя дошк. учреждения. – 2020. – № 1. – С. 23-28.
7. Калугина Ю. В. Анализ образовательного квеста как педагогической технологии / Ю. В. Калугина, А. Р. Мустафина // Преподаватель XXI в. – 2022. – № 4, Ч. 1. – С. 253-259.
8. Карагулина Е. Е. Сценарий мероприятия для детей 3-7 лет «Творческий квест-путешествие для дружных, смелых и умелых» : художественно-эстетическое развитие / Е. Е. Карагулина // Дошк. педагогика. – 2022. – № 3. – С. 29-34.
9. Квест-игра «День сердца» в детском саду / И. В. Карачун [и др.] // Дошк. педагогика. – 2021. – № 2. – С. 8-11.
10. Колесникова И. В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» / И. В. Колесникова // Справ. ст. воспитателя дошк. учреждения. – 2020. – № 2. – С. 48-59.
11. Кумчук Р. И. Что такое квест? / Р. И. Кумчук // Игровая б-ка. – 2022. – № 3. – С. 82-91.
12. Куценко Г. П. Как использовать образовательный квест в работе по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни / Г. П. Куценко, О. В. Заводилкина // Социальное партнёрство: педагогическая поддержка субъектов образования : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Н. Н. Михайловой, И. В. Хромовой. – Москва, 2021. – С. 226-230.
13. Ливенцева В. А. Квест «Маршрут безопасности» как форма игровой поддержки образовательного процесса : [изучение правил дорожного движения в детском саду] / В. А. Ливенцева // Соврем. дет. сад. – 2020. – № 1. – С. 35-38.
14. Любавина О. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми / О. Любавина, А. Яковлева // Справ. ст. воспитателя дошк. учреждения. – 2022. – № 11. – С. 15-20.
15. Павлова Е. В. Большая игра для маленьких детей / Е. В. Павлова, Е. В. Трибунская, Е. П. Вахрушина // Воспитатель дошк. образоват. учреждения. – 2022. – № 10. – С. 49-54.
16. Перкова Т. Детский квест «Путешествие в МастерГрад» познакомит дошкольников с разными профессиями / Т. Перкова // Справ. ст. воспитателя дошк. учреждения. – 2021. – № 11. – С. 50-59.
17. Россинская А. Н. Краеведческие квесты в детском саду / А. Н. Россинская // Дет. сад: теория и практика. – 2019. – № 5. – С. 52-63.
18. Теплякова Л. А. Квест как метод педагогической диагностики / Л. А. Теплякова, Т. П. Клевжиц // Совр. дет. сад. – 2019. – № 4. – С. 48-49.
19. Тимофеева С. В. Детский профориентационный квест «Путешествие в МастерГрад» / С. В. Тимофеева // Совр. дет. сад. – 2021. – № 3. – С. 39-41.
20. Яцишина Н. В. Ищем подарок / Н. В. Яцишина // Ребенок в дет. саду. – 2019. – № 4. – С. 18-20.
21. Quest for pedagogical technology and its use in education systems. https://www.academia.edu/110443889/Quest_for_pedagogical_technology_and_its_use_in_education_systems (дата обращения: 17.01.2024)
22. Quests with the use of modern information technologies as an innovation in the modern physical education of youth. https://www.researchgate.net/publication/371378838_quests_with_the_use_of_modern_information_technologies_as_an_innovation_in_the_modern_physical_education_of_youth (дата обращения: 17.01.2024)
23. Theoretical Aspects of Using the Technology educational Quest in Elementary School. https://emjms.academicjournal.io/index.php/emjms/article/view/573 (дата обращения: 17.01.2024)
Читать дальше