Актуальность темы исследования. Трансформационные различные социально-экономические процессы постепенного перехода к рыночной экономике постепенно изменяют основу системы социальной защиты граждан. Данные процессы являются противоречивыми, что объясняется их осуществлением непосредственно в условиях общей экономической нестабильности. Большая часть граждан страны не готова к вступлению в совершенно новые экономические отношения, которые ориентированы, прежде всего, на деловую предприимчивость и конкуренцию. Данные негативные тенденции ведут к усилению социально-экономических противоречий. Они становятся тормозом для адаптации людей к совершенно новым экономическим условиям.
Трансформационно-преобразовательные процессы всей системы социальной защиты граждан сопровождаются снижением объемов производства, структурным дисбалансом в экономике, возникновением безработицы, кризисом государственных финансов. В это же время от решения данных вопросов зависят во многом темпы и направленность дальнейших активных экономических преобразований в социальной сфере, ее активное развитие, что существенно актуализирует необходимость разработки теоретических основ, а также практических мер по смягчению и предупреждению негативных явлений. Ключевой задачей можно назвать формирование научно обоснованной концепции современной системы социальной защиты граждан в совершенно новых условиях, создание правовой базы секторов социальной сферы. В настоящее время необходима практическая реализация основных конституционных прав населения России на бесплатное здравоохранение, образование, а также перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, детей, беженцев, а также вынужденных переселенцев. Существует необходимость дальнейшей разработки определенной стратегических программ социальной защиты населения, в особенности в регионах России, нацеленных на рост качества жизни, на усиление мотивированности активной трудовой деятельности. Именно наличие обширного круга нерешенных вопросов осуществления реформирования системы социальной защиты населения, в том числе необходимость улучшения функционирования органов социальной защиты населения российских регионов подтверждают актуальность темы исследования.
Степень разработанности темы. Данная тема является недостаточно изученной. В настоящее время разработкой различных аспектов темы занимаются такие ученые и исследователи, как Леонтьева А.Г., Темавова Н.М., Фурсов В.А. и другие.
Объектом исследования являются отношения, связанные с функционированием органов системы социальной защиты населения.
Предметом исследования являются задачи, функции и направления деятельности Управлений социальной защиты населения.
Целью курсовой работы является анализ сущности и специфики деятельности Управления социальной защиты населения г. Красноярска.
Задачи курсовой работы:
изучить состав и значение системы социальной защиты населения;
определить место управлений социальной защиты населения в системе органов социальной защиты населения в России;
изучить структуру и направления деятельности Управления социальной защиты населения г. Красноярска;
выделить задачи и функции Управления социальной защиты населения г. Красноярска;
выявить проблемы функционирования Управления социальной защиты населения г. Красноярска.
Методы исследования: обобщение, классификация, анализ, синтез.
Структура исследования: содержание, введение, основная часть, заключение и список использованных источников.
Читать дальше
1.1. Состав и значение системы социальной защиты населения
В ведении государства находится социальная сфера, и предоставление услуг населению регулируется федеральными законами. Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под государственными услугами подразумевается деятельность, согласно которой осуществление функций органами исполнительной власти – предоставление государственных услуг, на основе запросов граждан в пределах определенных нормативными актами РФ.
Система социальной защиты Российской Федерации является основой социальной сферы в структуре современного российского общества. Социализация человека, его трудовая и учебная деятельность, личная жизнь неразрывно связаны с существованием и развитием социальной сферы, включающей в себя такие системы как: образование, здравоохранение, институт культуры и спорта, институт семьи, систему социальной защиты населения. Главной целью существования и развития социальной сферы является создание благоприятных условий для гармоничного развития человека, возможностей удовлетворения его потребностей, забота о его физическом, психическом здоровье, создание условий труда, отдыха и досуга.
Согласно действующей Конституции в Российской Федерации охраняются труд и здоровье граждан, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 37, 38 Конституции РФ), каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца (ст. 39 Конституции РФ).
Читать дальше
2.1. Структура и направления деятельности Управления социальной защиты населения г. Красноярска
Управление социальной защиты граждан администрации города г. Красноярска – это орган администрации, который был создан для реализации определенных полномочий администрации данного города в сфере оказания активной социальной помощи и поддержки некоторым категориям граждан страны.
Данный орган обеспечивает повышение качества и доступность дополнительных мер непосредственной социальной поддержки граждан, занимается оказанием поддержки в пределах определенной своей компетенции каким-либо некоммерческим организациям (социально ориентированным), которые не являются государственными или же муниципальными учреждениями, непосредственно находящимся на территории города Красноярска, добровольцам и благотворителям. Все они осуществляют свою активную деятельность в сфере социальной поддержки граждан. Рассматриваемый орган принимает также активное участие в формировании условий в сфере обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных граждан и инвалидов к различным объектам инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, определенным местам отдыха, а также к услугам, которые предоставляются в них, в строгом соответствии с российским законодательством.
Управление в своей работе подчиняется непосредственно заместителю Главы Красноярска. К его ведению относятся вопросы реализации социальной политики.
Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Конституционное законодательство определяет основополагающие права и свободы человека и гражданина, принципы их осуществления и защиты. К таковым относятся конституционные права на социальную защиту и социальное обеспечение. Современный этап развития социальной защиты населения характеризуется довольно быстрым совершенствованием методологии и методики социальной защиты граждан РФ. К настоящему времени система социальной защиты в России представлена следующими функциональными блоками: обязательное социальное страхование; социальная поддержка населения; социальное обслуживание населения.
На сегодняшний день выделяется широкий спектр различных органов и учреждений, чья деятельность направлена на непосредственную работу с особыми категориями населения и их последующей социальной защитой. Федеральным органом исполнительной власти РФ в сфере социальной защиты населения является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ. На региональном уровне органы и учреждения социальной защиты населения регламентируются вышестоящими органами. Одним из важнейших органов можно назвать Управления социальной защиты населения. Целью их деятельности является претворение в жизнь политики государства, направленной на реализацию прав человека в сфере социальной защиты на местах. Основным видом деятельности Управления социальной защиты населения является осуществление государственной, региональной, муниципальной политики в области социальной защиты отдельных категорий граждан, социально незащищенных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, проживающих на конкретной территории.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс»
2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 31. – ст. 4179.
3. Распоряжение Администрации г. Красноярска от 13 ноября 2019 г. N 370-р «Об утверждении Положения об Управлении социальной защиты населения Администрации города Красноярска» // СПС «Гарант
4. Бизикова, Т.А. Система социальной защиты населения России: эволюция, современное состояние и возможности улучшения / Т.А. Бизикова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2021. – №23. – С. 1-8.
5. Богданова, О.Ю. Проблемы социальной защиты населения в современных условиях / О.Ю. Богданова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 8. – С. 95-97.
6. Косова, Н.А. Современное состояние системы социального обеспечения и защиты населения Российской Федерации / Н.А. Косова // Современное состояние и перспективы развития рынка страхования. Материалы III Международной научно-практической конференции, приуроченной ко Дню страховщика. – Воронеж, 2019. – С. 186-193.
7. Леонтьева, А.Г. Проблемы трансформации системы социальной защиты населения в условиях модернизации Российской экономики / А.Г. Леонтьева // Вестник Тюменского государственного университета. – 2020. – № 11. – С. 7-17.
8. Овчарова, Л. Развитие адресной социальной поддержки нуждающихся в России: барьеры и возможности / Л. Овчарова, Е. Горина // Вопросы экономики. – 2019. – № 3. – С. 74-80.
9. Радонова, А.В. Система органов управления в области социальной защиты населения и ее структура в постсоветский период / А.В. Радонова // Среднерусский вестник общественных наук. – 2021. – №4. – С. 94-99.
10. Рыжов, В. Россия вошла в пятерку худших стран для пенсионеров / В. Рыжов // Экономическая наука и практика. – 2019. – № 8. – С. 73-79.
11. Темавова, Н.М. Состав и значение системы социальной защиты населения / Н.М. Темавова // Теоретический и практический потенциал современной науки. Сборник научных статей. Научный редактор Д.В. Фурсова. – Москва, 2019. – С. 134-137.
12. Федорова, А.С. Государственное управление социальной защитой / А.С. Федорова // Теория и практика современной науки. – 2022. – №2 (2). – С. 244-250.
13. Фурсов, В.А. Социальная защита населения в Российской Федерации / В.А. Фурсов // Образование и проблемы развития общества. – 2020. – №1 (10). – С. 220-224.
14. Шмыков, А.Ю. Особенности и некоторые проблемы управления системой социальной защиты населения (на примере Московского региона) / А.Ю. Шмыков // Вестник евразийской науки. – 2021. – №6 (31). – С. 1-13.
15. http://www.admkrsk.ru – Официальный сайт Администрации г. Красноярск
16. http://www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
Читать дальше