Введение 3
Глава 1. Понятие предпенсионного возраста. Порядок и условия установления статуса предпенсионера 4
1.1.Понятие предпенсионного возраста. Нормативно-правовое регулирование в области предпенсионного возраста 4
1.2.Порядок и условия установления статуса предпенсионера, прекращение указанного статуса 9
Глава 2. Социальная защита лиц предпенсионного возраста в РФ. Виды и порядок оказание услуг и назначение льгот лицам предпенсионного возраста 11
2.1. Социальная защита лиц предпенсионного возраста в Российской Федерации и ее виды 11
2.2. Порядок оказание услуг и назначение льгот лицам предпенсионного возраста 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Читать дальше
Современное российское государство, являясь социальным, несет бремя по предоставлению социальной защиты всему нуждающемуся населению ,в том числе и лицам предпенсионного возраста. При этом, создать такую систему социальной защиты, которая бы охватывала все требующие внимания вопросы, достаточно непросто. Для достижения этой цели требуется от всех уполномоченных на то органов слаженной совместной работы.
Появление новой категории лиц предпенсионного возраста предполагает надлежащую защиту их прав, которая осуществляется нормами трудового права, административного и уголовного права.
Изменение пенсионного возраста повлекло появление фактически нового субъекта правоотношений: лица предпенсионного возраста, для которого законодательством предусмотрены меры защиты и определены статутные права. Реализация новых прав данной категории граждан тесно связана с необходимостью увеличения размеров пенсий, увеличению возможностей трудоустройства лиц предпенсионного возраста, изменением взглядов работодателей на труд граждан старшего поколения.
Актуальность темы исследования определена широким кругом лиц, чьи интересы затрагиваются. Пенсионная реформа, в результате которой изменился возраст, с которого граждане выходят на пенсию коснулась практически каждую вторую семьи в России, что свидетельствует о большом общественном резонансе.
Цель работы состоит в теоретическом и практическом изучении особенностей социальной защиты лиц предпенсионного возраста в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие социальной защиты лиц предпенсионного возраста;
2. Раскрыть правовые основы социальной защиты лиц предпенсионного возраста;
3. изучить перечень мер социальной поддержки для лиц предпенсионного возраста;
4. рассмотреть положительные и отрицательные стороны пенсионной реформы.
Объект исследования - реализация государственной политики в области социальной защиты лиц предпенсионного возраста.
Предмет исследования – социальная защита лиц предпенсионного возраста в Российской Федерации.
Методы исследования: анализ, сравнение, дедукция.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Читать дальше
Реализованная в Российской Федерации пенсионная реформа, изменившая в сторону увеличения возраст, с которого граждане выходят на пенсию, до настоящего времени имеет ряд негативного отношения. К указанным нововведениям в связи с проведением данной реформы в обществе имеется двоякое отношение. Несомненно, возмущение выразили граждане, у которых в ближайшее время планировался выход на заслуженную пенсию. Молодежь по сути проигнорировала внесенные коррективы, так как по большому счету данной категории населения до пенсии еще достаточно долго и много еще может измениться. Кроме того, закон непостоянен и ему свойственно меняться.
Взгляды исследователей разносторонние. Одни полагают, что преобразования не изменят в сущности ничего и все останется по-прежнему, другие (их оппоненты) думают, что законодательные трансформации неизбежны и обязательны и способствуют достижению ряда показателей в сфере пенсионного обеспечения.
Итоги данных коррективов будут понятны только спустя некоторое время, после чего многие исследователи будут проводить тщательные анализы изменений.
Преобразования в виде повышения соответствующего возраста являются систематическим процессом и проводились они максимально незаметно для государства, по крайней мере так планировалось.
Начались преобразования в две тысячи девятнадцатом году, в котором для граждан мужского пола и граждан женского пола соответствующий возраст продлили на 6 месяцев.
К изучаемой категории стали относиться граждане женского пола, которым исполнилось пятьдесят с половиной лет и граждане мужского пола, которым исполнилось пятьдесят пять с половиной лет.
Читать дальше
Социальная защита населения в Российской Федерации развита очень широко. Лица предпенсионного возраста имеют ряд льгот и прав, при этом, если они относятся еще к какой-либо категории граждан, например, к лицам, которым установлена инвалидность, или к малоимущим семьям и др. для них предусмотрены также и иные меры социальной защиты.
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает порядок и основания оказания помощи нуждающимся гражданам (малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, граждане предпенсионного возраста и тд.). К такой помощи относится предоставление набора социальных услуг (лекарственные препараты и др.) или замена его денежным эквивалентом, социальные доплаты к пенсии, помощь в натуральной форме; субсидии (в частности, на оплату жилья, коммунальных услуг); социальные пособия и другие выплаты, носящие характер дополнительной материальной помощи (доплаты, стипендии и др.); стоимости приобретенного технического средства реабилитации); льготы (например, внеочередное обеспечение жилыми помещениями). Также в Российской Федерации предусматривается социальное обслуживание, в рамках которого гражданам оказываются социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические услуги.
В части гарантий в трудовой сфере работники предпенсионного возраста при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка. При этом они обязаны представлять работодателю медицинские справки, подтверждающие прохождение диспансеризации в дни освобождения от работы, если это предусмотрено локальным нормативным актом.
Также для такой категории граждан устанавливается гарантия, при которой за необоснованный отказ в приеме на работу по мотивам достижения гражданином предпенсионного возраста, а равно за необоснованное увольнение такого работника по тем же мотивам работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности. Работодатель может быть привлечен в указанной ответственности также, если вынудил гражданина, находящего в предпенсионном возрасте, написать заявление по собственному желанию
Читать дальше
Пенсионная система России в очередной раз претерпела существенные изменения, в результате чего появилась новая категория граждан – граждане предпенсионного возраста.
Подводя итог, необходимо отметить, что задачи, поставленные в работе достигнуты в полном объеме, изучен правовой статус лиц предпенсионного возраста, гарантии, предоставляемые им, а также ситуации, в которых они являются уязвимыми сторонами. Проанализирована нормативная правовая база, которая свидетельствует о том, что необходимо более подробное регламентирование статуса лиц предпенсионного возраста. Изученные меры социальной поддержки для лиц предпенсионного возраста свидетельствуют о том, что государство бережно относится к предпенсионерам и предпринимает достаточно мер, чтобы защитить их.
Внесение изменений невозможно реализовать только на бумаге, в связи с чем потребовалось внесение изменений в рад нормативных правовых актов, установив гарантии и компенсации для такой категории граждан, а также установлении уголовной ответственности за нарушение их прав.
Тенденция старения населения в мире привела к появлению новых вызовов для государств. Особенно сильно эта ситуация отражается на экономике и в первую очередь на рынке труда и занятости населения. Поэтому важно принимать продуманные комплексные меры для решения проблем, возникающих в этой сфере. Мир идет по пути реализации концепции активного старения, или активного долголетия.
Российской Федерации необходимо более активно включаться в данную концепцию, продолжать внедрять ее элементы во внутреннюю политику. Одной из идей этой концепции является то, что необходимо рассматривать лиц пожилого возраста как ценных членов общества, учитывать их возможности, опыт, «встраивать» их в рынок труда и в экономику в целом. Для этого нужно проводить такую государственную социальную политику, которая включает содействие занятости лиц пожилого возраста в качестве одного из приоритетных направлений. При этом важно учитывать уязвимость данной категории населения на рынке труда и принимать исчерпывающие меры для их защиты и реализации их прав.
Читать дальше
Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» / Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308156/ (дата обращения 29.01.2024).
2.Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»/ Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464093/.
3.Федеральный закон от 30.10.2018 № 378-ФЗ «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»/ Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310005/ (дата обращения 29.01.2024).
4.Федеральный закон от 03.10.2018 № 353-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» / Электронный ресурс: https://base.garant.ru/72066784/ (дата обращения 29.01.2024).
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ / Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 29.01.2024).
6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ / Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 29.01.2024).
7.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ /Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 29.01.2024).
8. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» / Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения 29.01.2024).
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ/ Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 29.01.2024).
10. Федеральный закон от 26.11.2001 № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» / Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34148/дата обращения 29.01.2024).
11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ / Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения 29.01.2024).
12. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» / Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения 29.01.2024).
13.Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» / Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения 29.01.2024).
14. Постановление Правления ПФ РФ от 04.04.2019 № 206п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста» / Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328306/ (дата обращения 29.01.2024).
15. Приказ СФР от 14.09.2023 № 1699 «Об утверждении Порядка оформления электронного документа, содержащего сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста» / Электронный ресурс: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310160017.
16. Закон г. Москвы от 26.09.2018 № 19 «О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения» / Электронный ресурс: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/39398220/ (дата обращения 29.01.2024).
17. Постановление Правительства Москвы от 29.12.2018 № 1713-ПП «О получении статуса жителями города Москвы в целях предоставления им дополнительных мер социальной поддержки, установленных в связи с изменениями федерального законодательства в части повышения пенсионного возраста» / Электронный ресурс: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=3MRvmg&base=MLAW&n=212959&dst=100005&field=134#D1Jsj2UsjhQ6Dg4l2 (дата обращения 29.01.2024).
Читать дальше