Актуальность данной темы исследования состоит в том, что на протяжении многих столетий историки, исследователи, представители искусства и культуры обращаются к прошлому мирового наследия, где средневековье несет в себе ценностное и смысловое выражение эпохи готического стиля, как одного из прекрасных и неоднозначных направлений.
В средние века для человека той эпохи символы и сам символизм были основой видения и воплощения во всех сферах жизни, и в общественной жизни, и в культе, и в искусстве, и в народных образах. Здесь будет уместным привести слова из книги Гуречива А.: «мир – это книга, написанная рукою Бога» [2, 266], потому что именно в средневековье люди видели порядок устройства бытия в символической форме священной жизни данной Господом. Она ярко проявлялась в архитектурных формах, которые воплощали в себе соборы, храмы и церкви, как с наружной стороны зданий, так и внутреннем убранстве – это витражи, мозаики, живопись и пластика. В данной работе будут приведены примеры.
Наивысшим проявлением образов и понимания мироздания стоит считать период готической культуры средневековья, как «готическое мировоззрение с его борьбой между разумом и волей есть, по сути, выражение жизнечувствования крестовых походов, эпохи Штауфенов и великих соборных построек» [10, 24].
Готика вырастала постепенно из романского стиля, трансформируя и вводя свои элементы и новшества, готика воплощала все, что в романскую эпоху отклонялось от абстракции и приближалось к жизни и человеку. Строители могли свободно и искренне выражать все чувства с помощью своего творчества в архитектуре [11, 10]. Существует некоторая сложность изучения границ готического искусства и во временных пределах и в стилистических приемах, которые в данной работе будут изучены подробно.
Целью данного исследования стоит считать готическое зодчество, как основную форму выражения средневекового миропонимания, которое наиболее ярко проявилось в архитектуре и имеет свои стилистические особенности.
Объектом исследования является символический мир готической культуры в эпоху средневековья.
Предметом исследования является эстетические принципы и этапы развития феномена готики в средние века.
Задачами исследования выступают:
- Проследить исторические этапы возникновения и развития феномена готического стиля;
- Изучить основные черты и этапы развития готического направления в архитектуре;
- Выявить особенности готического стиля в разных странах мира;
Методологическую основу данной курсовой работы составляет теоретико-эстетический анализ культурной жизни средневековья, системный и исторический методы исследования теоретического материала основных источников.
Данная работа состоит из двух глав и восьми параграфов, а также введения, заключения и списка источников и литературы.
Читать дальше
1.1 История возникновения готического стиля, его характеристика
В XII веке происходит смена ведущего архитектурного романтического стиля на готический, конечно за этой переменой стоит перемена в мировоззрении и восприятия мира у средневекового человека. Обратимся к термину «готика», так в Большой Российской энциклопедии этот термин обозначает (франц. Gothique, итал. Gotico, от лат. Gothicus-присущий варварскому племени готов), художественный стиль XII-XV вв. или до конца XVI века – заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, центральной и частично Восточной Европы. Готика возникла около 1140 года в области Иль-де-Франс, где романский стиль был слабо представлен. На протяжении нескольких десятилетий она развивалась в королевских владениях и городах-коммунах на северо-восточной Франции, к 1180 году проникла в Англию, а к XIII веку в Италию, Священную Римскую империю, еще позже в Нидерланды и в Восточную Европу [7].
Эпоха готического искусства, его формирования стало временем для преобразования, которое охватило и духовную, и светскую жизнь, а также, новые сферы общественного производства. В одной из книг Л.Д. Любимова сказано: «Во всех видах искусства готика знаменует переход в новое качество. Архитектура по-прежнему главенствует в художественном творчестве, раз, как мы уже знаем, средневековый собор – «чудесный результат соединения всех сил целой эпохи». Стройность и динамичность каркаса определяет в готике общий облик собора, его скульптурное убранство, естественно стало другим, чем в романскую пору [9, 94].
В.А. Темкин в своей статье отмечает, что «господь устрашающий, запечатленный в столь многих произведениях романсного искусства постепенно вытесняется образом Господа Милосердного, сочувствующего бедам простых людей и способного прийти им на помощь» [14, 166]. Здесь же усиливается и поклонение, и культ Богоматери, потому что с помощью нее Иисус пришел на землю. Одной из важнейших была и остается тема Страшного суда, ей на фасадах Соборов и Церквей посвящается один из порталов центрального фасада.
Читать дальше
2.1 Типы зданий, решения пространства и витражи
Готика как стиль была отражением эпохи, всех изменений общества в целом. Готика зародилась во дворах французских королей, а после стала активно распространяться в Англии, Испании и Чехии, для этих стран готика стала символом христианской монархии, но готическую архитектуру распространяли и монашеские ордены. Соборы были общественным местом города, и оставались олицетворением духовной жизни. Сущность готики в сопоставлении противоположностей, в возможности объединить и духовную, абстрактную идею и настоящую жизнь, космическую холодную бесконечность абсолюта и выразительную конкретность детали, в умении пронизать земную плоть движением духовной жизни [15, 217].
Здесь стоит выделить основные элементы готики:
- нервюрный свод, как его следствие, устой с примкнутыми к нему колонками;
- аркбутан;
- стрельчатая арка [8, 139].
Важным достижением готической архитектуры стоит считать выделение в здании строительного каркаса. Основу готической конструкции составлял крестовый нервюрный свод. В готике изменилась система кладки ребристого свода. Ребра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему. Четыре опоры изначально соединяли щековыми арками, а после перебрасывали две диагональные арки – оживы. Эта конструкция составляла скелет будущего свода. Вот эти арки и получили название нервюр. (На рисунке 5 изображен Нервюрный свод)
Нервюры несут свод, являются его конструктивной основой, изображают конструкцию, делают зримыми ее силовые линии. Пучки колонн окружающие устои, лишь слегка поддерживают нервюры, они изображают конструкцию, но не поддерживают ее.
Читать дальше
Делая выводы к данной теме, стоит сказать следующее. Готический стиль занял достаточно длительный временной промежуток и проявил себя ярко в странах Европы. Основой его появления служили экономические, политические, общественные и религиозные изменения в общественной жизни людей. Готическая культура являет собой некий результат или вывод всего Средневековья, где основой мышления служит некий символизм и образность. Здесь же присутствуют и иерархический порядок, и реалистический символизм, который проявлял высшую реальность в земных созданиях.
Мир для средневекового человека, это мир, которым руководит исключительно Божественная рука и свершается все по воле Божьей. Визуально в Соборах и Церквях готического стиля можно видеть картины Страшного суда, где образы ада изображены менее чем райские образы. Здесь стоит задачей донести до людей важную мысль о Великом милосердии Создателя.
Важным моментом является не четкая грань перехода между романическим стилем и готическим, принципы духовной жизни в тот период находились на стадии становления, и во многих архитектурных сооружениях можно было наблюдать даже некоторое смешение разных стилистических направлений. Также назидательный смысл мотива наказания грешных людей сохраняется и в романическую и в готическую эпоху, но в готике проявляется наиболее ярко.
Таким образом, важным является воздаяние за грехи человеческие, тема, которая является основной в эпоху готики. Место человека в этом мире является опорным моментом в христианском мышлении человека Средневековья.
Готический стиль смог достичь своего равномерного и повсеместного развития за счет важных и фундаментальных духовных тем человека, за счет высокого синтеза различных видов искусств, за счет совершенно нового конструктивного плана Соборов с очень сложной каркасной системой, облегченным сводами на нервюрах и гуртах. Готические схемы построения храмов дали возможность расширения интерьера и создания специфических форм, а также новый взгляд для понимания организации пространства и объемной композиции.
Работа над данной темой позволила нам полностью решить все поставленные задачи во введении. Изучение материала дало возможность понять специфику культурных процессов и исторического периода времени.
Центральным мотивом готического стилистического направления является человек, с его грехами, с его определенным видением и пониманием своего места в жизни. Готика является не однозначным феноменом по оценке исследователей – теоретиков, что так же, получилось проследить в данной работе. Поэтому готика является идеальным воплощением органической целостности, где центральным элементом культуры выступает такое произведение как сам человек с его укорененностью в духовную традицию и с полной свободой творческого воплощения.
Читать дальше
1. Готическая архитектура во Франции – French Trip [Электронный источник] / Режим доступа: https://frenchtrip.ru/france-info/frantsuzskaya-arhitektura/goticheskaya-arhitektura-vo-frantsii/ - (Дата обращения: 30.01.2024);
2. Гуревич А.Я. – Категории средневековой культуры – 2-е изд., испр. и доп. / М. - Изд-во: «Искусство» - 1984 г. – 350 с.;
3. Гюго В. – Собор Парижской богоматери – собр. соч. т. 2 – М. – 1953 г. – 546 с.;
4. Дудина А. – Главные особенности готического стиля [Электронный источник] / 2024г. – Режим доступа: https://media.contented.ru/vdohnovenie/istoriya-dizajna/goticheskiy-stil-dizayn/
- Дата обращения: 29.01.2024;
5. Журин А.Н. – Трансформация эстетического восприятия готической архитектуры в период перехода от эпохи просвещения к эпохе романтизма / Журнал: Трансформация. Творчество и современность. – 2020г. – с. 144-150;
6. Кажикенова Г.М. – Готическая архитектура Англии / Журнал: Наука и техника Казахстана – Г.М. Кажикенова и М.Г. Байдрахманова – 2010г. – с. 70-72;
7. Кравец С.Л. – Большая Российская энциклопедия [Электронный источник] / 2022 – Режим доступа: https://bigenc.ru/c/gotika-8c667a - Дата обращения: 29.01.2024;
8. Лазарев М.А. – Готический период: культура и искусство Западной Европы / Журнал: Humanity space International aimanac VOL. 1 – 2012г. – с. 137-153;
9. Любимов Л. – Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии / М. Изд-во: «Просвещение» - 1976г. – 319 с.;
10. Лясковская О.А. – Французская готика XII-XIV веков / М. Изд-во: «Искусство» 1973 г. – 295 с.;
11. Насонова С.К. – Феномен готики в системе культуры / Диссерт. канд. культурол. наук – Санкт-Петербург – 2004г. – 151 с.;
12. Овсянников М.Ф. - Русские эстетические трактаты первой трети XIX века в 2 т. / Ред. Коллегия: М.Ф. Овсянников и др. вступит. Ст. З.А. Каменского – М. Изд-во: «Искусство» - 1974 г. Т.1 – 403 с.;
13. Путятин И.Е. – Две готики в архитектурном мышлении эпохи Просвещения» / Вестник ПСТГУ. Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства» - 2017 – с. 65-74;
14. Темкин В.А. – Мотив наказания грешников в культуре и искусстве французской готики / Вестник Москов. лингвист. Университета Гуманитар. Науки – 2023г. – с. 165-171;
15. Тяжелов В.Н. – Малая история искусств – Иск-тво ср. веков в Зап. И центр. Европе / М. Изд-во: «Искусство» - 1981г. – 386 с.;
16. Шеллинг Ф.В.Й. – Философия искусства / Ф.В.Й. Шеллинг – М. Изд-во: «Мысль» - 1966г. – 496 с.
Читать дальше