Введение……………………………………………………………………..…....3 1. Теоретические аспекты изучения внеурочной деятельности в экологическом воспитании младших школьников…………………………4 1.1. Понятие и формы внеурочной деятельности в начальной школе…………4 1.2. Особенности экологического воспитания младших школьников………..10 2. Прикладные особенности реализации экологического воспитания во внеурочной деятельности……………………………………………………...18 2.1. Формы и приемы внеурочной деятельности экологической направленности…………………………………………………………………..18 2.2. Экологическая тропа как основа экологизации обучения………………...24 Заключение……………………………………………………………………...27 Список литературы…………………………………………………………….29
Бурятский Республиканский Педагогический колледж
3

Значение внеурочной деятельности в экологическом воспитании младших школьников

курсовая работа
Педагогика
32 страниц
47% уникальность
2024 год
6 просмотров
Нижнакова С.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Актуальность данной темы подтверждается тем фактом, что экология сегодня – одна из наиболее важных сфер науки и общества. Значение внешкольной деятельности в экологическом воспитании в актуализации экологических проблем и вовлечении учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды. Цель данного исследования – выявить значение внеурочной деятельности в экологическом воспитании младших школьников. Для достижения поставленной цели, в работе реализуются следующие задачи: • Изучить понятие и формы внеурочной деятельности в начальной школе; • Обобщить особенности экологического воспитания младших школьников; • Проанализировать формы и приемы внеурочной деятельности экологической направленности; • Охарактеризовать экологическую тропу как основу экологизации обучения. Объект исследования – внеурочная деятельность. Предмет исследования – значение (роль) внеурочной деятельности в экологическом воспитании младших школьников. Теоретические методы исследования: теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования. Структура: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. Теоретическая значимость заключается в том, что изучение внеурочной деятельности в экологическом воспитании помогает понять влияние окружающей среды на формирование личности ребенка. Практическая значимость заключается в разработке и реализации специализированных образовательных программы, направленные на формирование экологической грамотности и экологической культуры у младших школьников.
Читать дальше
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность (по ФГОС НОО) – это «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» [3]. В учебно-методической литературе под внеурочной деятельностью понимают активности и мероприятия, которые проводятся со школьниками во внеурочное время, чтобы удовлетворить их потребности в смысловом досуге (например, праздники, вечера, походы и т.д.), участие в самоуправлении и общественно полезной работе, а также в детских общественных объединениях и организациях [15]. Данная работа помогает учителям выявить потенциальные возможности и интересы учеников и помочь им их развить. Внеурочная деятельность нацелена на создание условий для неофициального общения между учащимися класса или учебной группы и имеет явно выраженную воспитательную и социально-педагогическую цель. Между школой и отдыхом большинство детей занимаются на одном или нескольких внеурочных занятиях. Эта деятельность позволяет школьникам заниматься своими особыми интересами, выходящими за рамки типичной образовательной программы.
Читать дальше
На современном этапе развития образования учитель биологии не должен ограничиваться только изложением программного материала. Он должен научить учащихся творчески мыслить, развить потребность в поисковой деятельности, сформировать исследовательские умения, сформировать бережное отношение к природе. Необходимо раннее знакомство детей с законами природы, чтобы они обладали этими знаниями на протяжении всей жизни. Экологическое образование и воспитание должны быть доступны для всех возрастных групп в современной школе. Сегодня оно стало одним из основных аспектов воспитательной работы и развития системы школьного образования. Как известно, основной формой обучения в школе всегда был урок. Однако, дидактический материал не может заменить непосредственного общения учеников с природой. Внеурочная работа по предмету окружающий мир может быть реализована в самых разных формах - групповой, массовой, индивидуальной. Все они строятся с учетом изучаемого на уроках материала. Сама тематика внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» может быть очень разнообразной. Выделяют следующие формы и методы развития внеурочной деятельности экологической направленности [7].
Читать дальше
Одним из способов формирования ценностного отношения к живой природе является изучение биологических объектов в их естественной среде обитания. Это позволяет учащимся увидеть богатство и разнообразие живой природы, а также осознать важность ее сохранения. Обобщая теоретические аспекты изучения данной темы, можно сделать вывод, что формирование основ экологического воспитания в младших классах требует комплексного подхода, который объединяет теоретическое обучение, практическую деятельность и развитие экологической культуры. Одна из основных целей экологической внеурочной деятельности - формирование у детей интереса к природе, понимания важности ее сохранения и ответственного поведения по отношению к окружающей среде. Это достигается через активное взаимодействие с природой, проведение натурных наблюдений, изучение особенностей различных регионов и экосистем. Кроме того, внеурочные занятия помогают детям развивать социальные и интеллектуальные навыки. внеурочные занятия для детей сводят к минимуму их время перед экраном и повышают их взаимодействие с другими детьми их возрастных групп. Эти занятия лучше используют свободное время ребенка, чтобы узнать что-то новое или принести пользу обществу. Внеурочная деятельность экологической направленности также способствует развитию у детей и подростков ряда важных компетенций, таких как наблюдательность, критическое мышление, умение работать в коллективе, организаторские навыки и другие. Кроме того, такая деятельность способствует формированию у детей ответственного отношения к окружающей среде и прививает им практические навыки по ее охране. Внеурочная деятельность экологической направленности имеет большое значение не только для развития детей и подростков, но и для самой природы. С малых лет они учатся бережному отношению к окружающей среде, что создает предпосылки для формирования устойчивого образа жизни и поддержания экологической устойчивости в обществе. Использование экологических троп и подобных экскурсий стали менее распространенными из-за ограниченного финансирования и нехватки свободного времени из-за того, что все школьные учителя уделяют особое внимание только подготовке к итоговой аттестации. Однако, экскурсии рядом со школой не требуют больших затрат, но при этом сохраняют преимущества традиционных экскурсий. Организация и проведение экскурсий в школьном биологическом образовании требует особого внимания к методическим аспектам. Предложенные в работе методические особенности помогут ученикам получить максимальную пользу и удовольствие от проведения экскурсий в рамках начального образования. Подводя итог, можно сказать о том, что внеурочные занятия по экологии могут стать платформой для развития экологического мышления у детей. Они могут участвовать в обсуждении проблем экологии, анализировать их причины и последствия, искать пути их решения. Такой подход развивает у детей критическое мышление, способность видеть взаимосвязи между человеком и природой, а также стремление к устойчивому развитию общества. Таким, образом, внеурочная деятельность играет значительную роль в экологическом воспитании младших школьников. Она помогает им расширить знания о природе, развить навыки работы в команде и самостоятельности, а также формирует у них ответственность за окружающую среду.
Читать дальше
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения 25.01.2024). 2. Методические рекомендации по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематики. (утв. Министерством просвещения России от 16.06.2022 №06-836) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420091 (Дата обращения: 20.01.2024). 3. Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент общего образования. Письмо от 12 мая 2011 года № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». URL: https://docs.cntd.ru/document/902321606 (дата обращения 25.01.2024). 4. Барашкова Н. И. Особенности организации и проведения экскурсии в школьном курсе биологии в 5–6 классах // Образовательная среда сегодня: теория и практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: ООО Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2022. С. 162-167. 5. Болотина Е. Н. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания / Е. Н. Болотина, К. П. Шишкина // Молодой ученый. 2022. № 42.1 (437.1). С. 2-4 6. Веретенникова Л. К. Формирование и развитие коммуникативных компетенций и умений детей младшего школьного возраста во внеурочной творческой деятельности / Л. К. Веретенникова, Н. Н. Станкевич // Гносеологические аспекты образования: Международный сборник научных трудов, посвящённый памяти профессора С.П. Баранова. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. С. 51-54. 7. Виноходова А. Р. Экологическое воспитание младших школьников / А. Р. Виноходова, Р. В. Юхимчук // Научный альманах. 2023. № 11-1(109). С. 33-35. 8. Данилов-Данильян В. И. Глобальная экологическая проблема и устойчивое развитие // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2019. № 4. С. 8-23. 9. Колесникова О. М. Формы внеурочной деятельности школьников // Вестник научных конференций. 2018. № 4-2(32). С. 46-48. 10. Лехина А. И. Внеурочная работа в начальной школе. Омск: Моралес, 2019. 288 с. 11. Машарова Т. В. Экологическое воспитание младших школьников. – Киров : Кировский государственный педагогический институт, 1993. 51 с. 12. Несговорова Н. П. Основные аспекты создания экологических маршрутов в городской среде / Н. П. Несговорова, В. Г. Савельев // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 158. 13. Приймак Е. В. Кружок - как форма организации внеурочной деятельности // Центральный научный вестник. 2019. Т. 4, № 2(67). С. 20-21. 14. Сафарова А.Х. Процесс обучения детей в начальном звене школы: современные технологии. СПб.: Вера, 2021. 333 с. 15. Сегова Т. Д. Внеурочная деятельность младших школьников: Учебно-методическое пособие; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2022. 105 с. 16. Столярова, Н. С. Методы и формы организации внеурочной деятельности подростков // Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования : Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Курск, 2019. С. 244-245. 17. Хабибуллина В. Ю. Особенности организации внеурочной деятельности в условиях начальной школы / В. Ю. Хабибуллина, О. А. Еремеева // Вестник науки. 2023. Т. 5, № 4(61). С. 188-192. 18. Шапарова Т. О. Значение школьных экскурсий в курсе биологии // Инновации в естественнонаучном образовании: материалы X Всероссийской научно-методической конференции. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2018. С. 326-331. 19. Экологическая тропа как форма экологического образования школьников / Н. Г. Розломий, Н. В. Репш, А. Н. Белов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 2(192). С. 267-273.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Вменяемости как обязательный признак субъекта преступления
Количество страниц:
21
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Значение эмоций в процессе развития человека
Количество страниц:
27
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Психология
курсовая работа
Исторические основы формирования идеи эффективности государственного управления
Количество страниц:
30
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
реферат
Правовые меры охраны земель от загрязнения
Количество страниц:
20
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Финансово-аналитическая экспертиза АО
Количество страниц:
40
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Судебно -бухгалтерская экспертиза

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image