Актуальность исследования. Проблема значения эмоций в жизни человека является одной из важнейших в современной психологии. Значительное число исследований отнюдь не исчерпали проблему, скорее, показали ее глубину, определили спектр направлений анализа психологии поведения. Изучение психологии эмоций позволяет расширить представления об адаптивной психической активности, о факторах, обеспечивающих эффективное поведение личности в процессе ее адаптации. Как известно, эмоциональная сфера осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Эмоции влияют на процесс становления и функционирования личности, организацию ее поведения. Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в организации взаимодействия личности с внешней средой, в обеспечении активных форм ее жизнедеятельности. Таким образом, тема работы является актуальной для современной психологии и требует более подробного изучения.
Цель работы – изучение значение эмоций в процессе развития человека.
Объект исследования – эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования – значение эмоций в процессе развития человека.
Гипотеза – в процессе развития человека будет разное значение эмоций
Задачи:
1. охарактеризовать эмоции в структуре эмоциональной сферы личности;
2. проанализировать особенности развития эмоций и их значение;
3. подобрать методы диагностики и реализовать практическое исследование значений эмоций в процессе развития человека;
4. проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Методологической основой выступили учения об эмоциях Выгодского Л.С., Леонтъева А.И., Изард К.
Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, тестирование.
Практическая значимость работы закачается в возможности учета полученных данных при психологическом консультировании клиентов разного возраста по проблеме значений эмоций в развитии человека.
База исследования – Российский университет дружбы народов, кафедра социальной и дифференциальной психологии.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы.
Читать дальше
В настоящее время существует несколько трактовок понятия «Эмоциональная сфера личности», однако, как показывает анализ разных теорий, они похожи.
Например, Калинцева М.А. определяет эмоциональную сферу личности как совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств (Калинцева, 2022).
По мнению Изард К., эмоциональная сфера личности – это многогранное образование, включающее, кроме самих эмоций, эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства)» (Изард, 2017).
Липунова О.В. отмечает, что эмоциональная сфера отражает особенности мотивационной сферы человека, индивидуальные, характерные для конкретной личности реакции на явления и ситуации жизни (Липунова, 2019).
Эмоциональная сфера состоит из нескольких компонентов и включает в себя: эмоции, чувства, привязанности и настроение. Эмоции - волнение, шок. В психологии под эмоциями понимают процессы и состояния, отражающие значимость чего-либо для человека в виде переживания. Другими словами, эмоции являются показателем важности объекта или явления для человека и проявляются в ответ на событие.
К. Изард выделяет следующие основные эмоции: радость, удивление, грусть, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.
Аффекты – это очень сильные эмоциональные реакции на критическую ситуацию. Для них характерны кратковременность течения и активные двигательные реакции Чувства - более стабильны. Они могут длиться несколько месяцев или даже лет. Чувства обычно возникают по отношению к объекту устойчивых потребностей человека. В зависимости от этого объекта чувства делятся на следующие виды: нравственные - отношение человека к другим людям или к самому себе, интеллектуальные - отношение к знаниям (любопытство, интерес), эстетические чувства - отношение человека к красоте и безобразию (природа, искусство, чувство прекрасного). Настроение – это фон. Общее состояние человека относительно длительное и бесстрессовое. Настроение не возникает в ответ на событие или по отношению к человеку (Изард, 2017).
Читать дальше
Для того, чтобы изучить значение эмоций в развитии человека были опрошены люди разных возрастов. Всего в исследовании приняли участие 60 человек (30 мужчин и 30 женщин): 20 человек в возрасте 16-18 лет, 20 человек в возрасте 30-35 лет и 20 человек в возрасте 60-65 лет. В каждой возрастной группе было одинаковое число мужчин женщин.
В работе использовались следующие методики, представленные в таблице 1.
Читать дальше
Таким образом, эмоциональная сфера личности – это многогранное образование эмоции и эмоциональные явления, к которым относятся эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства). В настоящее время существует несколько мнений относительно развития и структуры эмоциональной сферы личности, но большинство ученых связывают эмоции и эмоциональные состояния с удовлетворением или неудовлетворением актуальных потребностей человека. Способность выражать эмоции у человека приобретается в процессе воспитания, поэтому с детства важно заниматься развитием эмоциональной сферы. Анализ литературы показал, что эмоциональная сфера личности по Рубинштейну состоит из уровней: 1) беспредметных эмоциональных явлений, не направленных на какой‐либо объект; 2) предметных чувств, возникающих по поводу некоего предмета; 3) мировоззренческих чувств, характеризующих общее отношение человека к жизни. Эмоциональная сфера отражает индивидуальные, характерные для конкретной личности реакции на различные явления и ситуации жизни. Исследователи отмечают, что эмоциональное состояние выступает в качестве фона, на основании которого функционирует и практическая, и психическая человеческая деятельность. Проблема эмоционального состояния персонала занимает важное место. Особенно, такие состояния как тревога, фрустрация и агрессия являются важным для рассмотрения, поскольку возникновение таких психо-эмоциональных состояний сотрудников может стать причиной снижения производительности труда. Результаты эмпирического исследования подтвердили гипотезу. Таким образом, задачи работы решены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Аверина М.Р. Эмоциональная сфера и особенности ее проявления в современном обществе // В сборнике «Актуальные вопросы научных исследований». 2020. С. 173-176.
2. Андрющенко К.А. Роль и значение эмоций в жизни человека // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2018. №12. С.45-49.
3. Белова Е. В. Личностные особенности эмоциональной сферы специалистов в связи с объективными и субъективными показателями успешности их профессиональной деятельности // Современные исследования социальных проблем. 2016. №12. С. 95-113.
4. Боровкова А.С., Шкрябко И.П. Развитие эмоциональной сферы человека // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. №3. С. 207.
5. Выгодский Л.С. Учение об эмоциях. Издательство: RUGRAM. 2022. 160 с.
6. Гончарова О.П. Подходы к изучению эмоций и эмоциональных состояний личности // Теория и практика современной науки. 2019. №9. С.42-44.
7. Гурьев М.Е. Социально-психологическая характеристика сущности агрессии в зарубежной и отечественной литературе // Фундаментальные и прикладные исследования. 2016. №26. С. 109-121.
8. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии. 2015. №6. С. 51-64.
9. Зорина Н.Н. Структура эмоционального интеллекта в современной психологии // Методология современной психологии. 2021. №13. С. 94.
10. Изард К. Эмоции человека.- М.:Изд-во МГУ, 2019. 201 с.
11. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения: Питер, 2019. 368 с.
12. Калинцева М.А. Характеристика понятия «эмоциональная сфера» // Вопросы студенческой науки. 2022. №7. С.127-131.
13. Козеева Е.О. Роль учения об эмоциях в работах Л.С. Выготского // Общая психология, психология личности, история психологии. Мир педагогики и психологии. 2018. №3. С.41-54.
14. Ландина В.А. Понятие фрустрации и типы реакций личности при фрустрации // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. – Новосибирск, 2023. С. 178-180.
15. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций - М. 2014. С. 90.
16. Липунова О.В. Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности // Современные проблемы науки и образования. 2017. №6. С.82-85.
17. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. 679 с.
18. Общая психология. Эмоции и мотивация / сост. Ж. А. Барсукова. - Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. 134 с.
19. Попова Н.А. Проблема профилактики эмоционального выгорания социальных работников // Научно-исследовательские публикации. 2014. №10. С. 84-89.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. 2014. С. 458—461
21. Смирнова Н. Н. Теоретические аспекты исследования эмоциональной компетентности // Мир науки. 2017. №2. С.5-10.
22. Шабанов Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн-Иванов-Фербер, 2014. 425 с.
23. Cordaro Daniel T.; Sun Rui; Keltner, Dacher Kamble. Galen Universals and cultural variations in 22 emotional expressions across five cultures // Emotion. 2018. №18. P. 75–93.
Читать дальше