Введение………………………………………………………………………….3
1. Этапы механизма функционирования казначейского счёта федерального бюджета в органах Федерального казначейства, функционал и органов Федерального казначейства по данному вопросу…………………………….4
1.1. Взаимодействие органов казначейства с Центральным банком России и Министерством финансов России……………………………………………….4
1.2. Взаимодействие УФК по Пермскому краю и Министерством финансов Пермского края………………………………………………………………….15
2. Анализ кассовых выплат по казначейского счёту федерального бюджета в УФК по Пермскому краю………………………………………………………24
2.1. Динамика исполнения бюджета по расходам, проблемы, возникающие при функционировании казначейского счета при исполнения федерального бюджета по расходам на территории Пермского края………………………24
2.2. Перспективы и нововведения в деятельность органов казначейства с 2024 года при функционировании казначейского счёта федерального бюджета………………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Читать дальше
Актуальность. Федеральный бюджет является важным инструментом управления экономикой страны, стимулирования производственных и социальных процессов. Его доходы составляют финансовую основу деятельности государства, а расходы удовлетворяют потребности государства. В процессе реализации экономических реформ в результате тщательного анализа прежних методов управления экономикой центральный бюджет стал функционировать неадекватно. Таким образом, роль территориальных органов Федерального казначейства при исполнении федерального бюджета по расходам неоценима. Они являются ключевыми звеньями в системе финансового контроля и обеспечивают эффективное управление бюджетными ресурсами на местах.
Цель исследования: изучить роль территориальных органов Федерального казначейства при исполнении федерального бюджета по расходам.
Задачи исследования:
- рассмотреть взаимодействие органов казначейства с Центральным банком России и Министерством финансов России;
- описать взаимодействие УФК по Пермскому краю и Министерством финансов Пермского края;
- обобщить динамику исполнения бюджета по расходам, проблемы, возникающие при функционировании казначейского счета при исполнения федерального бюджета по расходам на территории Пермского края;
- уточнить перспективы и нововведения в деятельность органов казначейства с 2024 года при функционировании казначейского счёта федерального бюджета.
Предмет исследования: роль территориальных органов Федерального казначейства при исполнении федерального бюджета по расходам.
Объект исследования: Пермский край.
Методы исследования: наблюдение, анализ, описание.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Читать дальше
Развитие финансовой системы исполнения федерального бюджета включает практическое определение и передачу задач и ответственности, ранее выполнявшихся региональными органами Центрального банка, Государственной налоговой службы Российской Федерации и местными финансовыми органами. Казначейство поручает этим агентствам выполнять различные функции и многое другое. [7]
В этом смысле создание эффективных механизмов подготовки бюджета и контроля за его распределением и расходами является важным и актуальным. Это связано с тем, что плохая практика составления бюджета приводит к экономической нестабильности. Международная практика показывает, что использование бюджетов рекомендуется в странах, находящихся на разных этапах экономического развития и в очень разных политических системах (США, Швейцария, Республика Конго, Швеция, монархии, образование и т.д.), поэтому было принято решение создать новую финансовую систему бюджетирования в России через казначейство [10].
Исполнение бюджета – это совокупность финансово-денежных отношений при формировании доходов и осуществлении расходов средств государственного фонда в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год в соответствии с финансовым планом государства. Содержание бюджетных операций Минфина прежде всего представлено в особенностях таких операций:
- функционирование единого аккаунта для этого бюджета;
- выполнение задач по распределению доходов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующий бюджетный счет через федеральные финансовые организации в соответствии с их уровнем;
- введение в систему лицевых счетов, отражающую движение денежных средств по счетам бюджетного учреждения, открытым в кредитной организации;
- прямое финансирование (без посредников) конечному получателю бюджета;
- повышение эффективности и качества первичного управления и продолжить бюджетные расходы;
- широкое внедрение автоматизированных компьютерных систем и обеспечение информационного потока;
- обязательное оформление и учет кассовых операций Федеральным финансовым органом [13].
Читать дальше
Исполнение консолидированного бюджета Пермского края в 2023 году по доходам составило 102,1%, по расходам - 89,8%. В сравнении с утвержденным бюджетом увеличение доходов составило 3231,9 млн. руб. (2,1%) при снижении уровня расходов на 17383,2 млн. руб. (10,18%). Дисбаланс бюджетных доходов и расходов наблюдается и по утвержденному бюджету, и по фактически исполненному. При этом, если утвержденный бюджет был дефицитным, то фактически исполненный бюджет имеет профицит в сумме 3879,6 млн. руб. (2,47% от суммы фактически полученных доходов) [30].
Общая оценка исполнения консолидированного бюджета Пермского края в 2023 году позволила выявить серьёзную проблему неэффективного использования бюджетных средств. При наличии дополнительных источников финансирования дефицита бюджета план по расходам не выполнен на 10,2%, при отсутствии таковых - на 2,5%. Подобная ситуация наблюдается и в 2024 году. При росте доходов на 1,5% (2805,4 млн. руб.) снижается уровень исполнения расходной части бюджета (88,1%). Профицит бюджета по итогам 2024 года составил 9442,8 млн. руб., объем неосвоенного бюджетного финансирования - 23511,5 млн. руб. В целом за период исследования имеет место положительная динамика доходов и расходов консолидированного бюджета Пермского края, что в целом соответствует общей экономической ситуации в России. При росте бюджетных доходов реализован принцип экономного использования бюджетных средств, в результате чего имеет место снижение уровня исполнения бюджета и формирование его профицита. Исполнение консолидированного бюджета Пермского края за 2023 год по группам социально-экономических расходов находится в пределах от 82,3% (охрана окружающей среды) до 91,5% (расходы на национальную экономику). Наибольшее отрицательное отклонение от утвержденных назначений имеет место по расходам на образование - 5384,9 млн. руб. (10,1%); расходам на социальную политику - 3378,3 млн. руб. (8,6%); расходам на национальную экономику - 2481,7 млн. руб. (8,5%). Таким образом, мы видим самые проблематичные направления исполнения бюджета Пермского края за 2023 год [30].
Исполнение консолидированного бюджета Пермского края за 2024 год находится в пределах от 66,0% (охрана окружающей среды) до 93,5% (социальная политика). По всем группам социально-экономических расходов наблюдается снижения уровня исполнения бюджетных назначений, кроме группы расходов «социальная политика». В целом исполнение расходной части консолидированного бюджета Пермского края составило 88,1%, что ниже уровня 2023 года на 1,7% [30].
Исполнение консолидированного бюджета Пермского края по расходам на национальную экономику находится в пределах: по итогам 2023 года - от 60,8% (воспроизводство минерально-сырьевой базы) до 99,4% (лесное хозяйство); по итогам 2023 года - от 29,1% (воспроизводство минерально-сырьевой базы) до 98,6% (лесное хозяйство).
Читать дальше
Городской бюджет, главный финансовый план города, главное средство сбора финансовых ресурсов, дает политической власти реальную возможность. Использование власти дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет представляет собой совокупность документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, бюджет выполняет полезную функцию - фиксирует стиль правления, выбранный государством в стране. По отношению к экономической политике, проводимой властями, бюджет представляет собой производительный продукт, полностью зависящий от выбранных вариантов развития общества и не играющий самостоятельной роли.
Однако именно бюджет определяет размеры необходимых финансовых ресурсов страны и имеющихся реальных резервов, налоговый климат страны, именно бюджет определяет конкретные направления финансовых расходов, процент расходов по отраслям. И этот сектор является конкретным выражением экономической политики страны. Бюджет служит инструментом контроля и стимулирования экономики, инвестиционной деятельности и повышения эффективности производства.
Анализируя исполнение бюджета Пермского края по доходам и расходам, показано, что основной целью расходной политики региона в последние два года является обеспечение сбалансированности и эффективности управления бюджетными средствами региона. Исполнение бюджета позволило впервые за многие годы предоставить гранты социальной сфере в рамках бюджетных параметров. Однако следует отметить, что при составлении бюджета учитываются расходы бюджетных учреждений на нужды заработной платы, стипендий, дешевого питания школьников. По остальным статьям бюджета расходы рассматриваются в пределах имеющихся финансовых возможностей.
Детальный порядок формирования бюджета определяется в соответствии с существующими принципами межбюджетных отношений. Острые проблемы с межбюджетными отношениями возникают при ежегодном рассмотрении бюджета региона, главным образом, с распределением налогов, расходов и покупательной способности между всеми уровнями бюджетной системы. Несмотря на абсолютный рост его доходов по объему собираемых в регионе налоговых поступлений, доля бюджета региона снизилась.
Это стало возможным благодаря снижению нормативов отчислений по нормативному федеральному налогу и концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете. Такой подход создает зависимость, апатию и вредит интересам регионов в увеличении налоговой базы. Метод распределения доходов между органами Федерации по остаточному принципу даже при увеличении суммы собираемых в районе налогов обеспечивает финансирование основных направлений социально-культурной сферы - жилищно-коммунального хозяйства.
Проблема межгосударственных отношений проявляется не только на этапе формирования бюджета, но и в процессе его исполнения. Во многих случаях решения, принимаемые на федеральном уровне, не соответствуют бюджетному и налоговому законодательству и ставят бюджеты субъектов Российской Федерации в сложное положение. Также на федеральном уровне требования, связанные с увеличением расходов регионального бюджета на все законодательные функции, не выполняются только при наличии источника финансирования. Существующая система межгосударственных отношений отказалась от практики планового индивидуального согласования объемов доходов и расходов бюджета и их финансового обеспечения.
Читать дальше
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (Дата обращения: 10.01.2024)
2. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / И.М. Александров. – М.: «Дашков и К», 2020. – 486 с.
3. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. Пособие/ И.А. Коноплева, С.П. Головач. – М.:Финансы и статистика, 2021. – 352 с.
4. Безденежных А.В., Начинкин Д.Б. Особенности казначейской системы исполнения бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020, №15. – с. 28–30
5. Бюджет района // Районная газета Светлый путь, 2021. №4. С. 1–4
6. Вартапетов К.С., Чернявский А.В. Подготовка бюджетов поселений: проблемы и пути решения // Финансы, 2021, №7. С. 11–14
7. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. –340 с.
8. Ермилов В.Г. Проблемы доходной базы бюджетов субъектов Федерации // Финансы, 2020. №8, – с. 17–21
9. Завьялов Д.Ю. Реформа местного самоуправления: межбюджетный аспект разграничения расходных полномочий // Финансы, 2022. №10. С. 38–41
10. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. – СПб.: Питер, 2021. – 208 с.
11. Калиниченко О. Новое в электронных расчетах // Бюджет, 2020, №6. С. 44–45
12. Король Е. О сущности понятий «бюджет», «исполнение бюджета», «казначейское исполнение бюджета» // Бюджет, 2023. №1. С. 68–71
13. Костюченко В.Ф. Пути реализации реформы местного самоуправления казначейскими органами // Финансы, 2022. №9. С. 24–28
14. Киреева Е.В. О финансовых основах местного самоуправления // Финансы, 2023. №12. С. 66–68
15. Крохина Ю.А. Конституционные основы казначейской системы исполнения бюджетов субъектов РФ // Финансы, 2022. №11. С. 25–29
16. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001–2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами // Финансы, 2022. №9. С. 3–12
17. Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство в 2007 году // Финансы, 2022. №3. С. 12–18
18. Нестеренко Т.Г. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации // Финансы. 2022, №3. С. 3–8
19. Панов О.А. Технологии кассового обслуживания местного бюджета // Финансы, 2023, №9. С. 11–12
20. Пантелеев А.Ю. Формирование финансовой основы местного самоуправления // Финансы, 2023. №11. С. 8–10
21. Прокофьев С.Е. Методологические и организационные основы развития казначейской системы исполнения бюджетов в России: Автореф. дис. докт. эк. наук. – Саратов, 2023. – 35 с.
22. Пронина Л.И. Местные финансы: проблемы и пути решения // Финансы, 2021, №12. С. 25–27
23. Пронина Л.И. О расширении полномочий органов местного самоуправления и их финансовом обеспечении // Финансы, 2020. №6. С. 15–18
24. Пронина Л.И. Влияние реформы федеративных отношений и местного самоуправления на развитие межбюджетных отношений / Л.И. Пронина // Финансы. 2022. №2. С. 29-33
25. Рыбакова Р.Ю. Переход на казначейское исполнение бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2023. №8. С. 20
26. Седова М.Л. Некоторые вопросы организации бюджетов в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях. 2023. №1. С. 7–10
27. Силуанов А.Г. Межбюджетные отношения: регионы получат больше денег // Финансы, 2022. №9. С. 3–6
28. Силуанов А.Г. Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами// Финансы, 2023. №1. С. 3–9
29. Функции органов федерального казначейства при исполнении бюджетов различных уровней [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-organov-federalnogo-kaznacheystva-pri-ispolnenii-byudzhetov-razlichnyh-urovney (Дата обращения: 10.01.2024)
Читать дальше