Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей нарциссизма и тревожности 7
1.1. Гендерная психология и ее основные принципы 7
1.2. Понятие и характеристика нарциссизма в психологии 10
1.3. Понятие и характеристики тревожности в психологии 12
1.4. Связь нарциссизма и тревожности в контексте гендерной
Психологии 14
Вывод по главе 1 16
Глава 2. Методологические подходы к изучению гендерных особенностей нарциссизма и тревожности 17
2.1. Обзор методологических подходов и исследовательских
Инструментов 17
2.2. Подготовка исследования: выбор и описание методики 19
2.3. Обработка и анализ данных 21
2.4. Этические вопросы в проведении исследований 23
Вывод по главе 2 25
Глава 3. Гендерные особенности нарциссизма и тревожности у студентов 26
3.1. Гендерные различия в проявлении нарциссизма среди студентов 26
3.2. Гендерные различия в проявлении тревожности среди студентов 30
3.3. Гендерные различия в связи нарциссизма и тревожности 34
3.4. Рекомендации на основе полученных результатов 36
Вывод по главе 3 38
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Читать дальше
В современном мире вопросы гендерной психологии и эмоционального благополучия студентов становятся все более актуальными. Это связано с глобальными изменениями социальных ролей, возрастающим давлением социальных стандартов и ускоренными темпами жизни, особенно среди студентов [1, 6, 7]. При этом два ключевых аспекта психологического здоровья, нарциссизм и тревожность, заслуживают особого внимания.
Нарциссизм, который может быть определен как повышенное самолюбие и увлечение собственной персоной, давно привлекает внимание психологов [5, 10]. Существующие исследования показывают, что уровень нарциссизма может быть связан с гендером, причем мужчины и женщины проявляют нарциссизм по-разному [2, 14].
Тревожность также является важным аспектом психологического здоровья. Это состояние, которое характеризуется беспокойством, тревогой, страхом, может иметь различные проявления и быть связано с многими психологическими и физическими проблемами [11]. Современные исследования показывают, что тревожность также может быть связана с гендером, при этом женщины чаще страдают от тревожных расстройств, чем мужчины [9].
Вопрос о взаимосвязи нарциссизма и тревожности остается мало изученным. Однако нужно учитывать тот факт, что проявления этих состояний может во многом зависеть от гендера, что и обуславливает актуальность данной работы [7, 14]. Результаты исследования гендерных различий в проявлении нарциссизма и тревожности среди студентов необходимы не только для общего понимания взаимосвязи двух состояний, но и для отслеживания уровней их проявления в конкретной исследовательской группе, чтобы подготовить релевантные рекомендации.
Гипотеза: в рамках гендерных различий существует корреляция между нарциссизмом и тревожностью,
Объект исследования: нарциссизм и тревожность в контексте гендера.
Предмет: гендерные различия в проявлении нарциссизма и тревожности у студентов
Цель работы:
Изучение гендерных особенностей нарциссизма и тревожности у современных студентов.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты гендерной психологии, нарциссизма и тревожности на основе анализа научной литературы.
2. Определить и обосновать выбор методик для изучения нарциссизма и тревожности среди студентов.
3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления гендерных особенностей нарциссизма и тревожности среди выборки студентов.
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о гендерных различиях в проявлении нарциссизма и тревожности.
5. Сформулировать рекомендации для психологического сопровождения студентов, учитывая выявленные особенности.
Методологическая основа исследования базируется на концепциях гендерной психологии, психологии нарциссизма и психологии тревожности. При этом используются как классические теории (такие как психоаналитическая теория нарциссизма З. Фрейда [12] и гендерные концепции И.С. Кона [6]), так и современные исследования в этих областях [1, 2, 7, 10, 11].
Методологический подход исследования включает качественный и количественный анализ данных. Качественный анализ будет использоваться для интерпретации теоретической литературы, а также для интерпретации открытых вопросов, которые будут использоваться в исследовательских методиках. Количественный анализ будет использоваться для анализа данных, полученных с помощью стандартизированных психодиагностических методик.
Основные методы сбора данных в этом исследовании включают стандартизированные психодиагностические методики для измерения уровня нарциссизма и тревожности [3, 11]. Помимо этого, могут быть использованы анкетирование и интервью для получения дополнительной информации о гендерных особенностях нарциссизма и тревожности среди студентов.
Анализ данных будет проводиться с использованием статистического программного обеспечения SPSS. Будут применяться описательные статистические методы, t-тесты для сравнения средних значений в двух группах (мужчины и женщины), корреляционный анализ для определения взаимосвязи между нарциссизмом и тревожностью.
Этические принципы исследования включают информированное согласие участников, конфиденциальность и анонимность данных, а также уважение к правам участников на отказ от участия в исследовании или прекращение участия в любой момент [14].
Читать дальше
Гендерная психология – это область психологии, которая изучает роль гендера в формировании психологических характеристик, поведения и взаимодействия с окружающим миром. В основе этой дисциплины лежит представление о том, что понятия «мужчина» и «женщина» не сводятся только к биологическому полу, они включают в себя целый ряд социальных, культурных и психологических аспектов, которые влияют на поведение, мышление и эмоциональное состояние индивида.
Основные принципы гендерной психологии включают в себя:
• Интерактивизм. Этот принцип подчеркивает взаимосвязь биологических, психологических и социальных факторов в формировании гендерной идентичности и ролей [6, с. 24].
• Социализация. Гендерные роли и идентичность формируются через процесс социализации, в который включены семья, образовательные учреждения, средства массовой информации и другие социальные институты.
• Влияние стереотипов. Гендерные стереотипы и представления о «мужественности» и «женственности» оказывают значительное влияние на восприятие себя и других, на выбор профессии, стиль поведения и межличностные отношения.
• Мультипликативность. Гендер взаимодействует с другими социальными категориями, такими как раса, класс, возраст, сексуальная ориентация, создавая уникальные пересечения и взаимодействия [9, с. 231].
Основные теории и концепции в области гендерной психологии включают в себя социально-конструктивистскую теорию, теорию социального обучения, теорию когнитивного развития и теорию гендерной схемы. Эти теории исследуют как гендерные роли и идентичности формируются и меняются в процессе жизни, как они влияют на восприятие себя и других, на поведение и психическое здоровье.
Гендер играет ключевую роль в психологии личности, влияя на множество аспектов психического и эмоционального развития. Он может определять, как наше восприятие себя и других, так и наши стратегии справления со стрессом, стили принятия решений, межличностные отношения и т. Д.
Читать дальше
В данном исследовании используется смешанный методологический подход, сочетающий качественные и количественные методы. Такой подход позволяет получить более глубокое понимание изучаемого вопроса, сопоставляя статистические данные с более детализированной, качественной информацией [6, с. 220].
Для сбора данных используются структурированные психологические опросники, направленные на измерение уровня нарциссизма и тревожности у участников исследования. Эти инструменты исследования были выбраны из-за их научной достоверности и валидности, а также их способности выявить специфические аспекты нарциссизма и тревожности, которые являются центром данного исследования.
Данные собираются с помощью анонимного онлайн-опроса. Применение онлайн-формата позволяет обеспечить удобство для участников исследования и повысить количество собранных данных.
В дополнение к опросам, проводятся полуструктурированные интервью с участниками для глубокого изучения их восприятия и опыта, связанного с нарциссизмом и тревожностью. Это дополняет количественные данные, предоставляя более детальное и нюансированное понимание изучаемых феноменов [12, с. 260].
Полученные данные анализируются с использованием статистических методов с применением программного обеспечения SPSS для количественного анализа и тематического анализа для обработки качественных данных. Все методы анализа выбраны с учетом их пригодности для достижения целей исследования.
Для измерения уровня нарциссизма в данном исследовании используется шкала нарциссизма по опроснику паталогического нарциссизма (Pathological Narcissism Inventory, PNI) клинического психолога А. Пинкуса и его коллег [8, с. 180]. Опросник состоит из 28 вопросов, представленных в форме утверждений, на которые нужно ответить по шкале от 0 до 5, где 0 – не похоже на меня, а 5 – совершенно про меня. Уровень нарциссизма определяется по двум категориям: грандиозность (открытый нарциссизм, склонность к манипуляции, грандиозные фантазии) и нарциссическая уязвимость и потребность в восхищении (скрытый нарциссизм, хрупкость самооценки, скрытие недостатков, нетерпимость к неподчинению).
Читать дальше
Для исследования гендерных особенностей нарциссизма был использован опросник паталогического нарциссизма (Pathological Narcissism Inventory, PNI) клинического психолога А. Пинкуса и его коллег [12, с. 402]. Данные обрабатывались в программе SPSS
В рассмотрении результатов исследования нарциссизма любопытно отметить несколько аспектов. Во-первых, проявление уровня грандиозности среди мужчин находится на самом высоком уровне: 6 из 14 опрошенных набрали от 41 до 52 баллов. (Рис. 1) Такие показатели характеризуются почти заоблачными фантазиями в отношении будущего, открытым манипулированием другими людьми в своих целях.
Для женщин характерна совсем иная картина: только один респондент из 16 набрал 41 балл по уровню проявления грандиозности, в то время как все остальные находятся в пределах нормального уровня или ниже. То есть, для нормальных показателей характерно умеренное и релевантное проявление открытого нарциссизма: такие люди в меру амбициозны, объективно представляют свое будущее, не стремятся к эксплуатации людей. При низких показателях же даже отсутствие каких-либо фантазий о своих будущих достижениях может навредить социальной успешности в целом.
Читать дальше
В ходе проведенного исследования была изучена проблематика гендерных особенностей нарциссизма и тревожности среди студентов. В результате было подтверждено наличие значительных гендерных различий в проявлениях этих психологических особенностей. При этом было обнаружено, что нарциссизм и тревожность коррелируют между собой и зависят от гендерной принадлежности.
Было выявлено, что у мужчин выше уровень нарциссизма, в то время как у женщин выше уровень тревожности. В связи с этим гендерные различия могут играть значительную роль в формировании стратегий справления с тревожностью и нарциссизмом.
Проведенное исследование также позволило выявить необходимость дальнейшего изучения этой темы, включая продольные и кросс-культурные исследования, исследование методов справления с нарциссизмом и тревожностью, а также изучение биологических основ этих различий.
Полученные данные и выводы могут быть использованы для разработки практических рекомендаций для психологов, социальных работников и образовательных учреждений по работе со студентами с различными уровнями нарциссизма и тревожности, учитывая их гендерные особенности.
В целом, данное исследование способствует расширению нашего понимания о влиянии гендера на нарциссизм и тревожность, что, в свою очередь, может помочь в разработке более эффективных подходов к обучению и поддержке студентов.
В ходе выполнения данной курсовой работы были успешно достигнуты поставленные цели и задачи. Была проведена детальная литературная работа, включающая анализ ключевых исследований в области гендерной психологии, нарциссизма и тревожности. Это позволило углубленно изучить тему исследования и подготовить основу для эмпирического исследования.
Основной частью работы было эмпирическое исследование, проведенное на выборке студентов. Были собраны и анализированы данные о гендерных особенностях нарциссизма и тревожности. Полученные результаты показали наличие гендерных различий в проявлениях этих психологических особенностей, что соответствует теоретическим предположениям и результатам предыдущих исследований.
Оценка достигнутых результатов исследования свидетельствует о его высокой практической значимости. Подтверждение гипотезы о наличии гендерных различий в проявлениях нарциссизма и тревожности может служить основой для разработки психологических интервенций, учитывающих гендерные особенности в подходе к студентам.
В то же время, исследование имеет и научную значимость, поскольку вносит вклад в расширение знаний о гендерных аспектах нарциссизма и тревожности. Результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.
В заключении, можно утверждать, что поставленные цели и задачи были успешно достигнуты, а результаты исследования обладают как научной, так и практической значимостью
Читать дальше
1. Батурин Н. А., Петровский В. А. Гендерная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 428 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Прогресс, 1986. – 424 с.
3. Бендас Т. В. Гендерная психология. С-Пб.: «Питер», 2008. - 432 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм- Еврознак, 2006. — 320 с.
5. Брайдотти Р. Введение в гендерные исследования. С-Пб.: «Алетейя», 2001. - 992 с.
6. Вассерман Л. И., Водопьянова Н. Е., Столяренко Л. Д. Тесты и методики психодиагностики. – СПб.: Речь, 2011. – 688 с.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М.: Питер, 2003. – 720 с.
8. Емельянова Т. П. Психология нарциссизма. – М.: Академия, 2000. – 294 с.
9. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. М.: Класс, 2014. 464 с.
10. Кон И. С. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.
11. Кондаков И. И. Гендерная психология. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 320 с.
12. Клецина И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. С-Пб.: «Алетейя», 2004. - 408 с.
13. Клецина И. С. Гендерная психология. С-Пб.: «Питер», 2000. - 496 с.
14. Козлов В.В. Гендерная психология. М.: «Речь», 2010. - 272 с.
15. Малкова Е.Е. Тревожность и развитие личности в норме и при патологии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2014. 41 с.
16. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.
17. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: Питер, 2005. – 384 с.
18. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. М.: «Эксмо», 2006. - 928 с.
19. Прихожан А.М. Психологический анализ межличностной тревожности/ А.М. Прихожан// Вопросы экспериментальной психологии и ее теории. М. Просвещение, 2012. — 195 с.
20. Нартова-Бочавер С. К., Васильева М. С. Психология нарциссизма и нарциссической персональности. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
21. Спилберг Ч. Д. Анкета самооценки тревожности (САТ). – М.: Речь, 2013. – 64 с.
22. Соколова Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен / Е.Т. Соколова // Психологический журнал. 2009. - №1. - С. 67-80.
23. Фрейд З. Нарциссизм: Исследование введения. – М.: Академический Проект, 2013. – 248 с.
24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2010. – 576 с.
25. Чердынцева Н. В., Столяренко Л. Д. Методы психологического исследования. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.
26. Чекалина А. А. Гендерная психология. М.: «Ось-89», 2009. - 240 с.
27. Шейнов В. П. Введение в гендерную психологию. – М.: Смысл, 2001. – 352 с.
28. Эльдарион А. Гендерная проблематика в глубинной психологии. М.: «Академия», 2011. - 104 с.
29. Taylor M.C., Hall J.A. Psychological androgeny: theories, methods and conclugions// Psychol. Bull. 1982, Vol.92 №3, p.347-366.
30. Maccoby E., Jacklin С. The psychology of sex differences. Stanford Un. Press, 1974, p.187.
31. Lorber S., Farrell S. (eds.) The social construction of gender. Sage publications. 1991.
Читать дальше