Происходящие в нашей стране экономические, политические, социальные реформы существенно меняют роль и место библиотек в обществе. В том числе это касается и библиотек образовательных организаций. В федеральном законе «Об образовании в РФ» сказано, что образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [1].
В федеральных государственных образовательных стандартах отражается социальный заказ на воспитание и формирование активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных участников информационного общества. Достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направлений развития школьной библиотеки.
Утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ № 715 от 15 июня 2016 г. «Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров» призвана обеспечить условия для развития школьных библиотек [2]. Именно с модернизацией информационно-библиотечного центра связаны качественно новые задачи:
• организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационной культуры обучающихся как обязательного условия обучения в течение всей жизни;
• содействие в реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года N 1155-р);
• координация деятельности с широким кругом социальных партнеров (библиотеки, организации различных ведомств, родительской общественностью и т.д.)
Проектная деятельность библиотек — новая и мало изученная проблема, как в теории, так и на практике. К её теоретическому осмыслению в последние годы подступалось не много исследователей библиотечно-информационной сферы[14].
Таким образом, актуальность темы данной работы определяется двумя объективными факторами: необходимостью определения места и роли библиотек в создании и развитии социокультурной среды, а также разработки механизмов управления включения библиотеки в социокультурное пространство.
Среди отечественных библиотечных специалистов, заявивших, о своем внимании к этой проблеме следует, прежде всего, назвать Н.В. Жадько, Е.Ю. Качанову, И.М. Суслову и Ю.Ф. Чернякову. Публикации данных специалистов позволили многим российским библиотекарям осмыслить необходимость этой деятельности и применить её на практике.
Цель данной работы: рассмотреть опыт библиотек по социокультурному проектированию. Исходя из цели работы, можно ставить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность проектной деятельности библиотекарей.
2. Рассмотреть терминологический аппарат и особенности подготовки
3. Изучить опыт проектной деятельности ГУНБ Красноярского края.
Объект работы – проектная деятельность библиотек в условиях реформирования российского общества.
Предмет работы – проектная деятельность ГУНБ Красноярского края.
Методологической основой данной работы является концептуальное исследование, посвященное социально-экономическим и культурным трансформациям, связанным с вступлением мирового общества в информационную эпоху.
Структура работы: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Читать дальше
1.1 Понятие проектной деятельности
Проектная деятельность библиотек в современных условиях рассматривается как эффективный механизм развития творческой активности библиотечного сообщества, совершенствования форм и методов социального партнёрства и привлечения новых источников финансирования как средств для развития библиотек.
Реализация проектов позволяет целенаправленно вести работу по различным направлениям во взаимодействии со всеми заинтересованными лицами и организациями-партнёрами. Результатом внедрения проектной деятельности в библиотеках является поддержка активности, привлечение внимания к насущным социальным проблемам, адресное обращение к социальным потребностям различных групп населения, создание благоприятных условий для развития культурной среды территории.
Сегодня развитие библиотечной отрасли происходит в условиях постоянных общественных изменений, что влечет трансформацию библиотечной практики, нацеленной на удовлетворение потребностей пользователей через различные формы услуг.
Проектный подход к библиотечной деятельности постепенно становится одним из качественных критериев оценки работы, формой реализации творческих идей и планов. Проектирование представляет собой деятельность, целью которой является поиск новых решений, оформленных в виде комплекта документации. Проектирование – это практическая деятельность по составлению проекта.
Что же такое «проект»?
Проект — это ограниченная во времени последовательность действий с четко определенной целью и затратами. Достижение поставленной цели определяет завершение проекта. Проект — это уникальная идея, преобразованная в решение конкретной задачи с известным результатом.
Читать дальше
2.1 Этапы проектной деятельности в библиотеке
На современном этапе существует множество важных направлений библиотечной проектной деятельности, благодаря которым становится понятна роль библиотечных проектов в деятельности публичных библиотек.
Следующими направлениями проектной деятельности (ее содержанием) являются:
– проектная деятельность способствует привлечению внебюджетных средств. это, конечно, важно, так как обеспечивает дополнительную финансовую поддержку для максимально эффективного развития, открытия новых горизонтов, внедрения различных инновационных форм работы, улучшения материально-технической базы библиотеки;
– деятельность проекта на данном этапе – один из наиболее эффективных способов для публичных библиотек «заявить о себе», тем самым повысив свой престиж и подчеркнув свою значимость и роль в обществе;
– в детской библиотеке проектная деятельность позволяет очень хорошо реализовывать различные творческие идеи и эффективно проводить досуг;
– проектная деятельность в публичных библиотеках играет большую роль в формировании научной грамотности среди подростков и молодежи;
– проектная деятельность публичных библиотек играет важную роль в формировании правовой культуры подрастающего поколения. качественная проектная деятельность совершенствует всю систему приобщения молодежи к правовой культуре и делает этот процесс максимально эффективным и интересным для молодежи;
– проектная деятельность в публичных библиотеках может стать возможностью рассказать о функциях и услугах библиотеки и создать привлекательный имидж, поскольку качественные проекты сопровождаются публичностью.
Читать дальше
3.1 Обзор проекта по формированию информационной культуры обучающейся молодежи: системный подход
Стержень современного образования – обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию обучающейся молодежи, ее творческое самоопределение. Новая система образования предполагает увеличение доли самостоятельной работы учащихся общего и профессионального образования. Сейчас, обучаясь в любом образовательном учреждении, молодые люди должны свободно ориентироваться в информационной среде, формировать навыки информационного самообслуживания. Им необходимо научиться готовить и выполнять научно-исследовательские задания с большой долей самостоятельного труда, осваивать навыки работы с любой информацией, разнородными, противоречивыми данными, формировать самостоятельный (критичный), а не репродуктивный тип мышления [1, c. 149].
Эффективная самостоятельная работа с привлечением всех доступных на сегодняшний день технологий – один из главных приоритетов взаимодействия вузов с научными библиотеками г. Красноярска, занимающими ведущее место в информационно-методическом обеспечении этой деятельности.
Научные библиотеки вузов и Государственная универсальная научная библиотека (ГУНБ) Красноярского края – это стратегические партнеры учреждений среднего и высшего профессионального образования Красноярска в формировании навыков непрерывного самообразования будущих специалистов.
Читать дальше
Современные культурно-исторические реалии требуют создания единой культурно-информационной среды, включающей три элемента: культуру, библиотечную деятельность и дизайн как ключевые элементы регионализации.
Все это указывает на существование проблемной ситуации и, следовательно, на актуальность разработки методологической основы проектного управления в библиотечной деятельности.
Сущность проектной деятельности, как важнейшего этапа управленческой деятельности, заключается в теоретической разработке прогнозов и проектов на основе научно разработанных принципов прогнозного поиска. Ведь для библиотекарей проектная работа – это уникальная возможность самореализации и саморазвития. Это возможность заявить о себе незаменимым, авторитетным и дееспособным участником образовательного процесса. И что библиотека становится своеобразным образовательным центром для школьников.
Однако, несмотря на то, что практика использования систем управления проектами доказала свою высокую эффективность, в настоящее время разработка проектов и программ в библиотеках затруднена из-за отсутствия методологической и технической базы. Большинство из них делается добровольно. Поэтому проектная деятельность библиотеки ограничивается лишь отдельными элементами этого комплекса и осуществляется по стандартам и организационной схеме, разработанным в условиях центрального директивного плана.
Деятельность проекта определяется объективными факторами, определяющими эффективность формирования местной культурной и информационной среды и роль муниципальной библиотеки как ведущего элемента этой среды.
Проект может стать ключевой формой деятельности библиотеки, расписание работы библиотеки может содержать в себе осуществление нескольких проектов различных тем. В библиотечном деле проект устремлен на результативное применение новейших информационно-библиотечных технологий и наличествующих библиотечных ресурсов. Для современной библиотеки это орудие управления, планирования и установления первостепенных направленностей применения ресурсов [15].
Необходимо подчеркнуть, что еще одна особенность библиотечного дела связана с глобальным процессом перехода от индустриального общества, основанного на разделении труда, к информационному обществу. К основным тенденциям развития организационно-управленческих структур в информационную эпоху можно отнести: Требования к адаптивности и гибкости организационной структуры. Развитие электронной библиотеки как сетевой, компьютерной организационной структуры. Усилить роль координирующей организационной структуры, построенной на принципах горизонтальной связности.
Таким образом, развитие методологии управления проектами в библиотечном деле существенно зависит от развития экономической системы общества, науки и технологий, ориентиров культурной политики на государственном, а самое главное, на уровне каждого региона. Управление проектами как научное направление библиотековедения и как библиотечная практика должно, в первую очередь опираться на новые технологии и знания.
Важное значение для успешной реализации управления проектами в библиотечной сфере имеет развитие законодательной базы и инвестиционного климата, обеспечивающего полноту и эффективность, и, в конечном счете, возможность применения прогрессивных методологий управления проектами в библиотечной деятельности.
Читать дальше
1. Бакычарова, К.Д. Школьная библиотека как площадка для реализации медиаобразовательных проектов // Народное образование Якутии. – 2021. – № 4 (121). – С. 135-137. – Электронная версия доступна на сайте Научной электронной библиотеки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48461037 (дата обращения 20.10.2022).
2. Громова, О.К. Развитие информационной культуры детей в школьных и детских библиотеках : учебно-практическое пособие / О.К. Громова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2009. – 208 с. ИБО (78.38/ Г 87 инв. 1080003).
3. Дьяконова, Е.Ю. Школьная библиотека как центр проектной и научно-исследовательской деятельности в школе // Школьная библиотека. – 2021. – № 10. – С. 74-76.
4. Збаровская, Н. Проектная деятельность библиотек / Н.Збаровская // Библиотека. – 2005. - № 4. – С. 79 – 82. – (Кадры).
5. Иванова, Б. Фандрайзингу нужно учиться / Б.Иванова // Библиотека. – 2002. - № 2. – С. 26 – 28. – (Экономика и рынок).
6. Иванченко, Д.А. Состояние школьных библиотек в системе современного образования Российской Федерации / Д.А. Иванченко, И. В. Березина // Библиотековедение. – 2021. –№ 2. – С. 205-218. – Электронная версия доступна на сайте журнала Библиотековедение. URL: https://bibliotekovedenie.rsl.ru/jour/issue/view/85/showToc
7. Иванченко, Д.А. Школьная библиотека на пути к «цифре»: реалии, страхи и перспективы / Д.А. Иванченко // Современная библиотека. – 2021. – № 1. – С. 20-23. – Электронная копия доступна в БД «ИВИС».
8. Иванова, Е.В. Школьные библиотеки в информационно-образовательной среде / Е. В. Иванова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2009. – 233 с. ИБО (78.34/И 21 инв. 1080010)
9. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю.Качанова ; науч. Ред. В.А.Минкина. – СПб. : Профессия, 2003. – 317 с.
10. Качева, Е.В. Модель школьного информационно-библиотечного центра как безопасного открытого развивающего интерактивного пространства / Е.В. Качева, И.А. Подольская, Ю.А. Малова, О.М. Фонина // Педагогический журнал. – 2020. –№ 4-1. – С. 91-99. – Электронная версия доступна на сайте Научной электронной библиотеки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44408938 (дата обращения 20.10.2022).
11. Коптяева, Е. Проект – это шаг вперед / Е.Коптяева // Библиотека в школе. – 2006. - № 11, 1 – 15 июня. – С. 5 – 7.
12. Кубрак, Н.В. Информационная инфраструктура школьной библиотеки (ШИБЦ) в условиях цифровой трансформации образования / Н.В. Кубрак // Проблемы современного образования. – 2021. – № 2. – С. 216-230. – Электронная версия доступна на сайте Научной электронной библиотеки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46100510 (дата обращения 20.10.2022).
13. Кузьмина, И.Работа над ошибками / И.Кузьмина // Библиотека. – 2001. - № 6. – С. 77 – 79.
14. Макеева, И. Проект, еще проект / И.Макеева // Библиотека в школе. – 2005. - № 23, 1 – 15 декабря. – С. 21 – 22.
15. Меримская, А.Ю. От школьной библиотеки – к школьному информационно-библиотечному центру / А.Ю. Меримская // Сахалинское образование XXI век. – 2019. – № 1. – С. 14-18. – Электронная версия доступна на сайте Научной электронной библиотеки eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39153548 (дата обращения 20.10.2022).
16. Мэйхен, М. Как получить грант? / М.Мэйхен // Библиотека. – 2002. - № 2. – С. 22 – 25 ; № 4. – С. 9 – 11 ; № 5. – С. 28 – 31. – (Экономика и рынок).
17. Олефир, С.В. Организация работы библиотеки общеобразовательного учреждения в условиях модернизации образования : учебное пособие / С. В. Олефир. – Москва : Литера, 2010. – 197 с. – (Серия «Современная библиотека» ; вып. 87). ИБО (78.34/ О-53 инв. 1092353).
18. Олефир, С. В. Школьная библиотека в информационном веке : учебное пособие / С.В. Олефир ; Челябинский государственный институт культуры, Кафедра библиотечно-информационной деятельности. – Челябинск : ЧГИК, 2017. – 132 с. ИБО (78.34/ О-53 инв. 1104925)
19. Пантюхова, Т. «Метод проблем». Социальные и образовательные проекты в школьных и детских библиотеках / Т.Пантюхова // Библиотека в школе. – 2007. - № 11, 1 – 15 июня. – С. 3 – 7.
20. Пурник, А .А. Проектное управление в библиотечной сфере: авторский семинар / А.А.Пурник // Молодые в библиотечном деле. – 2006. - № 4. – С. 4 – 27 ; № 7. – С. 35 – 47 ; № 8. – С. 3 – 19.
21. Рудник, В.В. Библиотека образовательного учреждения – пространство развития компетенций XXI века // Школьная библиотека. – 2021. – № 5. – С. 23-30.
22. Рябова, С.А. Школьная библиотека в нравственно-патриотическом воспитании учащихся / С.А. Рябова // Профилактика зависимостей. – 2020. – № 2 (22). – С. 72-74. – Электронная версия доступна на сайте Научной электронной библиотеки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43099871 (дата обращения 20.10.2022).
23. Субарляк, Н. В. За проектной работой – будущее библиотек / Н.В.Субарляк // Молодые в библиотечном деле. – 2005 . - № 2. – С. 22 – 27.
24. Шаскольская, М. Чтобы метод проектов не остался «в проекте» / М.Шаскольская // Первое сентября. – 2007. - № 7, 7 апреля. – С. 11.
25. Юсупова, В. В чем преимущества проектного мышления / В.Юсупова, О.Урядова // Библиотека. – 2002. - № 1. – С.43 – 45. – (Программно-целевая деятельность).
Читать дальше