Глава 1. Теоретические аспекты перемещения физическими лицами товаров через таможенную границу ЕАЭС 5
1.1. Правовое регулирование порядка перемещения физическими лицами товаров через таможенную границу ЕАЭС 5
1.2. Порядок и условия перемещения товаров перемещения физическими лицами товаров через таможенную границу ЕАЭС для личного пользования 6
1.3. Уплата таможенных платежей при перемещении товаров физическими лицами 9
Глава 2 Анализ перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу 11
2.1. Таможенное декларирование товаров для личного пользования 11
2.2.Таможенный контроль товаров для личного пользования 12
2.3. Ответственность физических лиц за нарушения таможенного законодательства 14
Глава 3. Перспективы развития контроля перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу 18
3.1. Анализ результатов таможенного контроля физических лиц таможенными органами 18
3.2. Судебная практика, связанная с нарушениями таможенного законодательства физических лиц 19
3.3. Проблемы осуществление таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами и пути их решения 22
Заключение 24
Список использованных источников 26
Приложение 1. Нормативно-правовое регулирование перемещения товаров физическими лицами 29
Приложение 2. Случаи определения стоимости товаров для личного пользования таможенными органами 30
Читать дальше
Актуальность работы. В настоящее время на территории России и ЕАЭС существенно возросла доля преступлений и правонарушений, которые связаны с провозом контрабанды. Такого рода правонарушения и преступления отрицательно влияют на экономическое развитие государства. Работники таможни занимаются выявление такого рода правонарушений, при этом они действуют в рамках установленных полномочий. Важное значение в обеспечении таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) имеет организация таможенных операций и таможенного контроля товаров, перемещаемых разным транспортом.
На сегодняшний день в условиях упрощения и ускорения таможенных операций одним из важных элементов таможенного администрирования является применение передовых таможенных технологий в частности при проведении таможенного контроля в отношении товаров для личного пользования. Особый интерес вызывает исследование применения в отношении товаров для личного пользования перспективных технических средств таможенного контроля. Важно отметить, что на сегодняшний день большая часть ТСТК импортного производства, в частности, 85% рентгенотелевизионной техники являются импортными. В соответствии с Концепцией импортозамещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года таможенные органы должны постепенно перейти на использование отечественных ТСТК, что позволит сократить бюджетные расходы на их обслуживание, интегрировать их с информационной системой таможенных органов, что направлено на увеличение эффективность таможенного контроля.
Поддержание законности считается одним из важных обстоятельств процесса перемещения товаров разным транспортом через границу ЕАЭС. В связи с этим вопросы идентификации товаров при перемещении транспортом особенно актуальны для таможенного дела. Правильная идентификация товара, перемещаемого физическими лицами, способствует его классификации в соответствии с ТН ВЭД, что имеет большое значение как для установления соответствующих мер тарифного и нетарифного регулирования действующих по отношению к товарам при их перемещении через таможенную границу, так и для формирования статистики внешней торговли.
Научно-теоретической базой исследования послужили труды таких авторов, как Ю.Н. Абульмамбетова, В.В. Бекирова, Е.В. Дробот, О.С. Дровина , и др.
Цель исследования – изучить осуществление таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами. Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты перемещения физическими лицами товаров через таможенную границу ЕАЭС;
– провести анализ перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу;
– выявить перспективы развития контроля перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу.
Объект исследования – осуществление таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами.
Предмет исследования – ответственность физических лиц за нарушения таможенного законодательства.
Методологическую базу работы определили системный подход, классификация, а также методы анализа и синтез.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Читать дальше
Таможенное законодательство в России постоянно изменяется, что обусловлено не только стремлением к повышению уровня экономической безопасности страны, но и международными договоренностями с другими странами. Ю.Н. Самолаев полагал, что правовое регулирование исчерпывается фактом издания нормы права [24, c.69], В.В. Покровская считает, что данный процесс завершает толкование нормативного акта, ряд ученых связывают окончание правового регулирования с фактом реализации правовой нормы [23, c. 15]. В связи с чем можно отметить, что существуют разные взгляды и на содержание механизма правового регулирования, способы, внутреннее наполнение данного понятия.
Любые источники международного права соединены понятием международно-правовой базы. Действует классификация, по которой все источники права разделены на международные и внутренне законодательство. Российская Федерация является членом Всемирной таможенной организации (далее – ВТамО), где основным документом считается Международная конвенция об упрощении гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года [1].Для определения проведения таможенного контроля товаров используют нормы международного права, которые включают в себя стандарты ВТамО и внутрисоюзные соглашения [21, c. 46]. Международные нормативно-правовые акты используются для обеспечения гармонизации в области таможенного дела. Кроме того, можно отметить и другие нормативно-правовые акты, которые оказывают существенное влияние на особенности работы сотрудников [15, c. 30]. К ним относятся следующие:
– Таможенный кодекс ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) содержит главу 37, где показан порядок и условия перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС [1];
– Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии, регулирующие вопрос перемещения товаров физическими лицами представлены в приложении 1.
Читать дальше
В соответствии с положениями статьи 106 ТК ЕАЭС в декларациях на товары (ДТ) подлежат указанию следующие сведения о товаре:
наименование, описание товара, необходимое для принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС);
товарный знак;
наименование места происхождения товара (НМПТ), являющееся ОИС, включенным в таможенный реестр того государства-члена ЕАЭС, таможенному органу которого подается ДТ [2].
Вместе с перемещением через таможенную границу товаров для личного пользования физические лица, пересекающие таможенную границу, также перемещают определенные суммы наличных денежных средств и (или) денежные инструменты. Ввиду перечисленных причин перемещение наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами, независимо от способа их перемещения, всегда находится в поле зрения таможенных органов. Поэтому необходимо очень грамотно выстраивать таможенную политику в этом направлении и совершенствовать порядок трансграничного перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов. Наличные денежные средства и валютные ценности, с одной стороны, объект таможенного контроля, а с другой стороны – объект валютного контроля[2].
Итак, таможенное декларирование товаров личного пользования имеет свои особенности и предполагает соблюдение определенного порядка. Физическое лицо должно заполнить пассажирскую декларацию, отметив всю необходимую информацию. При этом важно знать, что не все товары разрешается перевозить без таможенной декларации.
Читать дальше
В соответствии с положениями статьи 106 ТК ЕАЭС в декларациях на товары (ДТ) подлежат указанию следующие сведения о товаре:
наименование, описание товара, необходимое для принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС);
товарный знак;
наименование места происхождения товара (НМПТ), являющееся ОИС, включенным в таможенный реестр того государства-члена ЕАЭС, таможенному органу которого подается ДТ [2].
Вместе с перемещением через таможенную границу товаров для личного пользования физические лица, пересекающие таможенную границу, также перемещают определенные суммы наличных денежных средств и (или) денежные инструменты. Ввиду перечисленных причин перемещение наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами, независимо от способа их перемещения, всегда находится в поле зрения таможенных органов. Поэтому необходимо очень грамотно выстраивать таможенную политику в этом направлении и совершенствовать порядок трансграничного перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов. Наличные денежные средства и валютные ценности, с одной стороны, объект таможенного контроля, а с другой стороны – объект валютного контроля[2].
Итак, таможенное декларирование товаров личного пользования имеет свои особенности и предполагает соблюдение определенного порядка. Физическое лицо должно заполнить пассажирскую декларацию, отметив всю необходимую информацию. При этом важно знать, что не все товары разрешается перевозить без таможенной декларации.
Читать дальше
В нормативно-правовых актах ЕАЭС установлено понятие товаров для личного пользования, такие товары перемещаются физическими лицами. В настоящее время действует список, согласно которому товары относятся к товарам для личного пользования. Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования регламентируется специальными нормами таможенного законодательства и занимает существенное место в вопросах таможенного регулирования. Установленный законодательством ЕАЭС порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования предполагает возможность неприменения к товарам запретов и ограничений экономического характера и использования упрощенного порядка таможенного оформления. В силу ТК ЕАЭС допускается применение в местах прибытия на территорию ЕАЭС и убытия с этой территории технологической системы «красного» и «зеленого» коридоров. При этом нормы ТК ЕАЭС позволяют организовать «зеленые» коридоры не только в аэропортах, но и в автомобильных пунктах пропуска для лиц, которые будут следовать на транспортных средствах, зарегистрированных в компетентных органах государств – членов ЕАЭС. Итак, товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию.
Установленный порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования предполагает возможность: предоставления полного освобождения от уплаты таможенных платежей; применения таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единой ставке, в том числе в виде совокупного таможенного платежа. Большое значение имеет правоохранительная работа органов таможни как инструмента предотвращения и расследования нарушений права в рассматриваемой области.
Таможенный контроль определяется, как регламентированная нормами права деятельность таможенных органов, основанная на теоретических и законодательных особенностях контроля, с целью обеспечения законодательства Российской Федерации. Таможенный контроль товаров, перемещаемых воздушным транспортом, в ручной клади или в багаже, проводится в специальных местах. Таможенные процедуры, применяемые при осуществлении таможенного контроля, идентичны, в общем, таможенным процедурам на любом виде транспорта.
Правоохранительная работа производится органами таможни любых уровней от ФТС до постов таможни. Органы таможни как государственные правоохранительные органы, обладают ответственностью за поддержание порядка и соблюдения закона. Правоохранительный статус органов таможни РФ обозначен в ТК ЕАЭС, указах Президента РФ. При этом отмечается рост количества правонарушений выявленных таможенными органами в процессе проверки сотрудниками таможни физических лиц. Так, основные правонарушения связаны с недекларированием товара, незаконным перемещением товара через таможенную границу, а также не возвращением временно вывезенных товаров. Однако таможенные органы проигрывают судебные дела, поскольку не всегда соблюдают установленные временные рамки для передачи дел в суд. Во время судебных заседаний подробно изучаются все особенности дел и все переданные документы.
Основными направлениями совершенствования станут:
1. ужесточение наказания за таможенные правонарушения;
2. использование новых средств технического контроля для проверки физических лиц;
3. соблюдение срок при оформлении судебных дел и сбор доказательной базы.
Читать дальше
1. Международная конвенция об упрощении гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (ред. от 26.06.1999) // СПС «Консультант Плюс».
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)(редакция от 29 мая 2019г.). // СПС «Консультант Плюс».
3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 авг. 2012г. N 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» (редакция от 27 дек. 2022г.) // СПС «Консультант Плюс».
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июн. 2010г. N 311 «О Порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможенным контролем» (редакция от 12 мая 2022г.). // СПС «Консультант Плюс».
5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апр. 2015г. N 30 «О мерах нетарифного регулирования» (редакция от 10 янв.2023г.). // СПС «Консультант Плюс».
6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 дек. 2017г. N 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (редакция от 23 сент. 2022г.). // СПС «Консультант Плюс».
7. Решение Коллегии ЕЭК от 23 июл. 2019 г.N 124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования» (редакция от 12 янв. 2022г.). // СПС «Консультант Плюс».
8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06 авг. 2019 г. N 130 «О представлении документов для подтверждения происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов». // СПС «Консультант Плюс».
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
10. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. N 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
12. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03 августа .2018г. N 289-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
13. Об утверждении Правил проведения предполетного ипослеполетного досмотров: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 25 июн. 2007г. N 104 г. Москва // СПС «Консультант Плюс».
14. Абульмамбетова Ю.Н. Применение современных технических средств таможенного контроля / Ю.Н. Абульмамбетова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – Т. 39. – С. 2401-2405.
15. Бекирова В.В. Таможенное право в системе международного права / В.В. Бекирова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – N 5-3(56). – С. 40-43.
16. Дробот Е.В. Особенности перемещения физическими лицами товаров для личного пользования, к которым применяются запреты и ограничения / Е.В. Дробот, В.С. Смолин // Экономика, предпринимательство и право. –2020. – Том 10. – N 6. – С. 1773-1802.
17. Дровин О.С. Юридическая ответственность физических лиц за несоблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС/ О.С. Дровина // International Journal of Humanities and Natural Sciences. –2020. –N 2-2 (41). –С.107-109.
18. Исхакова Г.И. Место отрасли таможенного права в системах российского и международного права / Г.И. Исхакова // Юридический факт. – 2018. – N 22. – С. 41-43.
19. Коновалова Т.А. Таможенные преступления в Российской Федерации: современное состояние и актуальные проблемы / Т.А. Коновалова, Е.В. Крицкая // Новый юридический вестник. – 2019. – N 2 (9). – С. 31–37.
20. Новикова С. А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры / С.А. Новикова. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. –302 с.
21. Основы таможенного дела: учебник для вузов / А. П. Джабиев. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 392 с.
22. Очирова Н.Э. Международное таможенное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.Э. Очирова, А.В. Зубач. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 298 с.
23. Покровская, В.В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В.В. Покровская. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 298 с.
24. Самолаев, Ю. Н. Основы таможенного дела: учебник / Ю.Н. Самолаев. – Москва : КНОРУС, 2020. – 322 с.
25. Сычева А.Е. Ответственность за отдельные административные правонарушения в таможенном деле, совершаемые физическими лицами/ А.К. Сычева // Вестник Российской таможенной академии. – 2019. – N2. – С.169-174.
26. Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 18.02.2024)
Читать дальше