ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ВВЕДЕНИЕ В СТИЛИСТИКУ РУССКОГО ЯЗЫКА 6 1.1 Определение, цели и теоретические подходы к изучению стилистики русского языка 6 1.2 Роль стилистики в формировании языковой картины мира 13 ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СТИЛИСТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 18 2.1 Методы преподавания стилистики: анализ текстов, сравнительно-типологический анализ и практические упражнения 18 2.2 Значение практических упражнений в освоении стилистических приемов 22 ГЛАВА 3 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СТИЛИСТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 27 3.1 Изучение функционально-смысловых стилей речи и анализ стилистических приемов, лексики и синтаксиса 27 3.2 Связь стилистики с культурными нормами и ценностями, изучение исторических и культурных контекстов 33 ГЛАВА 4 СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ИХ СВЯЗЬ С ЯЗЫКОМ КАК СИСТЕМОЙ 38 4.1 Виды стилистических ошибок 38 4.2 Связь стилистических ошибок с языком как с системой, причины возникновения и способы устранения стилистических ошибок 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
БГУ
2 курс

Лингвистические и культурологические особенности преподавания стилистики русского языка в старшей школе

реферат
Языкознание
50 страниц
73% уникальность
2024 год
19 просмотров
Курников Ю.
Эксперт по предмету «Языкознание»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Исследование лингвистических и культурологических особенностей преподавания стилистики русского языка в старшей школе обладает высокой актуальностью в современном образовательном контексте. В современном мире, где глобализация и многообразие культур сопровождаются разнообразием языковых практик, эффективное обучение русскому языку и культуре становится особенно важным. Старшая школа – это период, когда ученики уже обладают базовыми знаниями русского языка, но им необходимо глубже понять его структуру, функциональные возможности и культурные аспекты. Преподавание стилистики в этом контексте приобретает особую значимость, поскольку студенты начинают осознавать важность выбора языковых средств для успешной коммуникации и формирования своего лингвистического стиля. Кроме того, современные тенденции в образовании выдвигают задачу формирования не только языковых, но и культурных компетенций. Обучение стилистике русского языка в старшей школе предоставляет уникальную возможность изучения языка не только как средства общения, но и как отражения культурных ценностей, традиций и норм. Таким образом, актуальность заключается в том, что исследование лингвистических и культурологических особенностей преподавания стилистики русского языка в старшей школе не только соответствует требованиям современного образования, но и имеет важное значение для развития языковой и культурной грамотности учащихся. Тема лингвистических и культурологических особенностей преподавания стилистики русского языка в старшей школе хорошо разработана в современной литературе. Подтверждением этому служит обширный список учебников и научных работ, посвященных методике преподавания русского языка и стилистики. Среди них работы таких авторов, как Антонова Е.С., Аксенова М.П., Алексеев Ф.С., Амелина Е.В., Андреева Е.А., Арнольд И.В., Барлас Л.Г., Бальбеков Л.И., Богданова Л.И., Брандес М.П., Ващенко Е.Д., Великова Л.В., Виноградов В.В., Гвоздев А.Н., Гугучкина Е.Е., Голуб И.Б. и многих других. Эти работы охватывают различные аспекты преподавания стилистики русского языка, начиная от методических подходов и учебных пособий до теоретических аспектов стилистики и ее связи с культурными нормами и ценностями. В них представлены разнообразные методики и приемы, которые помогают преподавателям эффективно организовывать процесс обучения и обеспечивать высокий уровень усвоения материала студентами старших классов. Большое количество научных трудов и учебных пособий по данной теме свидетельствует о значимости и актуальности исследования лингвистических и культурологических аспектов преподавания стилистики русского языка в старшей школе. Этот обширный корпус литературы предоставляет широкие возможности для изучения и развития методов преподавания и помогает учителям и студентам глубже понять суть языка и его связь с культурой. Цель исследования: Целью данного исследования является выявление лингвистических и культурологических особенностей преподавания стилистики русского языка в старшей школе. Задачи исследования: 1. Определить теоретические основы стилистики русского языка, выявив цели и методы изучения данной науки. 2. Проанализировать роль стилистики в формировании языковой картины мира, выявив ее влияние на восприятие и понимание текстов различных жанров и стилей. 3. Изучить методы преподавания стилистики, включая анализ текстов, сравнительно-типологический анализ и использование практических упражнений, с целью определить их эффективность и применимость в старшей школе. 4. Оценить значение практических упражнений в освоении стилистических приемов, а также выявить способы их использования для развития навыков анализа и интерпретации текстов у студентов. 5. Провести анализ функционально-смысловых стилей речи и стилистических приемов, лексики и синтаксиса с целью определения их влияния на восприятие и понимание текстов. 6. Исследовать связь стилистики с культурными нормами и ценностями, а также проанализировать исторические и культурные контексты, влияющие на формирование языковых предпочтений и стилистических особенностей текстов. 7. Выявить виды стилистических ошибок, а также проанализировать их связь с языком как системой, выявив причины их возникновения и способы их устранения. Объектом исследования является процесс преподавания стилистики русского языка в старшей школе. Предметом исследования являются лингвистические и культурологические особенности преподавания стилистики русского языка, а также методы и приемы, применяемые в процессе обучения для развития языковых навыков и формирования языковой компетенции учащихся старших классов. К методам исследования относятся системный анализ, анализ литературных источников, обобщение, систематизация и классификация. Структура работы: работа состоит из введения, 4 глав, заключения и списка использованных источников.
Читать дальше
1.1 Определение, цели и теоретические подходы к изучению стилистики русского языка Стилистика русского языка - это раздел лингвистики, который изучает разнообразие стилей русского языка, их особенности и функции в коммуникации. Целью стилистики является анализ языковых средств, которые используются для передачи информации с определенным эмоциональным, эстетическим или прагматическим эффектом [4]. Ниже представлено более подробное определение и основные цели стилистики русского языка: Определение стилистики: Стилистика русского языка - это наука, изучающая систему языковых средств, свойственных определенным стилям речи, и их функции в процессе коммуникации. Она анализирует различные явления языка, такие как лексика, грамматика, фонетика и их взаимосвязь с контекстом и коммуникативной целью. Цели стилистики: 1. Изучение стилей речи: Стилистика русского языка занимается изучением разнообразия стилей речи и их особенностей. Она помогает выделить и классифицировать различные стили, которые применяются в коммуникации на русском языке. Среди них можно выделить официально-деловой стиль, который используется в официальных и деловых документах, научный стиль, применяемый в научных текстах и докладах, художественный стиль, присущий литературным произведениям, а также разговорный стиль, характерный для повседневной устной речи. Кроме того, существуют и другие стили, которые могут быть специфичны для определенных областей коммуникации или социокультурных контекстов [52]. Изучение различных стилей речи позволяет понять их особенности, цели и специфические языковые средства, которые используются для достижения этих целей.
Читать дальше
2.1 Методы преподавания стилистики: анализ текстов, сравнительно-типологический анализ и практические упражнения Анализ текстов является важным методом преподавания стилистики, поскольку он позволяет учащимся глубже понять различные стили речи, языковые средства и коммуникативные стратегии, используемые в различных типах текстов. Этот метод подразумевает детальное изучение текстов с целью выявления и анализа языковых особенностей, стилевых приемов и целей автора [17]. В процессе анализа текстов учащиеся обращают внимание на различные аспекты текста, такие как лексика, синтаксис, структура, ритм, интонация и образность, и анализируют, как они взаимодействуют для создания определенного эффекта на читателя. Для этого могут использоваться различные методы и приемы анализа, включая: 1. Лексико-семантический анализ: учащиеся анализируют выбор слов и их значений в тексте, выявляя использование различных лексических единиц для передачи определенных концепций, эмоций или образов. 2. Синтаксический анализ: исследуется структура предложений, порядок слов, использование синтаксических конструкций и связей между предложениями. Это позволяет понять организацию текста и его логическую структуру [19]. 3. Структурный анализ: анализируются структурные элементы текста, такие как вступление, развитие, кульминация и заключение, а также особенности композиции и последовательность аргументации. 4. Стилистический анализ: учащиеся выявляют использование стилистических приемов и фигур речи, таких как метафоры, сравнения, метонимии, аллитерации и др., и анализируют их роль в создании эмоциональной и эстетической окраски текста.
Читать дальше
3.1 Изучение функционально-смысловых стилей речи и анализ стилистических приемов, лексики и синтаксиса Изучение функционально-смысловых стилей речи в старших классах представляет собой важный лингвистический аспект в преподавании стилистики русского языка. Этот подход направлен на более глубокое понимание взаимосвязи между лингвистическими средствами и функциональными целями текста. Рассмотрим данное изучение более подробно: 1. Сущность функционально-смысловых стилей: Изучение функционально-смысловых стилей речи представляет собой комплексный подход к анализу языковых средств и структур, используемых в текстах для достижения определенных коммуникативных целей. Этот аспект стилистики включает в себя глубокий анализ лингвистических элементов, которые определяют специфику каждого стиля и его функциональную направленность. Когда говорят о функционально-смысловых стилях речи, рассматриваются не только отдельные слова или фразы, но и их контекстуальное использование, синтаксическая структура предложений, выбор лексики и грамматических конструкций. Каждый стиль обладает своей уникальной лексической и грамматической особенностью, которая помогает ему успешно выполнять определенные коммуникативные задачи. 2. Идентификация стилей и их функций: Идентификация и анализ различных функционально-смысловых стилей речи включает в себя более глубокое погружение в лингвистические особенности каждого стиля и понимание их роли в коммуникативном процессе. Учащиеся анализируют не только внешний вид текста, но и его внутреннюю структуру, чтобы понять, какие языковые средства используются для достижения определенных коммуникативных целей.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Организация и технология подготовки к продаже непродовольственных товаров в магазине
Количество страниц:
25
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Коммерция
реферат
Основы духовно-нравственной культуры»: опыт преподавания в основной школе
Количество страниц:
7
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Культурология
курсовая работа
Понятие и виды убийства по уголовному праву РФ
Количество страниц:
31
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image