Актуальность темы исследования. В настоящее время рекламная деятельность предприятия всегда активно развивается и изменяется непосредственно в зависимости от определенных целей и задач компании. Ее можно назвать комплексом различных действий, которые направлены на формирование позитивного имиджа организации, его улучшение, на информирование потребителей о предприятии, его услугах и товарах.
В современных условиях проблема заключается в создании некой уникальной идеи, которая сможет в итоге привлечь новых потребителей, вдохновить клиентов постоянно обращаться в организацию.
Рост уровня продаж, закрепление определенных позиций компании на современном рынке, освоение на нем новых ниш – это различные задачи, решение которых заключается в четком и рациональном составлении целостного комплекса рекламной деятельности.
Достаточно часто сама по себе реклама не является высокоэффективной. Реклама должна быть согласована с политикой предприятия, с грамотной маркетинговой компанией.
Основная цель рекламы – обратить внимание клиентов на продукцию предприятия или услуги, рассказать о них, произвести определенное положительное впечатление.
Сегодня в современных условиях активного развития российского рынка (достаточно жесткая конкуренция, санкции и неопределенность всего внешнего окружения) компаниям для принятия обоснованных и адекватных решений нужны совершенно новые подходы к оценке эффективности работы. Также требуется анализ всех факторов, влияющих на уровень эффективности организации.
Нормальное функционирование современных рыночных отношений, а также развитие конкуренции является невозможным без рекламы, которая призвана непосредственно способствовать продвижению работ, товаров, и услуг на рынок и тем самым обеспечить высокоэффективную предпринимательскую деятельность.
Хотелось бы отметить, что без рекламы просто невозможно представить нормальное поступательное развитие экономических отношений, которые, прежде всего, связаны с массовым производством, объемом потребления. Организационная сложность и интенсивность предпринимательских отношений связана напрямую с дальнейшим развитием современной рекламной деятельности.
Степень разработанности темы. Данная тема является недостаточно изученной. В настоящее время разработкой различных аспектов темы занимаются такие ученые и исследователи, как Бабаева А.А., Завьялов В.С., Троенко В.О. и другие.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в связи с существованием рекламы как формы конкурентной борьбы.
Предметом исследования являются особенности применения рекламы как формы конкурентной борьбы на рынке рекламы в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является сущность и специфика рекламы как формы конкурентной борьбы в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
определить понятие рекламной деятельности и ее основные функции;
изучить значение рекламы как формы конкурентной борьбы;
проанализировать использование российскими компаниями рекламы как формы конкурентной борьбы в условиях кризиса;
изучить влияние рекламы на повышение конкурентоспособности организации.
Методы исследования: обобщение, классификация, анализ, синтез.
Структура исследования: содержание, введение, основная часть, заключение и список литературы.
Читать дальше
1.1. Понятие рекламной деятельности и ее основные функции
Слово «реклама» значит в дословном переводе с латинского языка выкрикивать, кричать. По мере развития общества и экономики слово «реклама» стало трактоваться шире. Нынешние толкования первоначального значения этого слова – сообщать – в той или иной мере содержат ряд современных характеристик [15].
Надо различать различные трактовки этого слова:
1. Юридическое для России – в Федеральном законе «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ: реклама является информацией, которая распространяется любым определенным способом, а также в любой определенной форме, с применением каких-либо средств, адресованной неопределенному кругу различных лиц, направленной на привлечение пристального внимания к основному объекту рекламирования, на формирование, дальнейшее поддержание определенного интереса к нему, его активное продвижение на современном рынке [1].
2. Содержательное (научное, международное): реклама – это неличная форма представления и продвижения идей, товаров или услуг, оплаченная точно установленным заказчиком.
Существуют еще и «гротескные» определения «рекламы», которые так же имеют право на существование, например, реклама – это воздействие на покупателя различными способами, побуждающими его купить товар, который ему не нужен.
Читать дальше
2.1. Использование российскими компаниями рекламы как формы конкурентной борьбы в условиях кризиса
Несмотря на нестабильную социально-экономическую обстановку 83% опрошенных в ходе совместного исследования NMi Group и АКАР российских компаний проводили рекламные кампании в первой половине 2022 года.
Так, в ходе исследования были опрошены более 100 рекламодателей российских компаний с главными офисами в Москве (51%) и регионах (40%), а также Санкт-Петербурге (10%). Большая часть из них (58%) – управленцы среднего звена: бренд-менеджеры, директора по маркетингу, медиа и рекламе. Доля СЕО, генеральных и исполнительных директоров составила 20% респондентов, 21% – маркетинг-менеджеры. Большая часть респондентов (45%) – представители FMCG, финансового сектора, фармы и недвижимости.
После паузы в марте-апреле перспектива увеличить долю на рынке резонировала в наращивание SOV российскими рекламодателями. Лидером в медиамиксе рекламных кампаний в 1H 2022 стал интернет:
1. Digital media – 67%, digital non-media – 57%.
2. Outdoor – 45%.
3. Эфирное телевидение – 38%.
4. FM Радио и Indoor-реклама – 29%.
5. Онлайн-пресса – 21%, печатная пресса – 19%.
6. Неэфирное телевидение – 10%, онлайн-радио – 7%, кинотеатры – 5%.
За год рекламная активность отечественных брендов заметно возросла: в 2021 году среди 20 крупнейших рекламодателей, 13 – локальные. Значительная доля инвестиций в рекламу заметна среди экосистем, банков и ретейлеров, на них приходится больше половины инвестиций в рекламный рынок.
Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Процесс коммуникации реализует наиболее общие задачи: информировать о событиях и фактах общественной жизни, развивать контакты между людьми, управлять процессом общения. Взаимодействие общества и рекламы оказывается двуединым процессом: общество развивает и интенсифицирует рекламную деятельность, а рекламные технологии, в свою очередь, дают соответствующий стимул социально-экономическому развитию общества. Рекламная коммуникация должна быть, безусловно, определена как один из видов социальной коммуникации, так как вне рамок человеческого общества существование рекламы немыслимо.
Реклама оказывает многоплановое влияние на человека, его представления, поведение и оценки. Ее воздействие может носить как прямой, так и косвенный характер. Реклама не только влияет на все слои общества, в которых она распространяется, но и отображает различные ценности этого общества, его социальную структуру и культуру. Поэтому реклама может выступать в качестве средства изучения структуры социальной реальности в рамках той или иной культуры.
Конкуренция – это основной способ повышения уровня эффективности всей существующей экономической системы, а также ее разнообразных звеньев. На рынке конкуренция вынуждает компании-производители учитывать основные все интересы потребителей, а это означает также учет интересов общества. Хотелось бы отметить, что конкурентные силы современного рынка – это элементы рыночной среды, оказывающие влияние на характер, силу, состояние, интенсивность конкуренции непосредственно на рынке.
Основными инструментами конкурентной борьбы являются: повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТП. В современном мире все большее значение приобретает реклама, как один из инструментов конкурентной борьбы.
Являясь инструментом конкурентной борьбы, призвана выполнять следующие функции:
1. Предоставлять потребителям необходимую информацию о товаре.
2.Создавать спрос на данный товар, способствовать появлению спроса на предлагаемую продукцию.
З. Обеспечивать сбыт, поддерживать необходимый объем сбыта и расширять его. Запуская в постоянный оборот рекламу, производитель позволяет покупателю запоминать и отождествлять ее с конкретным видом продукции.
4. Работать над престижем предприятия. Производитель должен иметь хорошую репутацию, поскольку потребитель склонен проводить параллели между качеством товара и имиджем предприятия.
5. Побуждать покупателя отождествлять приобретаемый товар с его изготовителем.
6. Создавать определенный образ (имидж) товара. Реклама дает возможность отличать предлагаемый товар от конкурентного товара.
7. Внушать доверие к товару и его изготовителю. Производитель должен стараться донести до потребителя с помощью рекламы и имиджа, что у него чистые помыслы и добрые намерения.
8. Постоянно идти навстречу потребностям клиента. Помимо того, что люди приобретают товары и пользуются услугами для удовлетворения жизненно необходимых повседневных потребностей, они также испытывают потребности психологические.
Таким образом, из вышесказанного ясно, что реклама охватывает все сферы деятельности организации.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – №12. – ст. 1232.
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – ст. 3434.
3. Герасикова Е.Н. Сущность рекламы в системе маркетинга // Universum: экономика и юриспруденция. – 2021. – №6 (51). – С. 2-6.
4. Добрикова Т.С. Роль рекламы в современном обществе // Молодой ученый. – 2022. – №12. – С. 201-203.
5. Завьялов В.С. Реклама как инструмент конкурентной борьбы // Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции, 2021. – С. 60-63.
6. Исследование NMi Group и АКАР: рекламные бюджеты. URL: https://vc.ru/u/542465-nmi-group/509243-issledovanie-nmi-group-i-akar-reklamnye-byudzhety-2022-2023 (дата обращения: 23.02.2023).
7. Космачев В.Р. Исследования природы понятие конкуренции // Кронос: экономические науки. – 2022. – №1 (32). – С. 1-9.
8. Кузина Д.О. Рефлексивный метод конкурентной борьбы в рекламной и PR-стратегии // ЭСГИ. – 2023. – №2 (38). – С. 42-48.
9. Куликова А.В. Функции рекламы // Альманах современной науки и образования. – 2021. – №10. – С. 80-82.
10. Мизенко Д.А. Война брендов как способ конкурентной борьбы // StudNet. – 2022. – №7. – С. 644-654.
11. Однорал О. Коммерческие бренды как инструмент «мягкой силы» // РСМД: Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/blogs/realpolitik/my-to-chto-pokupaem-kommercheskie-brendy-kak-instrument-myagkoy-sily/ (дата обращения: 23.02.2024).
12. Петров М. Как Burger King с McDonald's воевал. URL: https://vc.ru/ marketing/89744-kak-burger-king-c-mcdonald-s-voeval (дата обращения: 23.02.2024).
13. Разгулова С. Coca-cola vs. Pepsi, BMW vs. Audi: войны брендов, или «мое кунг-фу круче, чем твое». URL: https://1ps.ru/blog/dirs/2019/coca-cola-vs-pepsi-bmw-vs-audi-vojnyi-brendov/ (дата обращения: 23.02.2024).
14. Троенко В.О. Реклама как инструмент конкурентной борьбы // Молодой ученый. – 2019. – № 42 (280). – С. 161-163.
15. Шарипова З.С. Реклама: понятие, тенденции, перспективы развития // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. – 2019. – №1. – С. 67-71.
Читать дальше