Политический миф одновременно выступает как обобщенным представлением о политической действительности, так и инструментом порождения этой действительности (от знака, кода, некой образности к реальным установкам и действиям). И если политические мифы в обществе архаичном были результатом бессознательной деятельности людей, то в современном мире они представляют собой искусственно созданные определённой политической элитой «продукты» с использованием специфических технологий. Такая мифопроизводящая деятельность особенно заметна и эффективна в период проведения избирательных кампаний. В период проведения предвыборных кампаний можно столкнуться с разного рода мифами, которые рисуют образ «добрых» и «мудрых» политиков. По мере усложнения картины привычного мира способность восприятия действительности во всём её многообразии утрачивается, и она подменяется упрощённой схемой, набором мифологических сюжетов, в которых древние боги заменяются современными действующими лицами, а божественные силы – таинственной магией политиков и скрытых сил.
На протяжении тысячелетий человечество участвует в процессе мифотворчества, но до сих пор дискуссионными остаются вопросы о сущности, функциях, месте и роли мифа в современной культуре, что способствует образованию различных, порой диаметрально противоположных точек зрения и концепций. Существуют попытки как демифологизации массового сознания, так и целенаправленного конструирования политических мифов. В силу этого возникает необходимость осмысления такого сложного явления, как политический миф, обращения к его исходным понятиям и системным структурам. Важно знать, какими особенностями и возможностями может обладать политический миф в политическом процессе как стабильных обществ, так и (что особенно важно для современной России) для обществ, находящихся на пути преобразований.
В прикладном аспекте исследование политической мифологии вызвано историческими обстоятельствами, переживаемыми современной Россией и ставящей перед ней задачу преодоления кризиса идентичности, который явился результатом разрушения самоидентификации личности в переходном обществе. Именно для кризисного состояния общества характерен стихийный процесс активизации мифотворчества, без изучения которого невозможно понять происходящие политические события. Можно даже сказать, что адекватно понять и правильно прогнозировать современные политические процессы и развитие политической культуры вне характеристики политической мифологии невозможно.
Поскольку медиа являются основными инструментами формирования общественного мнения, им отводится главная роль в деле выработки и внедрения политическим мифов в массовое сознание путём целенаправленного искажения фактов и событий. Политические мифы, распространяемые через СМИ, являются главными средствами оправдания, а, чаще всего, восхваления существующего политического режима и условий социальной жизни, обосновывая легитимность действующей власти.
Ключевая фигура политического мифа — образ национального лидера. В политическом российском дискурсе он всегда полифункционален, многолик. В нем происходит слияние добра и зла. Не случайна оценка в массовом сознании таких деятелей, как И. Грозный, Петр I не только в темных тонах, как олицетворение тьмы, но и светлых. Потому что главная характеристика лидера сила. Он одновременно и создает, и разрушает. Кроме того, он выполняет роль пророка. Это связанно с представлением об историческом времени. Аналог поиска прототипов в прошлом не случаен. Это поиск тотемного покровителя, образ которого в массовом сознании сливается с реальным лицом. Вообще в политическом мифе хотя и присутствуют определенные события и реальные лица, они трансформируются в архетипы, а это всегда внеисторический процесс. Для символизма не требуется жесткая приверженность к фактам.
Важной проблемой в политическом дискурсе становятся взаимоотношения народа и власти. С одной стороны, русский народ можно назвать государственным. Но представление о царе как спасителе и олицетворении порядка, а также негативное отношение ко всем приближенным царя, служит архаической предпосылкой для негативное восприятия государственных институтов. Сам же глава государства в мифологическом сознании отражает архетип царя, даже не смотря на демократическую форму правления.
Нами были изучены публичные заявления Д.Трампа в социальной сети Твиттер, интервью в популярных американских изданиях, записи телевизионных дебатов, выступлений на митингах, ралли и т.д. за период избирательной кампании. Результаты исследования предвыборной риторики Трампа позволили выявить устойчивые смысловые паттерны, формирующие некоторые политические мифы. На основе данных, полученных во второй главе исследования, ещё раз отметим, что Трамп в своей избирательной кампании использует ряд базовых мифологем:
1. «America First» - совмещает в себе политику протекционизма с некоторыми элементами изоляционизма, затрагивает вопросы экономики и социальной защиты населения;
2. «Radical Islamic Terrorsim» - угроза терроризма, антимусульманская политика;
3. «Build a Wall» - защита от нелегальных иммигрантов, модернизация миграционной системы, укрепление южных границ.
Предпринятое исследование политической мифологии в избирательных кампаниях Д.Трампа позволяет сделать вывод об основных элементах формируемой властью системы идеологического доминирования в обществе, дать объективный ответ на вопрос о долгосрочных стратегиях правящих элит или сиюминутных популистских высказываниях.