Введение 3 Глава 1 Теоретические основы применения игровых методик в обучении детей с ОВЗ 5 1.1 Особенности развития памяти у детей с ОВЗ 5 1.2 Роль игр в обучении и развитии памяти 7 1.3 Психолого-педагогическое обоснование применения игр на уроках окружающего мира 11 Выводы к первой главе 16 Глава 2 Практическое применение игр на уроках окружающего мира для развития памяти у детей с ОВЗ 17 2.1 Анализ состояния работы по использованию игр на уроках окружающего мира 17 2.2 Подбор, разработка и применение на практике игр, направленных на развитие памяти у детей с ОВЗ 26 Выводы по второй главе 29 Заключение 30 Список использованных источников 31
Владимирский педагогический колледж
2 курс

Применение игр на уроках окружающего мира для развития памяти у детей с ОВЗ

дипломная работа
Педагогика
33 страниц
85% уникальность
2024 год
1 просмотров
Пристайло О.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список использованны
Актуальность исследования. В настоящее время, развитие педагогической науки и практики обуславливает необходимость поиска и внедрения инновационных методов обучения, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из ключевых направлений в этой сфере является использование игровых методик на уроках окружающего мира, направленных на развитие памяти у данной категории детей. Проблема обучения детей с ОВЗ является актуальной и социально значимой. Стремление обеспечить им полноценное образование и интеграцию в общество требует разработки и внедрения эффективных педагогических методов. Учитывая, что развитие памяти является одним из важнейших аспектов познавательной деятельности, использование игровых методик на уроках окружающего мира представляется перспективным подходом. Состояние разработанности проблемы исследования. На сегодняшний день существует определенный накопленный опыт в области обучения детей с ОВЗ, однако применение игровых методик для развития памяти на уроках окружающего мира требует дополнительного изучения и адаптации с учетом специфики данной категории детей. Объектом исследования являются дети с ограниченными возможностями здоровья, а предметом исследования – применение игр на уроках окружающего мира для развития памяти у данной категории детей. Целью данной дипломной работы является теоретическое обоснование и практическое исследование применения игр на уроках окружающего мира для развития памяти у детей с ОВЗ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить особенности развития памяти у детей с ОВЗ. 2. Проанализировать роль игр в обучении и развитии памяти. 3. Обосновать психолого-педагогическую целесообразность применения игр на уроках окружающего мира. 4. Провести анализ состояния работы по использованию игр на уроках окружающего мира. 5. Разработать и апробировать игры, направленные на развитие памяти у детей с ОВЗ. Теоретико-методологические основания исследования. В работе используются теоретические основы педагогики, психологии, специальной педагогики, а также методология педагогического исследования. Методы исследования. Для достижения поставленных целей и решения задач используются такие методы исследования как теоретический анализ, сравнительный анализ, анкетирование, педагогическое тестирование, наблюдение и др. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические основы применения игровых методик в обучении детей с ОВЗ, во второй – практическое применение игр на уроках окружающего мира для развития памяти у данной категории детей.  
Читать дальше
Глава 1 Теоретические основы применения игровых методик в обучении детей с ОВЗ 1.1 Особенности развития памяти у детей с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляют разнообразные категории, включающие в себя детей с интеллектуальными, физическими, психическими или комбинированными нарушениями. Развитие памяти у таких детей может отличаться от развития у сверстников без ОВЗ. Ниже рассмотрим основные особенности развития памяти у детей с ОВЗ [5]: 1. Индивидуальные особенности: дети с ОВЗ могут иметь различные индивидуальные особенности, связанные с характером и степенью их заболевания. Например, дети с аутизмом могут испытывать затруднения с общением и восприятием окружающего мира, что влияет на их способность к запоминанию информации. 2. Ограниченные когнитивные возможности: некоторые дети с ОВЗ имеют ограниченные когнитивные возможности, что может затруднять процесс запоминания информации. Например, дети с синдромом Дауна часто имеют задержку в развитии и могут испытывать трудности с концентрацией внимания и запоминанием информации. 3. Специфические нарушения: некоторые формы ОВЗ, такие как расстройства аутистического спектра или дефицит внимания с гиперактивностью (ДВГ), сопровождаются специфическими нарушениями памяти. Например, у детей с ДВГ часто наблюдается непродолжительная память и затруднения с удержанием внимания. 4. Потребность в индивидуализированном подходе: в связи с вышеупомянутыми особенностями, дети с ОВЗ часто нуждаются в индивидуализированном подходе к обучению. Это может включать в себя использование специальных методик и технологий, адаптированных к их уровню развития и потребностям.
Читать дальше
2.1 Анализ состояния работы по использованию игр на уроках окружающего мира В рамках исследования был проведен анализ состояния использования игровых методик на уроках окружающего мира в образовательных учреждениях города Владимира, направленных на развитие памяти у детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). Исследование включало в себя анкетирование и интервью с педагогами, а также анализ программ обучения и доступных учебно-методических материалов. Выборка участников исследования: 1. Образовательные учреждения: 10 школ и специализированных центров образования для детей с ОВЗ в городе Владимире. 2. Респонденты: 20 учителей начальных классов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. 3. Временной период проведения исследования: сентябрь 2023 года по декабрь 2023 года. Основные выводы анализа: 1. Применение игр в образовательном процессе: на момент исследования, большинство педагогов (80%) признали эффективность игровых методик для развития памяти у детей с ОВЗ. Однако только половина из них (50%) систематически использовала игры на уроках окружающего мира. 2. Разнообразие игровых методик. В большинстве учебных заведений использовались традиционные игры (например, память, лото, пазлы), адаптированные под потребности детей с ОВЗ. Отмечался недостаток современных интерактивных и цифровых игровых методик, способствующих развитию памяти.
Читать дальше
В заключении курсовой работы о применении игр на уроках окружающего мира для развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья, мы можем сделать выводы. Исследование показало, что игровые методики имеют значительный потенциал для развития памяти у детей с ОВЗ. Они способствуют более эффективному усвоению учебного материала и создают благоприятную обучающую среду. Применение игр на уроках окружающего мира позволяет индивидуализировать образовательный процесс, учитывая особенности развития каждого ребенка, что существенно повышает эффективность обучения. Важным аспектом успешного использования игр является сотрудничество между взрослым и ребенком в процессе игры, что способствует активному участию и заинтересованности детей. Результаты исследования подтвердили, что игра не только эффективный педагогический инструмент, но и способствует развитию социализации и адаптации детей с ОВЗ в образовательной среде. Рекомендации для дальнейших исследований включают: проведение более глубокого анализа эффективности конкретных игровых методик на развитие памяти у детей с ОВЗ с учетом различных типов нарушений; исследование влияния игр на уроках окружающего мира на другие аспекты развития детей с ОВЗ, такие как социальные навыки, коммуникативные способности и самооценка; оценка эффективности обучения с использованием игровых методик в долгосрочной перспективе, в том числе их влияния на успеваемость и мотивацию учащихся.
Читать дальше
1. Андреева, О.И. Эффективность использования игровых методик на уроках окружающего мира для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.И. Андреева // Педагогическая практика. – 2022. – № 5. – С. 88-95. 2. Васильева, И.Н. Современные технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И.Н. Васильева // Коррекционная педагогика. – 2020. – № 2. – С. 44-51. 3. Горшкова, Е.С. Психолого-педагогическое обоснование использования игр на уроках окружающего мира для развития памяти у детей с ОВЗ [Текст] / Е.С. Горшкова. – М.: Педагогика, 2021. – 160 с. 4. Гусева, Л.С. Особенности формирования памяти у детей с нарушениями развития [Текст] / Л.С. Гусева. – М.: Высшая школа, 2023. – 180 с. 5. Данилова, Н.С. Инклюзивное образование: опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.С. Данилова. – СПб.: Лань, 2019. – 220 с. 6. Жуков, А.М. Игровые методики как средство развития памяти у детей с ОВЗ [Текст] / А.М. Жуков // Интегративная психология и педагогика. – 2023. – № 2. – С. 36-42. 7. Иванова, Н.П. Педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.П. Иванова. – М.: Просвещение, 2019. – 150 с. 8. Козлова, Т.М. Практические аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках окружающего мира [Текст] / Т.М. Козлова. – СПб.: Питер, 2020. – 200 с. 9. Комаров, Г.А. Развитие игровой активности как фактор формирования памяти у детей с ОВЗ [Текст] / Г.А. Комаров // Психологическая наука и образование. – 2020. – № 1. – С. 76-83. 10. Кузнецова, В.И. Педагогические аспекты использования игр для развития памяти у детей с ОВЗ [Текст] / В.И. Кузнецова // Вопросы образования и развития. – 2022. – № 1. – С. 92-105. 11. Лебедева, М.И. Роль игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ [Текст] / М.И. Лебедева // Коррекционная педагогика. – 2019. – № 3. – С. 78-86. 12. Михайлов, В.В. Педагогическая психология: теория и практика [Текст] / В.В. Михайлов. – СПб.: Балтийский университет, 2023. – 240 с. 13. Николаев, Д.В. Игровые методики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Д.В. Николаев // Инклюзивное образование. – 2018. – № 5. – С. 110-125. 14. Павлова, Е.А. Организация игровой деятельности на уроках окружающего мира для детей с ОВЗ [Текст] / Е.А. Павлова // Современные образовательные технологии. – 2022. – № 3. – С. 82-95. 15. Петрова, Е.А. Развитие памяти у детей с ОВЗ через игровые методики [Текст] / Е.А. Петрова // Педагогика и психология развития. – 2021. – № 2. – С. 45-57. 16. Романова, Л.В. Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках окружающего мира [Текст] / Л.В. Романова // Педагогическая наука. – 2018. – № 6. – С. 102-115. 17. Сидорова, О.В. Организация игровой деятельности в работе с детьми с ОВЗ [Текст] / О.В. Сидорова // Современное образование: проблемы и перспективы. – 2018. – № 4. – С. 32-39. 18. Смирнова, А.А. Эффективность применения игровых методик на уроках окружающего мира для детей с ОВЗ [Текст] / А.А. Смирнова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2023. – № 4. – С. 67-74. 19. Сорокина, Т.И. Психолого-педагогические аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] / Т.И. Сорокина // Инклюзивное образование. – 2021. – № 4. – С. 55-63. 20. Тимофеева, Е.П. Практические аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках окружающего мира [Текст] / Е.П. Тимофеева. – М.: Просвещение, 2018. – 180 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Стиль и переводческие приемы делового дискурса сайта Президента России Кремль.ru в переводе с русского языка на английский
Количество страниц:
61
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Языкознание
курсовая работа
Способы перевода имён персонажей с английского на русский язык (на примере The Elder Scrolls V: Skyrim)
Количество страниц:
27
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Лингвистика
курсовая работа
Количественные признаки статистики таможенный платежей
Количество страниц:
28
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Таможенное дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image