Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников 5 1.1. Понятие, сущность творческих способностей в научной литературе 5 1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 8 Глава 2. Теоретический анализ фольклора как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения 12 2.1. Понятие фольклора в педагогической литературе 12 2.2. Особенности восприятия фольклора как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения 16 Глава 3. Эмпирическое исследование развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения посредством фольклора 22 3.1. Организация, методы и результаты исследования 22 3.2. Разработка упражнений с элементами фольклора, способствующих развитию творческих способностей у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения 27 Заключение 31 Библиография 33 Приложения 36
ИГУ
5 курс

Фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

дипломная работа
Языки
35 страниц
82% уникальность
2024 год
3 просмотров
Бадулина О.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Заключение
Библиография
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблемы в системе младшего школьного образования, связаны прежде всего с неспособностью школы и учителей в полной мере использовать возможности художественного, музыкального или иного творчества. Развитие детей по средствам творческого воспитания и обучения является невостребованной и нераспространенной моделью обучения. Хотя сегодня мы наблюдаем более уверенные шаги на пути к переориентации общеобразовательной школы, которая все более склоняется к принципам развивающего обучения, обеспечивающего формирование творческих способностей школьников через художественную, музыкальную или иную творческую деятельность, которая способствует развитию эмоционально-чувственного мира ребенка. Недостаточное внимание образовательных учреждений к вопросам творческого развития и воспитания личности ведет к печальным последствиям и оборачивается в дальнейшем безнравственностью, циничностью и бездуховностью подрастающего поколения. Чаще всего в образовательном учреждении главную роль выделяют учебному процессу, а обучению, направленное на комплексное развитие личности, выделяется второстепенная роль. Как правило в образовательных процессах отсутствуют условия для творческой деятельности, а также не в полной мере используется методика формирования и развития творческих способностей. Основной задачей системы образования является создание благоприятной среды для творческого развития детей, в том числе, и на уроках русского языка и литературы. Использование фольклора в образовательном пространстве школы открывает на сегодняшний день новые возможности в развитии способностей и личностных качеств младших школьников. Все вышесказанное обусловило выбор темы: «Фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников». Объект исследования – процесс развития творческих способностей младших школьников. Предмет исследования – фольклор как средство развития творческих способностей. Цель исследования заключается в изучении фольклора как средство развития творческих способностей младших школьников. Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи: – раскрыть понятие, сущность творческих способностей в научной литературе; – изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников; – рассмотреть понятие фольклора в педагогической литературе; – обосновать особенности восприятия фольклора как средства развития творческих способностей младших школьников; – провести эмпирическое исследование развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения посредством фольклора. Степень разработанности в отечественной и зарубежной науке. К вопросу о компонентах творческих способностей обращались А.Н.Лук, Л.Д.Столяренко, В.И.Андреев, В.Т.Кудрявцев и В.Синельников. Проблему формирования творческой личности разрабатывали Н. Подьяков, Д. Узнадзе, А. Запорожец, С. Сысоева, А. Матюшкин. Методы исследования: – теоретические: изучение, системный анализ и обобщение научных, искусствоведческих, психолого-педагогических и методических трудов, специальной литературы; – эмпирические: анкетирование, тестирование. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Общий объем работы составляет 40 страниц, библиографический список включает 30 наименований.
Читать дальше
1.1. Понятие, сущность творческих способностей в научной литературе Вопросом творчества уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские психологи, и педагоги. Но феномен творчества длительное время ускользал от четкого психологического эксперимента, так как действительная жизненная ситуация не укладывалась в его границы, всегда ограниченные установленной деятельностью, установленной целью. Термин «творчество» многоаспектно и исследуется в границах различных наук. С формированием общества, формированием философской, педагогической, психологической науки, формировались и переменялись воззрения на вопрос человеческого творчества. Разные научные школы предлагали свои подходы к изучению феномена творчества, творческого мышления и творческих способностей. В настоящее время в философской, психологической, педагогической литературе существуют различные подходы к определению творчества. Основная трудность связана с отсутствием непосредственно операционального, психологического наполнения представленного термина, в связи, с чем во многих исследованиях творчество складывается как формирование нового продукта человеческой деятельности [4, с.36]. Так, в философии творчество рассматривается как нужное обстоятельство формирования материи, образование ее новых форм, вместе с появлением, которых изменяются и сами формы творчества. В философском энциклопедическом словаре творчество формируется как деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее [16, с.35]. В психологии творчество трактуется как деятельность, итогом которой считается формирование новых ценностей материального и духовного уровня [9, с.25].
Читать дальше
2.1. Понятие фольклора в педагогической литературе Тема устного народного творчества в русской литературе необычайно многообразна, существуют многочисленные жанры и виды фольклора. Все они сформировались постепенно, в результате жизни и творческой активности народа, проявляемой на протяжении нескольких сотен лет. В настоящее время существуют специфические виды фольклора в литературе. Устное народное творчество является тем уникальным пластом знаний, на основе которого были построены тысячи классических произведений. Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры. Ю. М. Соколов предложил использовать термин «фольклор» вместо традиционных для русской науки терминов «народная словесность», «народная поэзия», «устная словесность». Одновременно он подчеркнул необходимость изучения фольклора «силами… словесников, этнографов, искусствоведов, музыкантов, артистов художественного рассказа и вокального искусства». Однако несколькими годами позже, в 1931-м, в докладе «Значение фольклора и фольклористики в реконструктивный период», Ю. М. Соколов расстается с прежними идеями под влиянием советской идеологии: «Фольклор – одна из важнейших областей поэтического творчества, а фольклористика – одна из важнейших частей марксистско-ленинского литературоведения. К изучению фольклора должны быть применены все те основные методологические установки, которые применяются к литературоведению и искусствоведению вообще… Актуальные задачи современного рабочего и колхозно-пролетарского фольклора – те же, что и актуальные задачи пролетарской литературы» [22, с.36].
Читать дальше
3.1. Организация, методы и результаты исследования В исследовании приняли участие: 17 учащихся 3 класса и 5 учителей начальных классов. В ходе исследования, направленного на решение данных задач, нами были отобраны и применены следующие эмпирические методы: анкетирование учителей, диагностические задания для учащихся по методикам «Твоя формула интереса к чтению» (А. П.Кашкаров), «Какой ты читатель» (Н. Г. Малахова). Рассмотрим каждый из указанных методов подробнее. 2. Анкетирование педагогов. Для того, чтобы определить проблемы и перспективы формирования читательских интересов младших школьников, а также узнать о возможностях фольклорных произведений в процессе развития творческих способностей и читательских интересов, было проведено анкетирование учителей начальных классов. В анкетировании приняли участие 5 учителей со стажем работы от 7 до 20 лет, работающих по УМК «Школа России».
Читать дальше
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения, которая подразумевала решение ряда задач. Раскрыто понятие, сущность творческих способностей в научной литературе. Творческие способности – это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области. Анализируя точки зрения различных авторов психолого-педагогической литературы по вопросу творческих способностей можно сделать вывод о том, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют такие компоненты творческих способностей, как оригинальность замысла, эмоциональная выразительность, сюжетная разработанность. Творческие способности – это процесс индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности, проявляющихся в стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве умения владеть выразительными средствами при создании творческого продукта, уровне развития творческого воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области. Изучена психолого-педагогическая характеристика младших школьников. Младший школьный возраст – это не уменьшенная копия взрослого человека. Это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. В младшем школьном возрасте школе вносит кардинальные изменения в жизнь ребёнка. Теперь его ведущая деятельность – учение, а важнейшая обязанность – обязанность учиться, приобретать знания. Раскрыто понятие фольклора в педагогической литературе; Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные, важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, Родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге, о самом себе. Восприятие фольклора как средства развития творческих способностей младших школьников рассматривается исследователями как единый целостный процесс, основанный на связи познавательных и эмоциональных моментов, в ходе которых ребенок активно входит в мир воображаемых обстоятельств: он начинает различать художественный образ и действительность. В младшем школьном возрасте углубляется восприятие сказки. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он внесёт значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Использование фольклорных жанров, этнокультурологического материала на уроках не только развивает и обогащает речь учащихся, расширяет кругозор, но активизирует их мыслительную и творческую деятельность. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Барболин, М.П. Методологические основы развивающего обучения / М.П. Барболин. – М.: Высшая школа, 2017. – 232 с. 2. Василенко, В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество / В.А. Василенко. – М.: Наука, 2019. – 358 с. 3. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии / Иркутск, 2020. – 120 с. 4. Воюшина, М. П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.П.Воюшина, С. А.Кислинская, Е. А. Лебедева. М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 288 с. 5. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. 2022. –№ 4. – С. 4–69. 6. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 2017. – 124 с. 7. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2018. – 128 с. 8. Зворыгина О. И. Русская литературная сказка: речевые параметры жанра: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Специальность 10.02.01 – русский язык / О. И. Зворыгина. - Екатеринбург – 2012 – 32 с. 9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов/ И.А. Зимняя. М.: Логос, 2014. ‒ 383 с. 10. Каргин, Л. С. Народная художественная культура / Каргин Л. С. Курс лекций. М.: Наука, 2019. – 182 с. 11. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук – Наука, 2012. – 125 с. 12. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. М.: Наука, 2015. – 130 с. 13. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. М.: Просвещение, 2018. – 324 с. 14. Минскин, Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя / Е.М. Минскин. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с. 15. Матвеева, Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л.И. Матвеева – М.: педагогика, 2019. – 130 с. 16. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. ‒ М.: Книга, 2014. ‒ 206 с. 17. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теорет.–эксперимент. исслед. / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2017. – 240 с 18. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Академия, 2017. – 176 с. 19. Оморокова, М. И. Чтение в начальных классах / М. И. Оморокова. Тула: Родничок, 2019. – 124 с. 20. Пропп, В. Я. Поэтика фольклора / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2018. – 129 с. 21. Соловейчик, М.С. Программа «Русский язык». Учебно–методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония»/ М.С. Соловейчик. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. – 150 с. 22. Соколов, Ю. М. Очередные задачи изучения русского фольклора / Ю.М. Соколов // Художественный фольклор. №1. 2017. С. 5–49. 23. Соколов, Ю.М. Русский фольклор / Ю.М. Соколов – М.: Луч, 2018 – 292 с. 24. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов – М.: Гардарики, 2017. – 520 с. 25. Шамина, Л.В. Основы народно-певческой педагогики / Л.В. Шамина. М.: Наука, 2018. – 202 с. 26. Щуров, В.М. Жанры русского музыкального фольклора». Ч. 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности / В.М. Щуров, М.: Музыка, 2017. – 401 с. 27. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С. 16–120. 28. Яковлева, Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 2019. – № 5. – С.5-28. 29. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С.12-43. 30. Яшина, Н.П. Учить читать трудно, но интересно / Н.П. Яшина // Начальная школа. – 2021. – №6. –С. 4-45
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Разработка концепции издания и подготовка к публикации сборника рецептов кондитерских изделий «Сладко жить!»
Количество страниц:
60
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Издательское дело
курсовая работа
Услуги в отрасли физической культуры и спорта
Количество страниц:
34
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
Десктопное и мобильное Android приложение "Калькулятор сетевого инженера
Количество страниц:
46
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Программирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image