Государственный мониторинг земель является важным инструментом для эффективного управления сельским хозяйством. Он позволяет отслеживать состояние земельных ресурсов, выявлять проблемы и принимать меры для их решения. Цели и задачи государственного мониторинга земель направлены на обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства и сохранение природных ресурсов. Принципы государственного мониторинга земель включают объективность, системность и доступность информации. Методы и инструменты государственного мониторинга земель включают съемку с высоты, дистанционное зондирование и анализ данных. Несмотря на проблемы и вызовы, государственный мониторинг земель имеет большой потенциал для развития и улучшения сельского хозяйства.
Примеры успешной реализации государственного мониторинга земель показывают его положительное влияние на устойчивое развитие сельского хозяйства. В будущем, развитие государственного мониторинга земель будет способствовать более эффективному использованию земельных ресурсов и улучшению качества сельского хозяйства.
Проблема реализации этого, прежде всего, стоит в финансовой и организационной неготовности, причем, если финансовые затраты способны окупиться фактически через несколько лет, то организационные вопросы связаны с региональным законодательством и системой соглашений с федеральными органами государственной власти.
Мониторинг земель ведется в обязательном порядке по уровням административно-территориального деления для всех категорий земель независимо от режима и характера их использования и является составной частью единой государственной информационной системы о состоянии окружающей среды и природных ресурсов страны, а также глобального мониторинга природной среды и климата.
Ввиду существенных зональных различий земель в Российской Федерации (равнинные и горные территории), многообразия способов их использования, широкого развития негативных процессов и явлений (эрозия, дефляция, заболачивание, солонцовость, деградация пастбищ, техногенное загрязнение и др.), которые часто вызывают необратимые изменения количественного и качественного состава земельных ресурсов и создают критическую экологическую ситуацию, весьма актуальна организация постоянно действующей сети государственного мониторинга земель.
В настоящее время имеются крайне необходимые для проведения этих работ материалы и документы и, прежде всего, почвенные, геоботанические, геологические, геоморфологические, ландшафтные и др. тематические карты России, а также серии карт основных показателей экологического состояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для земельных ресурсов страны, и на некоторые территории - результаты оценки их динамики во времени и пространстве.
Таким образом, государственный мониторинг земель реализуется через систему наблюдений с фиксацией состояния наблюдаемого объекта по заданной номенклатуре показателей через определенные (заданные) временные промежутки с целью получения динамической характеристики, позволяющей судить о характере и направлении изменений объекта наблюдений.
Подводя итог хотелось бы сказать, что таким образом, в результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической ущербов, планировании природоохранных мероприятий.
Выявление негативных и позитивных тенденций в изменении эколого-хозяйственного состояния земельных ресурсов, выработка достоверных текущих и долгосрочных прогнозов ухудшения или улучшения их качества и принятие на основе этой информации в необходимых случаях экстренных мер по регулированию неблагоприятных процессов, эффективному управлению земельным фондом региона возможно лишь на базе всестороннего анализа результатов систематических, регулярно обновляемых данных о количественном и качественном состоянии земель.
Для эффективного управления земельными ресурсами необходимо проанализировать результаты проведенных земельных преобразований и, исходя, из этого анализа определить на перспективу систему практических мер по дальнейшему углублению и совершенствованию земельной политики, направленной на обеспечение более рационального и бережного использования земельного фонда. Необходимо усовершенствовать нормативно-правовую и техническую базу по переоценке земель, усовершенствовать земельное, налоговое и иное законодательство, регулирующее земельный оборот и платежи за использование, и аренду земельных ресурсов.