ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 5
1.1 Правовые основы предоставления социальной помощи гражданам в РФ 5
1.2 Формирование системы адресной социальной поддержки на рубеже 1990–2000 гг. 9
1.3 Конституционно-правовые аспекты адресных мер социальной поддержки населения, гарантии и механизм их реализации 13
2 ОСОБЕННОСТИ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 17
2.1 Социальная поддержка населения России в условиях кризисов 17
2.2 Проблема реализации принципа адресности при предоставлении мер государственной социальной поддержки в регионе 21
2.3 Совершенствование системы социальной поддержки: внедрение критериев оценки нуждаемости 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 31
Читать дальше
Адресная социальная помощь является одним из инструментов социальной защиты населения, направленным на оказание материальной поддержки наиболее уязвимым категориям граждан. Однако, в процессе реализации адресной социальной помощи возникают определенные правовые и организационно-управленческие проблемы.
Актуальность исследования правовых и организационно-управленческих проблем адресной социальной помощи обусловлена рядом причин.
Во-первых, такая помощь является одним из ключевых инструментов борьбы с бедностью и социальным неравенством.
Во-вторых, адресная социальная помощь позволяет обеспечить поддержку наиболее уязвимых слоев населения, что способствует социальной стабильности и экономическому развитию.
В-третьих, эффективность адресной социальной помощи во многом зависит от качества ее правового регулирования и организации управления.
Таким образом, исследование проблем в этой сфере помогает определить направления для совершенствования системы адресной социальной помощи и повышения ее эффективности.
Объектом исследования выступает правовые и организационно-управленческие проблемы адресной социальной помощи.
Предметом курсовой работы является механизмы и инструменты обеспечения адресной социальной помощи, а также способы решения организационно-управленческих проблем в этой сфере.
Цель работы – изучить правовые и организационно-управленческие проблемы адресной социальной помощи.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
- изучить правовые основы предоставления социальной помощи гражданам в РФ;
- определить формирование системы адресной социальной поддержки на рубеже 1990–2000 гг.;
- раскрыть конституционно-правовые аспекты адресных мер социальной поддержки населения, гарантии и механизм их реализации;
- рассмотреть социальную поддержку населения России в условиях кризисов;
- выявить проблемы реализации принципа адресности при предоставлении мер государственной социальной поддержки в регионе;
- рассмотреть совершенствование системы социальной поддержки: внедрение критериев оценки нуждаемости.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: метод познания, включающий принципы объективности, системности, историзма, а методами исследования – методы индукции, дедукции. Использованы также общенаучные методы анализа и синтеза.
Степень разработанности: для написания работы были использованы работы в области социальной помощи, таких как И. М. Ильин, Д. Ю. Сараева, И. М. Неверова, Л. Н. Овчарова, О.В. Синявская и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Читать дальше
Бедность – одна из самых серьезных социально-экономических проблем, с которыми сталкивается человечество в XXI веке. Этому негативному явлению в разной степени подвержены как страны с развитой рыночной экономикой, так и государства, относящиеся к категории развивающихся стран.
Статья 7 Конституции Российской Федерации декларирует, что Россия является социальным государством. Однако одни лишь декларации не приводят автоматически к реальным изменениям в уровне жизни россиян [1].
Важно преодолеть посткризисное снижение уровня жизни населения и создать благоприятные условия для увеличения внутреннего спроса, обеспечив соответствующий рост валового внутреннего продукта и эффективности производства. Для этого необходимо снизить уровень бедности и сократить неравенство в доходах населения за счет усиления социальной поддержки, способствующей повышению заработной платы и обеспечению эффективного уровня занятости трудоспособных граждан.
Правовую основу социальной защиты граждан составляет взаимосвязанная система нормативных правовых актов и стандартов, регулирующих организацию и функционирование учреждений социальной защиты и управления, а также порядок их создания.
Нормативными источниками социальной защиты являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы, определяющие порядок, условия и гарантии осуществления социальной защиты граждан.
В эту систему входят международные договоры России, конвенции и рекомендации международных организаций, Конституция Российской Федерации, Конституция республики и уставы, законы и решения других субъектов, коллективные договоры и соглашения, коллективные договоры (контракты).
Социальная помощь – это помощь, оказываемая гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде добровольных пожертвований в натуральной или денежной форме от имени государства или других институтов общества. Социальная помощь оказывается в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [2].
Читать дальше
Нарастание кризисных явлений вынуждает многие страны вводить дополнительные меры социальной защиты населения. Это касается как локальных кризисов (например, в условиях военных конфликтов, экологических и климатических катастроф), так и кризисов мирового масштаба, в первую очередь вызванных нарушением глобальной финансово-экономической стабильности, а в новейшей истории – возникновением и распространением новой коронавирусной инфекции (2019–nCoV).
Тяжелейшими испытаниями для России стали валютный кризис 2014–2015 гг. с резким ослаблением российского рубля по отношению к иностранным валютам и сокращением доходной части бюджета, а также введение с марта 2014 г. пакета санкций со стороны США, ряда других недружественных государств и международных организаций в связи с присоединением Крыма к России.
В течение следующих восьми лет санкционное давление Запада на Россию только усиливалось: санкции существенно расширились после начала специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 г., фактически превратившись в финансово-экономическую, технологическую и политическую блокаду [13, с. 132].
За время, прошедшее с конца 2019 г. Россия, как и большинство государств мира, освоила практику антикризисного сдерживания распространения 2019–nCoV. Пандемия в условиях шокового сокращения нефтегазовых доходов федерального бюджета вызвала существенные изменения в структуре расходов социальных статей: за первое полугодие 2020 г. расходы на здравоохранение были увеличены более чем в 2,2 раза, дотации регионам – в 1,6 раза.
В рамках принятых Правительством РФ планов действий (мероприятий), с 2020 г. реализуются пакеты антикризисных мер, направленных на:
1) поддержание доходов домохозяйств, работающего и временно оставшегося без работы населения, а также семей с детьми с учетом и без учета нуждаемости;
2) восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.
Читать дальше
На основании проведенного анализа можно выделить следующие ключевые проблемы и выводы:
1. Недостаток финансирования: адресная социальная помощь часто сталкивается с недостатком финансирования, что приводит к ограниченности ресурсов и невозможности оказания помощи всем нуждающимся.
2. Сложность определения критериев: существуют сложности в определении четких и объективных критериев для предоставления адресной социальной помощи, что ведет к субъективности и коррупции.
3. Неравномерное распределение помощи: в результате сложностей в определении критериев и недостатка финансирования, помощь распределяется неравномерно, что вызывает социальное напряжение и недовольство.
4. Отсутствие комплексного подхода: многие проблемы, с которыми сталкиваются получатели адресной социальной помощи, не решаются с помощью только одного вида помощи.
5. Важность участия общественности: для решения указанных проблем необходимо активное участие общественности и гражданского общества.
6. Необходимость реформы системы: в целом, требуется проведение серьезной реформы системы адресной социальной помощи с учетом выявленных проблем и недостатков.
На основании проведенного исследования правовых и организационно-управленческих проблем адресной социальной помощи можно сделать вывод о необходимости проведения комплексной реформы данной системы. Основными проблемами являются недостаток финансирования, сложность определения критериев предоставления помощи, неравномерное распределение ресурсов и отсутствие комплексного подхода к решению проблем нуждающихся.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
6. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 25.12.2023) «О занятости населения в Российской Федерации»
7. Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 (ред. от 11.12.2023) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи»
8. Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 N 384 (ред. от 28.04.2022) «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении»
9. Ильин, И. М. Конституционно-правовые аспекты адресных мер социальной поддержки населения, гарантии и механизм их реализации / И. М. Ильин // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2023. № 4(155). С. 74-79.
10. Неверова, И. М. Формирование системы адресной социальной поддержки на рубеже 1990-2000 гг. / И. М. Неверова //. За права трудящихся! Приоритетные направления развития законодательства о труде и социальном обеспечении, 2021. С. 92-95.
11. Овчарова Л. Н., Синявская О.В. Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ВШЭ, 2022. - 184 с.
12. Портнова Г.А., Вербицкая Ж.И. Проблема реализации принципа адресности при предоставлении мер государственной социальной поддержки в регионе. - Вестник Института экономических исследований. 2020. № 3(19). С. 144-150.
13. Сабирова З. Э. Социальная поддержка населения России в условиях кризисов //Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. №. 5. С. 132-135.
14. Сараева, Д. Ю. Совершенствование системы социальной поддержки: внедрение критериев оценки нуждаемости / Д. Ю. Сараева. // Молодой ученый. 2023. № 39 (486). С. 154-157.
15. Терехова А. Н. Проблемы реализации современного категориального принципа оказания государственной социальной поддержки населения в российской федерации в контексте реализации мероприятий государственной социальной помощи //Инновации и инвестиции. 2022. №. 5. С. 282-285.
Читать дальше