Одной из основных причин, которая мешает позитивному развитию современного образования, является нарушение взаимодействия между участниками педагогического процесса. Для устранения этого препятствия в современной школе происходит гуманизация педагогического взаимодействия. Она основана на изменении личностных установок и философии учителя, а также отказе от широко распространенной модели учебно-дисциплинарного общения.
Сегодня в общественно-исторической эпохе человек рассматривается как сложная система с уникальными внутренними психологическими возможностями для саморазвития и раскрытия творческого потенциала. Человек является самостоятельным и активным участником процесса отражения и взаимоотражения сущностей, его развитие основано на многомерном и многоликом мире.
Проблема эффективного взаимодействия учителя и учащегося является актуальной не только в поиске новых психолого-педагогических закономерностей обучения в современных условиях. Учитель по-прежнему остается источником полезной информации, примером, образцом, который в течение многих лет деятельности демонстрирует усвоение модели поведения, норм и ценностей общества. Именно учитель в определенной степени определяет развитие личности ученика, и это обстоятельство является одним из важнейших факторов, исследуемых учеными, изучающими взаимодействие между учителем и учащимися.
В настоящее время ключевым вопросом является характер психологического взаимодействия в педагогическом процессе. В связи с общей психологизацией образования, характерной чертой современного этапа его развития, становится актуальной психологическая подготовка педагогических кадров. Понятие «развитие личности» обрело больший смысл образовательного процесса. Ученик становится центральной фигурой всего образовательного процесса [7].
При личностно-ориентированном взаимодействии, когда целью обучения является развитие ребенка в качестве личности, прослеживается равноправие учителя и ученика как соработников и партнеров. В процессе такого взаимодействия учитель создает условия для самостоятельного формулирования ребенком познавательных задач и проблем. Он не просто преподает, а активизирует склонность к росту и развитию, присущую каждому ребенку. Признаются важностью как для учителя, так и для учеников чувства, эмоции и переживания.
Таким образом, актуальность курсовой работы обусловлена противоречиями между неэффективным взаимодействием учителей и учеников в современной школе и недостаточной степенью исследований данной проблемы. Необходимо разработать оптимальные условия и технологии для эффективного взаимодействия субъектов образования [9].
Цель данного исследования заключается в изучении влияния возрастных особенностей на типы связей и отношений в системе «учитель-ученик».
Объект исследования – взаимодействие субъектов в образовательном процессе школы.
Предмет исследования – психологические условия эффективного взаимодействия в системе «ученик-учитель».
Задачи исследования:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную философскую, социологическую и психолого-педагогическую литературу.
2. Рассмотреть взаимодействие субъектов образовательного процесса.
3. Определение требований общества на современном этапе его развития к взаимодействию учителя и ученика.
Методологическую основу исследования составили:
Теория личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании (Н. А. Алексеев, Д. А. Белухин, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская); психолого-педагогические подходы в осмыслении роли общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса (А. С. Белкин, А. Б. Добрович, И. А. Зимняя, Я. Л. Коломинский, Е. В.Коротаева, И. С. Кон, А. В. Меренков, Л. А. Петровская, И. И. Рыданова и др.) [2-7].
Структура работы включает в себя: введение, две главы, состоящие из двух параграфов каждая, заключения и списка литературы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в курсовой работе использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение объективной информации по опыту взаимодействия субъектов образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время особое значение приобретает вопрос об уникальности психологического взаимодействия в области педагогики. Вследствие общей психологизации образования, что является характерной чертой нашей эпохи, становится всё более актуальной психологическая подготовка педагогов.
Читать дальше
1.1. Общая характеристика взаимодействия
Понятие «взаимодействие» в общем смысле отражает всеобщее движение и влияние объектов друг на друга. Для человека взаимодействие является характерной чертой его стремления к взаимодействию с окружающими объектами. Через взаимодействие человек познает природные и социальные явления, законы и процессы, а также находит свое место в окружающей реальности, определяет свои способы мышления и поведения. Связанная с этим потребность человека в общении, обучении, образовании и личном развитии является неотъемлемой частью этого понятия (К. А. Абульханова-Славская, Л. П. Буева, М. С. Качан, В. А. Ленторский) [3].
Взаимодействие - одна из основных философских категорий, отражающая взаимодействие различных объектов друг на друга, их взаимосвязь и влияние друг на друга, а также порождение одного объекта другим. Взаимодействие является как прямым, так и опосредованным, внешним и внутренним отношением. Свойства объекта могут быть познаны только через его взаимодействие с другими объектами.
Взаимодействие - это согласованная деятельность, направленная на достижение общих целей и результатов, решение важных задач и проблем, значимых для участников. Одна из психологических закономерностей подчеркивает связь между развитием личности и деятельностью. Именно через взаимодействие раскрывается всевозможная система предметно-практических и душевных способностей. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации подростка. Дополнительный эффект взаимодействия основан на межличностном влиянии, основанном на взаимопонимании и самооценке [1].
Читать дальше
2.1. Анализ деятельности педагогов школы
по взаимодействию в работе с
подростками, имеющими трудности в обучении
Основной целью образовательной организации является развитие морально-нравственной, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самореализации. Основная задача школы заключается в создании условий, которые способствуют социализации выпускников и достижению высокого уровня образования в рамках общеобразовательных программ. В 2017-2018 учебном году в нашем учебном заведении обучалось 359 учащихся. Средний размер класса составлял 27,6 человека, общее количество классов – 13.
Школа активно работает с данными категориями учащихся и их семьями. Можно сформулировать систематические профилактические советы, осуществляем индивидуальную работу с детьми и их родителями, предоставляем психолого-педагогическую поддержку и консультации. Наши педагоги стремятся своевременно выявлять подростков и семьи «группы риска», корректировать социальный паспорт школы и индивидуальные планы сопровождения учащихся, находящихся под особым вниманием. Эти мероприятия позволяют нам правильно планировать, контролировать и координировать социально-педагогическую помощь социально неблагополучным семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также своевременно взаимодействовать с кдн, пдн, отделом опеки и попечительства и проводить профилактическую работу с подростками «группы риска».
В МБОУ «СОШ №2» г. Артемовский действуют система профилактических мер, направленных на предотвращение и преодоление множества негативных явлений, характерных для любой школы, таких как прогулы, нарушение дисциплины и нежелание участвовать в учебных занятиях. Была разработана следующая система мер:
Читать дальше
Современное российское общество находится в одной из ключевых фаз своего развития. В этом этапе происходит переоценка ценностей, критика и преодоление факторов, которые мешают движению вперед. Однако высший гуманистический смысл социального развития заключается в признании человека как самой ценной составляющей бытия и создании условий для его свободного развития.
Процесс гуманизации образования подразумевает объединение культурного, социально-нравственного и профессионального развития каждой личности. В свете этого социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и методов образования.
Современная философия образования, которая ставит личность учащегося на первое место в образовательном процессе, подталкивает педагогов к творческой работе, осуществляемой во взаимодействии с учениками.
Однозначно, проблемы современной школы могут быть успешно решены только знающим учителем, обладающим научно-теоретическим мышлением, умеющим анализировать педагогические явления с учетом взаимодействия с учениками. Такой учитель способен поставить обоснованные цели, выбрать эффективные средства для их достижения, оценивать результаты своей деятельности и своевременно вносить корректировки. Все это является актуальной задачей педагогической теории и практики.
Читать дальше
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука. – 2017. – 380 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс. – 2022 – 648 с.
3. Бибнер В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских видения в двадцать первый век. – М. – 2020. – 413 с.
4. Боднар А. М. Педагогический потенциал учителя. (Личностно-гуманистический аспект): Автореф. дис.... канд, пед. наук. – Екатеринбург. – 2014. – 13 с.
5. Горшкова В. В. Проблема субъекта в педагогике. Учебное пособие к спецкурсу. – Л.– 2021. – 77 с.
6. Грехнев В. С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144с.
7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального-психологического исследования. – М.: Педагогика. – 2016. – 240 с.
8. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение. – 2021. – 192 с.
9. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. – М. – 2021. – 120 с.
10. Радионова Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: Технология и творчество. – Л.– 2019. – 84 с.
11. Седова Н. В. Педагогическое общение: психологический тренинг для учителей // Педагогика. – 2014. – №1. – 569 с.
12. Смирнова Г. Коммуникативные умения учителя. // Народное образование. – 2019. – №2. – 197 с.
Читать дальше