Актуальность данного исследования связана с процессами изменения современных медиатекстов, которая обусловлена рядом причин. Во-первых, существенное влияние на изменения, наблюдаемые в текстах массмедиа, оказал такой процесс, как цифровизация, который способствовал стремительному технологическому развитию и переводу информации в цифровой формат. Во-вторых, развитие информационно-коммуникационного пространства и появление блогов кардинальным образом изменили процесс производства и распространения медиатекстов, поскольку в настоящий момент достаточно большое количество людей, которые раньше являлись представителями аудитории средств массовой информации, способны взять смартфон, запечатлеть событие, выложить видеозапись или фотографию в Интернет и стать соавтором медиатекста после того, как сотрудники редакции используют видеозапись или фотографию пользователя в своем материале, сделав ссылку на его аккаунт (указание авторства). Так, можно утверждать, что современная медиасреда стала кардинально другой по сравнению с периодом нескольких предшествующих десятилетий. Не все изменения нашли отражение в научном дискурсе, именно поэтому данная работа является актуальной и значимой.
Кроме того, актуальность данного исследования обусловлена рассмотрением эмпирического материала – нового, опубликованного в средствах массовой информации в самое последнее время, вследствие чего, вероятно, данная эмпирическая база ещё не была проанализирована другими исследователями и результаты анализа не были опубликованы в научных источниках.
Это также подтверждает актуальность и научную новизну данной работы.
Цель курсовой работы — исследовать особенности репортажа в современном цифровом медиапространстве (на материале онлайн-медиа «Арктический вектор»).
Для достижения данной цели в ходе работы были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику современному цифровому медиапространству;
- описать влияние медиаконвергенции на развитие современных онлайн-медиа;
- охарактеризовать место репортажа в системе журналистских жанров;
- сформулировать черты трансформации репортажа в онлайн-пространстве;
- выявить особенности жанра репортаж в онлайн-медиа «Арктический вектор»;
- дать рекомендации по технологиям создания репортажей в цифровой медиасреде.
Объектом работы стали медиатексты онлайн-медиа «Арктический вектор». Предмет — особенности репортажа в современном цифровом медиапространстве. Методами исследования являются анализ документов, описание, сравнительный анализ, качественный контент-анализ, а также систематизация полученных данных.
Структура работы представлена введением, тремя главами, в которых исследуются тенденции и характерные процессы интернет-журналистики, анализируются теоретические основы исследования репортажа в онлайн-журналистике, описывается специфика репортажа в сетевом издании «Арктический вектор», заключением и списком литературы.
Читать дальше
Цифровизация представляет собой один из главных процессов в современном медиапространстве (в частности, во многом благодаря именно цифровизации появилась и усилила свои позиции блогосфера, составляющая конкуренцию для классических массмедиа). Цифровизация — это процесс перехода информации и данных в цифровой формат, который позволяет ускорить их обработку, хранение и передачу. В медиапространстве цифровизация приводит к изменению способов создания, распространения и потребления информации .
Основные процессы цифровизации медиа включают увеличение использования мобильных устройств, социальных сетей и онлайн-платформ для распространения контента, а также рост популярности видеоформатов и интерактивных элементов на сайтах. Это приводит к тому, что пользователи получают больше возможностей для выбора источников информации и формирования своего мнения. Однако, цифровизация также может иметь негативные последствия, такие как увеличение объема информационного шума и снижение качества контента из-за быстрого темпа создания и распространения информации .
В целом цифровизация является ключевым процессом, который определяет развитие современного медиапространства и требует от специалистов в данной сфере постоянного обновления знаний и навыков. В частности, необходимо разрабатывать этические стандарты и методы регулирования, чтобы обеспечить безопасность и качество информации , а также учитывать влияние цифровизации на общество и отдельных людей.
Читать дальше
В теории журналистики под жанром понимается устоявшаяся форма журналистского контента, которая обладает рядом устойчивых признаков и характеристик . Наличие в журналистике такого понятия, как жанр, позволяет журналистам как представителям творческой профессии эффективнее создавать собственные тексты, медиакомпаниям как работодателям и социальным институтам наличие жанров дает возможность точнее и корректнее доносить до своих подчинённых (редакторов, корреспондентов, продюсеров) ожидаемую форму и содержание медиатекстов. Наконец, жанры журналистики нужны и для представителей аудитории: наличие жанров позволяет аудитории понимать, что именно они получат в результате ознакомления с медиатекстом: для читателей понятно отличие между рецензией и заметкой, для зрителей также понятна разница между интервью и прямым эфиром с места событий. Так, наличие жанровой системы в журналистике необходимо как для создателей медиаконтента, так и для получателей (т. е. аудитории средств массовой информации, а также гражданских журналистов).
В современной журналистике сложность жанрового определения очевидна. Как показывает журналистская практика, журналистские жанры находятся в постоянном процессе изменений. В таком случае нереалистично будет описывать фиксированный набор заранее определенных жанров.
Классической считается жанровая классификация профессора факультета журналистики МГУ А. А. Тертычного .
Читать дальше
Методология необходима для корректного проведения эмпирической части исследования. Методологией называется совокупность правил и подходов, на основании которых проводятся научные исследования. Методология обеспечивает объективность, благодаря входящим в неё правилам, одновременно исключается субъективность учёного, который, работая над темой, может иметь собственные представления о проблеме, которые могут не отражать реального положения дел. Именно поэтому методология способствует объективности в научном познании. Благодаря методологии производится новое научное знание, создаются новые методики, которые по сути и двигают науку вперёд. Главной составной частью методологии является набор методов, благодаря которым и осуществляются исследования.
Для достижения цели данной исследовательской работы было принято решение использовать такой метод, как контент-анализ. Данный метод является распространённым в исследованиях, посвященных такой области знания, как коммуникативистика. Контент-анализом называется неопросный метод исследования, подразумевающий наличие определённых категорий, по которым проводится анализ текстов. Контент-анализ бывает двух видов — количественный и качественный, допускается использование обеих стратегий в одном исследовании. Количественный контент-анализ связан с подсчетом числовых показателей, характеризующих ту или иную категорию, тогда как качественный контент-анализ нацелен на качественную стратегию исследования и связан с выявлением тенденций и повторяющихся характеристик на основании относительно небольших массивов изначальных данных .
Читать дальше
В ходе выполнения данной курсовой работы была достигнута поставленная во введении цель — а именно были исследованы особенности репортажа в современном цифровом медиапространстве (на материале онлайн-медиа «Арктический вектор»). Для этого была дана характеристика современного цифрового медиапространства, описано влияние медиаконвергенции на развитие современных онлайн-медиа, охарактеризовано место репортажа в системе журналистских жанров, сформулированы черты трансформации репортажа в онлайн-пространстве, выявлены особенности жанра репортаж в онлайн-медиа «Арктический вектор», даны рекомендации по технологиям создания репортажей в цифровой медиасреде.
На основании анализа репортажей онлайн-медиа «Арктический вектор» было выяснено, что одной из главных особенностей жанра репортаж в данном средстве массовой информации является особое внимание к визуальному сопровождению – фотографиям.
Так, было выяснено, что по площади количество фотографий в проанализированных репортажах и количество вербального текста распределяется практически ровно пополам, что характерно для всех проанализированных репортажей издания «Арктический вектор». В связи с чем можно утверждать, что репортажи в современных онлайн-медиа создаются в соответствии с тенденциями современного медиапространства, в котором визуализация контента играет существенную роль.
Наличие автора-репортёра позволяет говорить о том, что онлайн-издание «Арктический вектор» следует традиционным канонам создания репортажей и не используют так называемого коллегиального (или коллективного) автора, как это делают, например, информационные агентства. Данный подход в последующих исследованиях позволит даже попытаться сформулировать черты авторского стиля того или иного репортёра, создавшего репортаж для данного издания.
Также традиционной для репортажа чертой в проанализированных медиатекстах является намерение репортёров погрузить предполагаемых читателей – представителей аудитории – в описываемые события. Это достигается целым рядом лексических и синтаксических средств.
Помимо этого в работе была проанализирована структура представленных в интернет-издании «Арктический вектор» репортажей. Было выяснено, что проанализированные репортажи обладают классической трехчастной структурой: медиа тексты онлайн-медиа «Арктический вектор» состоят из зачина (то есть начала), основной части, в которой содержится описание освещаемого события, и концовки – выводов, резюмирование всего сказанного, которая также нередко содержит отношение автора к освещаемому событию.
Ключевыми рекомендациями по технологиям создания новостей являются такие рекомендации, как активная работа с социальными медиа, использование ёмких с точки зрения смысла заголовков, возможностей адаптации медиатекстов к большому количеству медиаплощадок, наличие в текстах структуры перевёрнутой пирамиды, а также большое внимание к визуализации контента, поскольку тенденция к визуализации является одной из превалирующих в современном медиапространстве.
Читать дальше
1. Бондарева Н. Н. Состояние и перспективы развития роботизации: в мире и России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2016. №11-3. — С. 430-435.
2. Вагнер И. Е. Информационные агентства в системе современных массмедиа: тенденции развития // Вестник ННГУ. 2013. №4-2. — С. 200-206.
3. Волик Б. Г., Юркевич Е. В. АВТОМАТИЗАЦИЯ // Большая российская энциклопедия. 2016. [Электронный источник] Режим доступа: https://old.bigenc.ru/technology_and_technique/text/1799468?ysclid=lnulopvwrk795271762 (дата обращения: 08.02.2024).
4. Иванова А. В. Технологии виртуальной и дополненной реальности:возможности и препятствия применения // СРРМ. 2018. №3 (108). — С. 88-107.
5. Колесниченко А. В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2018. №1. — С. 26-42.
6. Круглова Л. А. Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития // Меди@льманах. 2018. №1 (84). — С. 89-102.
7. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества: учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 319 с.
8. Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019. — 260 с.
9. Пашинян И. А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. №3. — С. 13-19.
10. Первый канал выпустил мобильное приложение «Голос» перед новым стартом // РИА Новости. [Электронный источник] Режим доступа: https://ria.ru/20150902/1225055160.html?ysclid=lo076huwhs345708597 (дата обращения: 08.02.2024).
11. Полынов В. А. Информационные агентства в сетевом пространстве: системные характеристики // Социально-гуманитарные знания. 2018. №8. — С. 128-141.
12. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000. [Электронный источник] Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm (дата обращения: 12.02.2024).
13. Типология периодической печати : Учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др.; Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2009. — 236 с.
14. Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама / В. В. Тулупов. — Воронеж, 2001. — 320 с.
15. Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 335 с.
16. Чаплыгина А. О. Особенности трансформации традиционных информационных жанров журналистики в федеральных интернет-СМИ // Медиасреда. 2017. №12. — С. 302-307.
17. Шкурова Е. В., Поклад Е. А. Цифровизация в интерактивном медиапространстве (на примере телевидения) // Социологический альманах. 2020. №11. — С. 184-193.
18. Юдина Т. Н. Цифровизация как тенденция современного развития экономики российской Федерации: Pro и contra // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. №3. — С. 139-143.
19. Юферева А. С. Медиаконвергенция: основные подходы к определению понятия // Антиномии. 2016. №2. — С. 80-94.
20. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000. — 596 с.
21. Яковлева Т. В. Основные подходы к исследованию трансформации газет в эпоху цифровизации. Анализ публикаций в зарубежных журналах // Вестник ВУиТ. 2018. №1. — С. 191-196.
22. Automated Insights. [Электронный источник] Режим доступа: https://automatedinsights.com/about/ (дата обращения: 08.02.2024).
23. Hassan R. The Economy of Digitality: Limitless Virtual Space and Network Time. In The Condition of Digitality: A Post-Modern Marxism for the Practice of Digital Life. London: University of Westminster Press. 2020, — Р. 97-128.
24. What Is Augmented Reality? // Next.Reality.news. [Электронный источник] Режим доступа: https://next.reality.news/news/what-is-augmented-reality-0193888/ (дата обращения: 08.02.2024).
Читать дальше