ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….………….3
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования психических расстройств в рамках патопсихологии…………………………………5
1.1. Понятие психических расстройств в рамках исторического обзора……………5
1.2. Классификация клинических расстройств психики……………………..……....9
Выводы к главе 1…………………………………………………………….………10
Глава 2. Исследование вопроса лечения и реабилитации людей, имеющих психические расстройства в ключе патопсихологии………………………………..11
2.1. Основы патопсихологической диагностики психических нарушений…..……11
2.2. Патопсихологический эксперимент…………………………………...…………13
2.3. Рекомендации по коррекции психических расстройств………………….…….16
Выводы к главе 2……………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….……………………….………..25
Приложение………………………………………………………………...…………27
Читать дальше
Тема данной курсовой работы является актуальной в связи с растущим интересом к исследованию нарушений сознания в последние годы. Это связано с сохранением однобокой интерпретации феноменов сознания и необходимостью преодоления возникающих проблем. Проблемы включают неразработанность соотношения состояний сознания с психопатологическими феноменами, состояний сознания и самосознания между собой, а также неадекватного изучения самосознания в психопатологии. Эти проблемы вызывают методологические затруднения и влияют на практическую деятельность.
Целью исследования является определение и описание особенностей нарушений психики, а задачами работы являются
- анализ отечественной и зарубежной литературы по изучению патопсихологии;
- определение понятия психика и его нарушений в психологии и патопсихологии;
- предложение методов и методик патопсихологической диагностики нарушений сознания, а также рекомендации по психокоррекции этих нарушений.
В качестве материала для написания работы использовались статьи и учебные пособия.
Методы исследования включали: методологически-теоретический анализ литературы по проблеме. Теоретическое значение данного исследования заключается в уточнении и расширении знаний о нарушениях различных психических процессов. Практическое значение полученных результатов заключается в возможности использования этих исследований медицинскими работниками, социальными работниками, педагогами и психологами для выявления нарушений различных форм сознания.
Объектом изучения стало понятие психических нарушений в рамках патопсихологии, а предметом исследования стало исследование эффективности разных методов лечения и психокоррекции психических нарушений.
В современном мире сложились определенные предубеждения насчет людей, имеющих психические нарушения, что становится основой проблематики исследовательской работы: психические расстройства демонизируют, считают исключительно инвалидизирующими, из-за чего в том числе пациенты не могут в полной мере стать социально значимыми полноценными субъектами. Из этого вытекает одно из главных противоречий психопатологии, заключающееся, в частности, в этическом вопросе. Специалист, занимающийся лечением или реабилитацией пациентов с расстройствами психики должен полагать, что есть определенный симптомокомплекс и особенности восприятия, поведения и мышления таких пациентов, но в то же время не имеет право относиться к каждому пациенту как к невменяемому. Данное противоречие в равной мере становится источником нетерпимости со стороны общественности к психически больным людям, так как именно специалисты становятся трансляторами ключевого мнения, и отсутствием ясной оценки со стороны близких людей пациента, которые продолжают относиться к нему точно так же, как до дебюта расстройства, что может помешать адекватному течению психокоррекционной работы [1].
Таким образом, можно сделать вывод, что психиатрия является частью медицинской науки и практического здравоохранения, изучающей причины, клинические проявления, диагностические основы психических расстройств. Основным предметом изучения патопсихологии является патология психической деятельности – болезненное состояние человека с психопатологическими или поведенческими проявлениями. Знание основ патопсихологии не только способствует формированию клинического мышления, но имеет и большое практическое значение для специалиста любого направления.
Читать дальше
Патопсихология, от греческого «pathos» - страдание, болезнь, представляет собой отдел клинической психологии, занимающийся изучением закономерностей расстройства психической деятельности и свойств личности в сравнении с нормальными процессами формирования и протекания психических функций [1].
Патопсихология является одной из наиболее быстроразвивающихся областей психологии. Отечественную патопсихологию основал Б. В. Зейгарник, ученик К. Ц. Левина, всемирно известного немецкого психолога. Он разработал теоретические основы патопсихологии, описал нарушения психических процессов и сформулировал принципы работы патопсихолога. Его научное и практическое наследие продолжили ученики и последователи, такие как Ю. Ф. Поляков, С. Я. Рубинштейн, Е. Н. Соколова, А. С. Спиваковская и другие [4].
Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, в то время как патопсихология раскрывает психологическими методами характер и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым клиническим расстройствам. Хотя патопсихология в основном применяется в психиатрической клинике, ее методы используются также в терапевтических, хирургических клиниках и других сферах медицины для учета изменений в психическом состоянии пациента, его работоспособности и личностных особенностей [3].
Знание патопсихологии является важным для психологов всех специальностей и специализаций, так как профессиональное общение психолога с людьми часто предполагает встречи с психически больными людьми.
Отметим, что на границе между психологией и патопсихологией стоит актуальная для социальной практики и ряда других областей проблема нормы, то есть нормального психического развития. В патопсихологии обычно придерживаются определения нормы и психического здоровья, предложенного Всемирной организацией здравоохранения, как состояния физического, социального и психического благополучия, а не только отсутствия болезней.
В патопсихологии разработаны представления о патопсихологических синдромах, связанных с нарушениями познавательной, мотивационно-волевой и личностной сферы при психических заболеваниях [4].
Читать дальше
Под патопсихологическими исследованиями, проводимыми в современной психологии, понимается использование различных диагностических процедур с целью создания модели целостной системы познавательных процессов, мотивов и взаимоотношений личности.
Патопсихологическое исследование включает в себя несколько компонентов: проведение эксперимента, беседу с пациентом, наблюдение за его поведением во время исследования, анализ истории заболевания (которая составляется врачом) и сопоставление экспериментальных данных с этой историей жизни. Крайне важно (хотя не всегда возможно по объективным причинам) проводить исследование в динамике, через год-два [9].
В рамках патопсихологического обследования, проводимого при нарушениях сознания, понятие сознания, определенное А. В. Снежневским как «условное», базируется на взглядах К. Ясперса, который рассматривает сознание как фон, на котором происходят различные психические явления. Соответственно, при душевных заболеваниях сознание может нарушаться независимо от других форм психической деятельности и наоборот. Так, в историях болезни можно встретить выражения, что у больного имеет место бред при ясном сознании, нарушено мышление на фоне ясного сознания и т.п.
Для определения состояния помраченного сознания важно установить совокупность всех перечисленных выше признаков. Наличие одного или нескольких из них само по себе не может указывать на помрачение сознания. Существуют различные формы нарушения сознания [7].
При патологических состояниях наблюдается ослабление характеристики сознания, называемой вниманием. Это приводит к уменьшению способности сосредоточиться на поставленной задаче и к неполному восприятию, вплоть до полной невозможности воспринимать действительность.
Таким образом, помраченное сознание характеризуется нарушением ориентировки, отрешенностью и ослаблением характеристик сознания, таких как внимание и восприятие окружающего мира. Для диагностики помраченного сознания необходимо учитывать все эти критерии [8].
Мысль становится разрозненной, а пациенты проявляют различные степени нарушения мышления - от проблем с суждением до полной неспособности устанавливать связи между объектами и явлениями. Их речь становится бессвязной, переходя от одних случайных мыслей к другим.
Читать дальше
В основе научных данных лежат результаты наблюдений, проверенные через эксперимент. Изучение явления включает анализ его составных частей, общих свойств, характерных признаков, а также причин и следствий, вызванных этим явлением. Часто выполнение этой задачи в настоящее время затруднено, как из-за недостатка точно проверенных фактов, так и из-за сложности самих явлений. Чтобы обеспечить возможность дополнительных открытий и использования этих фактов в дальнейшем, наблюдения и эксперименты должны проводиться с применением строго научного метода.
После изучения теоретического и практического материала по теме «патопсихологическое исследование нарушений сознания», можно сделать следующие выводы:
1. Путем анализа основных теоретических подходов в советской и зарубежной психологии и патопсихологии, мы выяснили, что в исследовании проблем нарушений сознания наибольший вклад внесли такие ученые, как С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович (они изучали вопросы самосознания); И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова (анализировали методологические аспекты сознания); А. А. Бодалев, И. С. Кон, В. В. Столин (исследовали связь самосознания с познанием других людей).
2. В результате всего вышесказанного мы установили, что сознание является высшим уровнем психического отражения и саморегуляции, присущим только человеку как общественно-историческому существу. Оно формируется в процессе общения и опосредованно речью, направлено на преобразование действительности, и связано с внутренним миром субъекта через самосознание.
Были изучены физиологические и психологические основы искажения сознания и обнаружили, что формирование личности больного человека основано на психологических закономерностях (механизмах), которые во многом схожи с закономерностями нормального психического развития. Однако болезненный процесс создает особые условия функционирования психологических механизмов, которые приводят к патологическому искажению развития личности.
3. Анализ методов и методик патопсихологических нарушений сознания позволяет сделать вывод, что проблема метода в науке не является простой и однозначной и еще не исследована полностью. Применяемые методы исследования зависят от уровня развития науки и от теоретических и методологических установок, на которых основывается данная область знаний.
4. Были предложены некоторые рекомендации по психокоррекции нарушений сознания:
- Психолог должен быть готов личностно и психологически проработать свои проблемы в сфере сознания.
- Перед исследованием способов решения проблемы и предложением рекомендаций необходимо изучить индивидуальные особенности клиента, его систему ценностей и убеждений, а также социальные условия его жизни.
- Следует использовать конкретные методы коррекционного воздействия, которые наиболее подходят данному случаю.
- Рекомендуется использование индивидуальной и групповой психокоррекции.
- Необходимо четко определить цели коррекции.
- Для каждого пациента требуется разработка индивидуальной коррекционной программы.
Таким образом, исследовательская цель достигнута, и все поставленные задачи решены.
Читать дальше
Абрамов В. А. Личностно-ориентированная психиатрия: ценностно гуманистические подходы / В. А. Абрамов, О. И. Осокина, Г. Г. Путятин. – Донецк, 2021. – 300 с;
2. Беркман А. М., Бурковский Г. В., Левченко Е. В. О целесообразности полимодальных измерений качества жизни. Клинические и социально-психологические аспекты качества жизни психоневрологических больных в современном обществе: Сб. тезисов научн. конф. с международным участием // Клинические и социально-психологические аспекты жизни психоневрологических больных в современном обществе. СПб. – 2020. – С. 35;
3. Бовина И. Б., Якушенко А.В. Стигматизация психически больных людей и борьба с ней: социально-психологическое измерение проблемы // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2015. – №2. – С. 14-23;
4. Гайфулин А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2019. – № 1. – С. 73-76;
5. Гиндин, В. П. Психиатрия: мифы и реальность / В. П. Гиндин. - Москва : ПЕР СЭ, 2006. – 128 с. – ISBN 5-98549-020-3 ; [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233330
6. Лутова Н. Б., Сорокин М. Ю., Вид В. Д. Психиатрическая стигма и её проявления и последствия // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2017; – Т.3. – С. 41-45;
7. Мандель, Б. Р. Аддиктология (ФГОС ВПО) : учебное пособие / Б. Р. Мандель. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - 536 с. - ISBN 978-5-4458-8589-4 ; [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233060
8. Самыгин, С. И. Психотерапия детей и подростков / С. И. Самыгин, Г. И. Колесникова. – Ростов : Издательство «Феникс», 2020. – 288 с. – (Психологический практикум). - ISBN 978-5-222-19253-5 ; [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271485
9. Старшенбаум, Г. В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия - Москва : Высшая школа психологии, 2022. – 583 с. – ISBN 5-94405-007-1; [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
10. Шалаев И. К. Диагностика субъектной позиции младшего школьника // www.Informika. ru/windows/magaz/pedagog/pedagog_1/artikl8.html
Читать дальше