Введение 3 Глава 1 4 1.1 Лингвистический аспект изучения словообразования 4 1.2. Овладение словообразования имен существительных в онтогенезе 9 1.3. Особенности словообразования имен существительных старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи 12 Заключение 15 Список литературы 16
ОЧУ ВО МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

Овладение морфологическим способом словообразования существительных старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

реферат
Педагогика
17 страниц
66% уникальность
2024 год
2 просмотров
Бадулина О.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Заключение
Список источников
Актуальность. Развитие навыков словообразования существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является одной из значимых и существенных проблем логопедии. Пристальный интерес к исследованию детского словообразования обусловлен именно тем, что словообразование оказывает существенное влияние на развитие коммуникативных навыков ребенка. Лингвисты, психологи, педагоги занимались изучением последовательности, законов и этапов развития словообразовательных возможностей в онтогенезе речи: А.Г. Арушанова, Д.Н. Богоявленский, Г.В.Бабина, О.Е.Грибова, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина Т.Б. Филичева, и др. Объект: процесс овладения морфологическим способом словообразования существительных старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. Предмет: особенности овладения морфологическим способом словообразования существительных старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. Цель: изучить овладение морфологическим способом словообразования существительных старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. Задачи: – изучить лингвистический аспект изучения словообразования; – рассмотреть овладение словообразования имен существительных в онтогенезе; – обосновать особенности словообразования имен существительных старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. Методы: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы. Структура работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения.
Читать дальше
Грамматика русского языка – обширная наука. Именно через нее ребенок учится правильно говорить. Термин грамматика – даже в лингвистической литературе – используется в двух значениях: и как учение о строе языка, и как синоним выражения «строй языка» [5, с.36]. Под грамматикой обычно понимают систему языковых норм и категорий, которые определяют приемы и типы строения слов, словосочетаний, синтагм и предложений, и сам отдел лингвистики, исследующий эту систему. В грамматике, как учении о строе языка чаще всего намечают три части: 1) учение о слове и его формах, о способах образования слов и их форм; 2) учение о словосочетании, о его формах и его типах; 3) учение о предложении и его типах, о компонентах (составных частях) предложений, о приемах сцепления предложений, о сложном синтаксическом целом (фразе).
Читать дальше
В лингвистике термин «словообразование» рассматривается в двух значениях: с одной стороны – это сам процесс образования новых слов и форм слов, с другой – раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка. С понятием словообразование тесно связанна проблема морфологической структуры слова, системы производных слов. С этой точки зрения, термин «словообразование» используется для определения специального языкового процесса по дифференциации производных слов и словообразующих морфем. При нормальном речевом развитии уже в 4–6 лет происходит активное освоение словообразования, развитие общих представлений мотивированности наименований, возникновение словообразования дефиниционного типа, а также освоение правил и норм словопроизводства, формирование самоконтроля и критичности, снижение интенсивности словотворчества У дошкольников с ОНР III уровня проявляются особенности в становлении словообразовании существительных: трудности в употреблении уменьшительно–ласкательных слов, множественные лексические замены. Недостаточное умение пользоваться способами словообразования в значительной мере обедняет словарный запас дошкольников и не дает им возможности накапливать наблюдения над морфологическим составом слова. Дети не могут выделить части слов, обобщить их, они с трудом изменяют и образовывают слова. Подбор слов оказывается крайне бедным, стереотипным, редко для образования нового слова применяются суффиксы и приставки. Иногда дети подбирают слова разные по смыслу, но близкие в звуковом оформлении. Чаще всего создаваемые детьми новые слова отсутствуют в системе современного языка.
Читать дальше
1. Виноградов, В.В. Современный русский языка / В.В. Виноградов. – М. : Высшая школа, 2001. – 616 с. 2. Винокур, Г.О. Заметки по русскому словообразованию / Г.О. Винокур. М.: Наука, 2018. – 140 с. 3. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН И ОНР / В.А.Гончарова. М.: Речь, 2017. – 140 с. 4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2018. – 365 с. 5. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2019. – 320 с. 6. Кубрякова, Е. С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира / Е. С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. – М., 2018. – 173 с. 7. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи/ Р.И Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2021. – 218 с. 8. Лепская, Н. И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская. М.: МГУ, 1997. – 151 с 9. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев – М., 2018. – 216 с. 10. Мельчук, И. А. К понятию словообразования / И. А. Мельчук // Русский язык в модели «Смысл. Текст». – Москва–Вена, 2018. – 474 с. 11. Сохин, Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамматическим строем речи в свете физиологического учения И.П. Павлова / Ф.А. Сохин // Советская педагогика. – №4. – 2011. С.5–49. 12. Туманова, Т.В. Развитие словообразование у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи воспитание и обучение детей с нарушениями развития / Т.В. Туманова. М.: Академия, 2018. – 150 с.ю 13. Туманова, Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова. Автореф.дис. канд.пед.наук, М, 2005. – 130 с. 14. Туманова, Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с ОНР. Монография. / Т.В. Туманова. М, 2002. – 130 с. 15. Ушакова, Т.Н. О причинах детского словотворчества, вопросы психологии / Т.Н.Ушакова. М.: Речь, 2016. – 140 с. 16. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. М.: Академия 2001. – 149 с. 17. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Т.Б.Филичева. М.: Академия, 2018. – 139 с. 18. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, М.: Наука, 2008. – 130 с. 19. Чуковский, К.И. От двух до пяти, педагогика / К.И.Чуковский. М.: Наука, 2015. – 150 с. 20. Цейтлин, С.Н. Обратное словообразование в детской речи. Психолингвистические исследование: речевое развитие и теория обучения языку / С.Н.Цейтлин. М.: Академия, 2018. –150 с. 21. Шахнарович, А.М. Особенности образования производных слов в детской речи. Теоретические аспекты деривиации / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева. М.: Наука, 2014. – 50 с. 22. Щерба, Л.В. Очередные проблемы языковедения / Л.В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. – М.: Едиториал, 2004. – 59 с. 23. Янко–Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н.А. Янко–Триницкая. – М. : Индрик, 2021.–130 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Славянское неоязычество как идеология неонацизма в современной России
Количество страниц:
25
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Теология
курсовая работа
Учет движения сырья на складе
Количество страниц:
28
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Базы данных
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image