Тема исследования «Методика развития выносливости в синхронном плавании детей 13-16 лет» является актуальной и важной. В данном возрасте дети активно развиваются физически, и развитие выносливости играет решающую роль в достижении высоких результатов в синхронном плавании.
Синхронное плавание требует от спортсменов не только технического мастерства, но и хорошей физической формы. Выносливость является одним из основных физических качеств, необходимых для успешных выступлений в этом виде спорта. Она позволяет спортсменам поддерживать высокую интенсивность тренировок, выполнять сложные элементы программы и справляться с длительными выступлениями на соревнованиях. Так при выполнении произвольной программы синхронисты часто меняют положение в воде: вверх головой, положение обратной вертикали. Выполняют различные по уровню сложности комбинации движений рук и ног, выпрыгивания, акробатические элементы, проплыв в различных положениях. При этом синхронистки должны на одном дыхании пройти произвольную программу активно продвигаясь по акватории бассейна, что также положительно оценивается судьями.
Продолжительность связок ногами на задержке дыхания колеблется в
пределах от 15 до 60 секунд. Каждая последующая связка выполняется на неполном восстановлении и гипоксии, что приводит к процессу утомления. Поскольку представительницы синхронного плавания выполняют значительную часть упражнений на задержанном вдохе, особое значение имеет развитие у спортсменок как общей и специальной выносливости, так и силовой выносливости.
Актуальность исследования заключается в необходимости повышения выносливости спортсменов в синхронном плавании для достижения высоких спортивных результатов на отечественной и международной арене.
Проблема исследования обусловлена поиском эффективных средств и методов развития выносливости у синхронисток, так как именно в подростковом возрасте прослеживаются этапы биологического прироста данного физического качества.
Объектом настоящего исследования является тренировочный процесс синхронисток 13 - 16 лет.
Предметом исследования является методика развития выносливости синхронисток 13-16 лет.
Цель исследования – разработать и проверить эффективность методики развития выносливости синхронисток 13-16 лет.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме
исследования.
2. Разработать методику развития выносливости синхронисток 13-16 лет.
3. Проверить и проанализировать обоснование эффективности методики развития выносливости в синхронном плавании у детей 13-16 лет.
Гипотеза исследования. Ожидается, что введение в тренировочный процесс разработанной нами методики поможет повисеть уровень выносливости у синхронисток 13-16 лет. Улучшатся функциональные возможности организма, которые позволят спортсмену успешно пройти произвольную программу, без явных признаков утомления.
Практическая значимость исследования. Разработанная методика тренировок поможет тренерам и спортсменам оптимизировать тренировочный процесс и достичь более высоких спортивных результатов.
Читать дальше
1.1. Основы синхронного плавания. Вопросы спортивной подготовки в синхронном плавании у детей 13-16 лет
Синхронное плавание - это вид спорта, в котором команда спортсменов выполняет хореографированные движения и подводные элементы в синхронной координации под музыку. Он требует высокой гибкости, силы и координации для создания эстетических и гармоничных выступлений.
Основы синхронного плавания включают несколько ключевых элементов:
1. Выносливость и физическая подготовка. Синхронное плавание требует хорошей физической формы и выносливости, так как выступление может быть длительным и интенсивным. Регулярные тренировки помогают повысить выносливость и развить необходимую силу для выполнения сложных движений.
2. Техника плавания. Основы плавания включают правильную технику распределения веса, прыжки, повороты и движения в воде. Спортсмены должны также обладать навыками работы с дыханием под водой и контролем подводных движений.
3. Хореография и музыкальность. Синхронное плавание - это искусство, которое включает хореографированные движения, мимику и выражение. Спортсмены должны уметь чувствовать и передавать музыкальность и ритм в своих выступлениях.
4. Синхронизация и координация. Главная особенность синхронного плавания - это способность всей команды работать вместе в полной синхронизации. Спортсмены должны быть в состоянии выполнять сложные движения и элементы одновременно, создавая единую картину и гармонию.
Читать дальше
2.1. Методы исследования
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогическое тестирование/Метод экспертной оценки.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
Теоретический анализ литературы. Теоретический анализ литературы является одним из важных методов исследования, который позволяет ознакомиться с существующими научными исследованиями и теоретическими концепциями в выбранной области исследования.
Процесс теоретического анализа литературы начинается с сбора релевантных исследовательских статей, книг, публикаций, научных докладов и других источников, связанных с объектом и предметом исследования. Затем происходит чтение и осмысление этих материалов с целью выделения ключевых понятий, теорий, методов и результатов, связанных с исследуемой проблематикой.
При теоретическом анализе литературы необходимо провести критическую оценку и организацию полученных данных. Важно выявить сходства и различия в подходах различных авторов, определить основные концепции и теоретические рамки, которые могут быть применимы для исследования. Также следует обратить внимание на методологические подходы, используемые в предыдущих исследованиях, и оценить их достоверность и применимость для собственного исследования.
Читать дальше
Представим данные педагогического эксперимента, которые позволяют объективно оценить правильность выдвинутой гипотезы и определить возможность использования плавательной подготовки для развития выносливости у синхронисток в возрасте 13-14 лет. Анализ исходных данных показал, что начальные результаты среднего значения контрольной и экспериментальной групп не отличаются значительно, различия между группами не имеют статистической достоверности, и поэтому можно провести педагогический эксперимент между ними.
В начале педагогического эксперимента среднее арифметическое значение в тесте на дистанции 200 метров крольеобразным плаванием в экспериментальной группе составило 3,29 минуты, а в контрольной группе – 3,28 минуты. Показатели различий не имеют статистической достоверности (p>0,05).
Среднее арифметическое значение в тесте на дистанции 400 метров (сочетание 75% скоростного плавания и 25% плавания на основе проныривания) в экспериментальной группе составило 7,21 минуты, а в контрольной группе – 7,20 минуты. Опять же, различия не являются статистически достоверными (p>0,05).
Наконец, среднее арифметическое значение в тесте на дистанции 800 метров скоростного плавания в экспериментальной группе составило 13,32 минуты, а в контрольной группе – 13,30 минуты. И здесь различия не достигают статистической достоверности (p>0,05).
Читать дальше
Синхронное плавание - это интенсивный вид спорта, требующий высокой физической выносливости. Для детей в возрасте от 13 до 16 лет развитие выносливости в этом виде спорта имеет особое значение, так как оно позволяет им выполнять сложные элементы программы и поддерживать высокий уровень энергии в течение всего выступления.
Существуют различные методы тренировки выносливости для синхронного плавания у детей. Важным аспектом является регулярная физическая активность, которая может включать в себя плавание, бег, аэробные упражнения и силовую тренировку. Это поможет укрепить мышцы, улучшить кардио-сосудистую систему и повысить выносливость.
Помимо физических упражнений, необходимо также обратить внимание на правильное питание и отдых. Регулярное потребление пищи с высоким содержанием белка, углеводов и жиров поможет организму получить достаточно энергии для тренировок и восстановиться после них. Также важно уделить внимание сну и отдыху, поскольку они позволяют организму восстановиться и адаптироваться к физической нагрузке.
Организация систематических тренировок под руководством опытных тренеров также очень важна для развития выносливости в синхронном плавании. Тренировки должны включать в себя упражнения, направленные на развитие кардио-сосудистой выносливости, укрепление мышц и повышение гибкости.
В ходе выполнения дипломной работы была изучена тема «Методика развития выносливости в синхронном плавании для детей 13-16 лет». Целью исследования было разработать эффективную методику тренировок, которая позволит повысить выносливость у детей данного возраста в синхронном плавании.
В процессе работы был проведен анализ литературы, где были изучены научные статьи, методические рекомендации и публикации, связанные с развитием выносливости в синхронном плавании. Также были рассмотрены основные принципы тренировок и индивидуальные особенности развития детей 13-16 лет.
На основе полученных данных была разработана методика тренировок, которая включает в себя разнообразные физические упражнения и тренировочные программы, направленные на повышение выносливости у детей данного возраста. Были учтены особенности синхронного плавания и требования детского организма к физической нагрузке.
Проведение практических исследований показало, что использование разработанной методики тренировок способствует значительному повышению уровня выносливости у детей 13-16 лет. Тренировки стимулируют развитие сердечно-сосудистой системы, улучшают работу дыхательной системы, укрепляют мышцы и повышают общую физическую активность ребенка.
Применение данной методики может быть рекомендовано тренерам, специализирующимся на синхронном плавании, а также педагогам и родителям, занимающимся физическим воспитанием детей 13-16 лет. Она может быть основой для разработки программ тренировок, адаптированных к индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Таким образом, выполненная работа позволяет сделать вывод о том, что разработанная методика развития выносливости в синхронном плавании для детей 13-16 лет является эффективным и актуальным инструментом для достижения оптимальных результатов в тренировочном процессе. Ее применение способствует развитию физического потенциала детей и повышению их спортивной мастерства.
Читать дальше
1. Аикин В.А., Коричко А.В., Куксина А.А. Обоснование необходимости учета индивидуальных особенностей синхронисток при составлении программы соло // ТиПФК. 2023. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-neobhodimosti-ucheta-individualnyh-osobennostey-sinhronistok-pri-sostavlenii-programmy-solo (дата обращения: 15.02.2024).
2. Боголюбова, М. С. Многолетняя спортивная тренировка в синхронном плавании: учеб. пособие / М. С. Боголюбова, Г. В. Максимова. - М., 2019. - С. 30.
3. Васяева М.И. Плавательная подготовка в развитии выносливости синхронисток 13-14 лет // Вестник науки. 2020. №9 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plavatelnaya-podgotovka-v-razvitii-vynoslivosti-sinhronistok-13-14-let (дата обращения: 15.02.2024).
4. Васяева, М.И. Методика развития выносливости синхронисток 12-13 лет/ М.И. Васяева, Я.А. Лех // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры : материалы Всероссийская научно-практической конференции с международным участием. - Казань: ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 22 ноября 2019. - С. 669-671.
5. Германов, Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры : учебное пособие. - Москва : Юрайт, 2020. - 224 с.
6. Котова А. Д., Секованич М., Германов Г. Н., Колесникова Е. С. Педагогические условия эффективной организации двигательной деятельности юных спортсменок-синхронисток 8-12 лет // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №11 (189). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-effektivnoy-organizatsii-dvigatelnoy-deyatelnosti-yunyh-sportsmenok-sinhronistok-8-12-let (дата обращения: 15.02.2024).
7. Максимова М.Н. Многолетняя спортивная тренировка в синхронном плавании: Учеб. пособие для студентов РГУФКа: Рек. Эксперт.-метод. Советом РГУФКа / Максимова М.Н., Боголюбская М.С., Максимова Г.В. - М.: РГУФК, 2021. - 58 с.
8. Мальцев А. Е., Попов О. И. Взаимосвязь антропометрических показателей юных синхронисток с результатами выполнения обязательной программы // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №1 (203). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-antropometricheskih-pokazateley-yunyh-sinhronistok-s-rezultatami-vypolneniya-obyazatelnoy-programmy (дата обращения: 15.02.2024).
9. Мальцев А. Е., Попов О. И., Фомиченко Т. Г. Взаимосвязь между специальной и плавательной подготовленностью юных спортсменок в синхронном плавании // Вестник спортивной науки. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-mezhdu-spetsialnoy-i-plavatelnoy-podgotovlennostyu-yunyh-sportsmenok-v-sinhronnom-plavanii (дата обращения: 15.02.2024).
10. Морозов С.Н., Мехтелева Е.А. Многолетняя динамика физической подготовленности синхронисток 9-13 лет // МНИЖ. 2022. №10-3 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogoletnyaya-dinamika-fizicheskoy-podgotovlennosti-sinhronistok-9-13-let (дата обращения: 19.02.2024).
11. Пигида К.С. Динамика морфологических показателей спортсменок, занимающихся синхронным плаванием, на этапе начальной подготовки // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2021. - № 2. - С. 14-17.
12. Постольник Ю. А., Куманцова Е. Се., Ивлиева Е. Ю., Купцова Н. С. Формирование навыка задержки дыхания у юных синхронисток // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navyka-zaderzhki-dyhaniya-u-yunyh-sinhronistok (дата обращения: 19.02.2024).
Читать дальше