Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы ознакомления с профессиями детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры 5 1.1. Проблема ознакомления с профессиями детей дошкольного возраста в зарубежных и отечественных исследованиях 5 1.2. Значение формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 9 1.3. Роль сюжетно-ролевой игры в процессе знакомства детей дошкольного возраста с различными профессиями 11 Выводы по первой главе 15 Глава 2. Методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями средствами сюжетно-ролевой игры 16 2.1. Методики педагогической диагностики уровня сформированности знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях 16 2.2. Комплекс сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями 21 Выводы по второй главе 33 Заключение 34 Список использованной литературы 36 Приложение 1 39  
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
2 курс

Использование сюжетно-ролевых игр в процессе знакомства детей дошкольного возраста с различными профессиями

курсовая работа
Педагогика
38 страниц
39% уникальность
2024 год
20 просмотров
Ромашкина Д.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список использованно
Актуальность исследования. Со времен становления дошкольного воспитания знания о труде рассматривались как важнейшие в содержании образования детей, считается, что именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: понимание детьми роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку - труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе. Мир, в котором живут дети, образ жизни семей, по сравнению с предыдущими годами существенно изменился и продолжает интенсивно меняться. Сегодня на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий от жизни. Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессиональный труд рассматривают в лучшем случае как средство, источник получения возможностей для реализации потребительских ценностей и смыслов. Такое мировоззрение начинает формироваться уже в дошкольном возрасте [8]. В концепции модернизации Российского образования очень остро стоит проблема создания условий для введения профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы, закладка которой лежит в основе дошкольного детства. Ефанова З.А. ставит целью ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности [10, с. 52]. Объектом исследования являются содержание и организация трудового воспитания детей дошкольного возраста. Предмет исследования — теоретические и методические основы формирования представлений о профессиях. Цель исследования — теоретические и методические основы формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Задачи исследования: 1. Рассмотреть проблему ознакомления с профессиями детей дошкольного возраста в зарубежных и отечественных исследованиях. 2. Охарактеризовать значение формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. 3. Изучить роль сюжетно-ролевой игры в процессе знакомства детей дошкольного возраста с различными профессиями. 4. Изучить методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями средствами сюжетно-ролевой игры. Методы исследования: для достижения поставленных целей и решения задач будут использованы методы анализа литературных источников, наблюдение за игровой деятельностью детей. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе дошкольных учреждений для более эффективного знакомства детей с различными профессиями. Структура работы определена ее предметом и объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (32 источника), приложения.
Читать дальше
1.1. Проблема ознакомления с профессиями детей дошкольного возраста в зарубежных и отечественных исследованиях Одной из важнейших задач образовательной системы является ознакомление детей дошкольного возраста с различными профессиями. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает, что дети должны иметь возможность познакомиться с миром профессий еще на раннем этапе своего развития. Это важно для формирования представлений о разнообразии трудовых деятельностей, а также для построения представлений о будущей профессиональной самореализации. Однако, проблема ознакомления с профессиями детей дошкольного возраста заключается в том, что не всегда воспитатели и родители уделяют этому достаточное внимание [9]. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях: эколог, менеджер, программист, визажист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и др. [3, с. 88]. В отечественной психолого-педагогической литературе есть немало исследований, посвященных проблеме ознакомления детей детского и школьного возраста с трудом взрослых.
Читать дальше
2.1. Методики педагогической диагностики уровня сформированности знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях Методики педагогической диагностики уровня сформированности знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях представляют собой инструменты, разработанные для оценки и изучения знаний, умений и представлений детей о различных профессиях. Методики позволяют педагогам и специалистам в области образования оценить уровень осознания и понимания детьми мира взрослых трудовых занятий, а также помогают выявить потенциальные интересы и склонности ребенка к определенным сферам деятельности. Путем проведения диагностики с использованием данных методик можно определить, насколько эффективно дети усваивают информацию о профессиях, какие аспекты знаний имеются, а где необходимо уделить больше внимания в процессе обучения. Педагогическая диагностика уровня сформированности знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях может включать в себя следующие методики: 1. Наблюдение: Педагог наблюдает за детьми в процессе игры, общения, выполнения заданий и т.д., чтобы выявить, какие профессии они знают, как они представляют себе их работу и какие навыки и умения они проявляют. В процессе наблюдения педагог обращает внимание на следующие аспекты: 1. Знание профессий: педагог отмечает, какие профессии дети знают и упоминают в своих играх, разговорах и заданиях. Он также обращает внимание на то, какие профессии дети считают интересными и важными.
Читать дальше
В ходе исследования были рассмотрены теоретические и методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями с использованием сюжетно-ролевых игр. Анализ зарубежных и отечественных исследований позволил выявить значимость формирования представлений о профессиях у детей данного возраста. Результаты исследований показали, что сюжетно-ролевая игра играет важную роль в процессе знакомства детей дошкольного возраста с различными профессиями. В главе 1 была рассмотрена проблема ознакомления с профессиями детей дошкольного возраста в различных исследованиях, выявлено значение формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста, а также обозначена роль сюжетно-ролевой игры в данном процессе. Во второй главе были представлены методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями через сюжетно-ролевые игры. Рассмотрены методики педагогической диагностики уровня знаний детей о профессиях, а также предложен комплекс сюжетно-ролевых игр для эффективного ознакомления детей с различными профессиями. Таким образом, использование сюжетно-ролевых игр в процессе знакомства детей дошкольного возраста с различными профессиями является эффективным педагогическим инструментом, способствующим не только расширению знаний детей о мире профессий, но и развитию их творческого мышления, социальных навыков и воображения. Дальнейшие исследования в этой области могут привести к углубленному пониманию влияния сюжетно-ролевых игр на формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста.
Читать дальше
1. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учеб. пособие [Текст] / В. П. Арсентьева. М.: ФОРУМ, 2015. – 144 с. 2. Артемова, С.П. Ознакомление старших дошкольников с трудом и профессиям взрослых Ранняя профориентация дошкольников [Текст] / С.П. Артемова //Дошкольное учебное заведение, 2009. - №5. – С. 24-28. 3. Барякина, Э.А., Алексеева, О.А. Когда я стану взрослым. Архитектор/ Э.А. Барякина, О.А. Алексеева. – М.: АСТ, 2007. – 114 с. 4. Бахтиярова, Л.Р. Педсовет на тему «Трудовое воспитание школьников» [Текст] / Л.Р. Бахтиярова // Воспитание школьников. 2008. - № 2. - С. 8-12. 5. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с. 6. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева – М., 2005. - №4. - С.18. 7. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие[Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128с. 8. Власова, Н.А. Профессия «Продавец» / Н.А. Власова. – [Электронный ресурс]: http://pochemu4ka.ru/load/detjam_o_professijakh/detjam_o_professijakh_profes sija_quot_prodavec_quot/56-1-0- 1212. –Дата доступа: 10.03.2024 9. Все профессии нужны, все профессии важны [Электронный ресурс]:// http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200500504. –Дата доступа: 10.03.2024 10. Ефанова, З.А. Трудовое обучение. Нестандартные занятия. Подготовительная группа [Текст] / З.А. Ефанова. – М.: Волгоград: Корифей, 2010. — 99 с. 11. Жихарева, Н. А. Все работы хороши (ознакомление дошкольников с профессиями) / Н.А. Жихарева// [Электронный ресурс]:// http://festival.1september.ru/articles/508934/–Дата доступа: 10.03.2024 12. Завальнюк, Л. О профессиях / Л. Завальнюк – М., Издательство: ОМЕГА – 1999. – 69 с. 13. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. Пособие / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: ГИПП Урал. Рабочий, 2003. – 329 с. 14. Каспарова, Ю.В. О профессиях. Полезная книжка / Ю.В. Каспарова. – М.: Каскад, 2008. – 16 с. 15. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е.А. Климов. Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993. – 56 с. 16. Кнушевицкая, Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н.А. Кнушевицкая. – М.: ГНОМ и Д, 2011. – 25 с. 17. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003. – 336 с. 20. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 310 с. 18. Кондрашов, В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: Автореф. Дис. … к. пед. Н. / В.П. Кондрашов. — Саратов: Изд-во СГУ, 2001. –36 с. 62 19. Козлова, С.А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. [Текст] / С.А. Козлова – М.: Академия, 2016.-144с. 20. Красновский, JI.И. Опыт ранней профориентации // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 39 – 44. 21. Крылова, Н.М. Формирование способов усвоения системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста // Совершенствование умственного воспитания детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1984. – С. 48 – 56. 22. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятии с детьми 4-7 лет. [Текст] / Л.В. Куцакова. - М.: изд. Мозайка – Синтез, 2007 г. – 112 с 23. Логинова, В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых / В.И. Логинова. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976. – С.142– 153. 24. Манакова, М.А. Моя первая книга о профессиях / М.А. Манакова. –М.: Проф-Пресс, 2007. – 16 с. 25. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. — М.: Просвещение, 1997. – С.165–250. 26. Нищева, Н.В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2003. – 16с. 27. Пархутик, М.А. Все профессии важны, все профессии нужны / М.А. Пархутик // Пралеска. – 2008. – № 5 (43). – с. 25-29с 28. Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 –7лет / Т.В. Попова. – М.: Сфера, 2003. – 35 с. 29. Потапова, Т.В. Детям о профессиях / Т.В. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с. 30. Пряжникова, Е.Ю., Егоренко, Т.А. Проблема профессионального становления личности / Е.Ю. Пряжникова, Т.А. Егоренко // Современная зарубежная психология. – 2012. – №2. – С. 111 – 122. 31. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учебн. Заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с. 32. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? [Текст] / Т.А. Шорыгина - М.: Гном и Д, 2010. — 96 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Международное сотрудничество в сфере туризма между Россией и странами Восточной Азии
Количество страниц:
50
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Международные отношения
курсовая работа
Особенности ответственности, рефлексии и эмпатии у студентов-психологов с разными типами просоциального поведения
Количество страниц:
25
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Психология
курсовая работа
Семиотика вещи в прозе Н. Тэффи и С. Довлатова
Количество страниц:
31
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Литература
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image