Отображение М.П. Мусоргским исторических, религиозных и социальных тем было настолько глубоким и многогранным, что многие периоды эволюции художественной культуры находили в его музыкальных произведениях принципиально новые концепции для самых актуальных исполнительских интерпретаций и научных истолкований.
Первоисточниками данной работы стала непосредственно работа Мусоргский М. П. Борис Годунов: Опера в 4 д. с прологом, а также «Повесть Мусоргский» авторства О.Е. Черного, повествующая о жизни и творчестве композитора от первого лица и воспоминаниях современников.
Отечественная и зарубежная литература о биографии и творчестве М. П. Мусоргского насчитывает более 1500 наименований книг и статей разных жанров: рецензии на спектакли и концертные исполнения, монографии и специализированные исследования на тему изучения музыкальных форм, гармонии, оркестровке, связах с фольклором. В данной работе были использованы труды таких исследователей как В. Каратыгин «Памяти Мусоргского», Е. А. Михайлова «Борис Годунов»: первоначальный план трагедии Пушкина и первая версия оперы Мусоргского», В. Антипов «Произведения Мусоргского по автографам и другим первоисточникам» и другим, в которых проведены исследования основных биографических и творческих этапов жизни композитора, а также истории создания оперы «Борис Годунов». Актуальность исследования заключается в том, что несмотря на наличие достаточного количества научно-исследовательской литературы, посвященной творчеству М. П. Мусоргского работ, посвящённых изучению историзма оперы «Борис Годунов», а также влияние этого музыкального произведения на общество и русскую музыкальную культуру нет.
Хронологические рамки исследования определяются временем написания оперы и событиям, предшествующим данному периоду, повлиявшими на процесс создания оперы и определяются 60-70 -ми годами XIX века.
Цель исследования¬¬ – изучить оперу «Борис Годунов» с позиции историзма.
Объект исследования – опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов».
Предмет исследования – феномен отображения проблем историзма в творчестве великого русского композитора.
Задачи исследования:
• Изучить исторический контекст создания оперы «Борис Годунов»;
• Охарактеризовать политическую и социальную ситуацию в период, когда была написана опера;
• Произвести обзор исторических событий, которые влияли на создание оперы;
• Проанализировать соответствие оперы историческим фактам;
• Дать характеристику исторических персонажей в опере;
• Изучить влияние оперы на историческое сознание;
• Произвести анализ реакции общества на оперу;
• Определить роль оперы в формировании образа исторических событий;
• Охарактеризовать влияние оперы на развитие музыкального искусства и оперной традиции.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методики: анализ первоисточников, информации и научной литературы по данной теме.
Практическая значимость работы: результаты данного исследования могут быть использованы преподавателями истории и музыкально-теоретических дисциплин.
Структура работы: состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы.
Читать дальше
Опера «Борис Годунов» Модеста Петровича Мусоргского была написана между 1868 и 1873 годами. В этот период Россия территориально являлась самой большой державой. Согласно результатам переписи, проведенной в 1897 году из 125,6 миллионов человек крестьянство составляло 97 миллионов человек.
Период 70-80-х годов XIX века принято считать временем глубокого внутриполитического кризиса Российской империи, который обуславливал необходимость выбора дальнейшего пути развития – либо продолжение и углубление преобразований предшествующего периода, либо отказ от новых реформ и переход к охранительной политике. Сложность принятия решений в этот период усугублялась серьёзными экономическими затруднениями и значительным обострением социальных противоречий. Большинством отечественных историков данные события рассматриваются с точки зрения «Второй революционной ситуации» , хронологические рамки которой определяются 1878 – 1882 годами. Термин «революционная ситуация» впервые был введен В.И. Лениным, характеризуя данное время подчёркивал, что происходил «натиск на самодержавие революционного лагеря и либеральной оппозиции», который в результате привёл к колебаниям правительственного курса, а затем к контрнаступлению реакции, в ходе которой «волна революционного прибоя была отбита» . В результате складывается ситуация, когда «верхи не могут управлять, а низы не хотят жить по-старому». К признакам такой ситуации относился «кризис верхов» и «экстраординарная активность народных масс».
Читать дальше
Очень часто в основу опер положены события реальных исторических событий, например, опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» повествует о подвиге Ивана Сусанина – крестьянина, спасшего будущего царя России Михаила Романова от польско-литовского отряда. Либретто оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» основывается на историческом периоде правления царя Бориса Годунова в 1598 – 1605 годах.
Первоисточником для либретто оперы стала трагедия Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов», созданная на основе «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Мусоргский адаптировал текст трагедии Пушкина для исполнения в опере, сделав его более кратким и эмоциональным. Для создания правдоподобного образа царя в музыке композитор провел серьезную исследовательскую работу сопоставляя исторические факты о правителе и периоде его властвования.
Согласно исторически хроникам, Борис Годунов фактически управлял страной вместо царя Федора Иоанновича. После его смерти Годунов сам стал царём. В период его правления произошли такие важные события как: учреждение патриаршества на Руси, формирование практики приглашения иностранных граждан на службу в Россию и отправление людей на обучение разным наукам людей из России за границу. Однако, несмотря на эти положительные моменты, Борис Годунов запомнился в истории как крайне подозрительный царь, боявшийся заговоров и изгоняющих и преследующий бояр и знать, которых считал своими противниками. Из-за постоянных репрессий бояре, голоса и восстания 1602 – 1603 годов, царь потерял свою популярность и уважение народа.
Однако, одной из самых известных частей биографии Бориса Годунова является факт возможного убийства им царевича Дмитрия. Несмотря на то, что прямых доказательств, подтверждающих это событие нет, и современники царя, и источники, написанные вскоре после его смерти, обвиняют в смерти царевича именно его, так как Дмитрий мог быть помехой на пути Бориса Годунова к трону . Именно этот исторический факт и эпизод в биографии царя и лег в основу конфликта в опере Мусоргского, где по сюжету Годунов, действительно убивший царевича Дмитрия, страдает из-за этого поступка.
Читать дальше
В 1870 году опера «Борис Годунов» была завершена и представлена репертуарному комитету при Управлении императорскими театрами, в который входили дирижер Направник и два капельмейстера Монтан и Бец, контрабасист Ферерро, которые были «обескуражены идейно-художественной новизной оперы» и отвергли произведение ссылаясь на отсутствие выигрышной женской роли. Необходимо отметить, что представленные эксперты работали в жанре драмы, а «в оперной музыке смыслили мало» . Основная причина отказа в постановке заключалась, в том, что в «Борисе Годунове» главная роль в действии отдавалась народу, толпе. До этого времени ни один композитор не использовал такого смелого, новаторского решения и не ставил вопроса о правах царя с такой прямотой и дерзостью , что ещё раз объясняет причину, по которой текст А.С.Пушкина долгое время был под запретом.
Мусоргский внес некоторые изменения несмотря на то, что переделывать и передумывать образы героев оказалось трудным делом, опера становилась шире и охват делался крупнее. Так в опере появился польский акт и сцена под Кромами. Однако, стоит отметить, что и вторую редакцию, законченную весной 1872 года, дирекция императорских театров не утвердила к постановке. Ферерро отмечал, что опера не похожа на произведение, которое может украсить театр, в ней слишком много мужицкого начала и удовлетворить она может только самые примитивные вкусы.
Читать дальше
Историзм как явление развивающегося во времени человеческого сознания в полной мере соотносится с творчеством М. П. Мусоргского в нескольких ракурсах: эволюция на протяжении всей жизни его собственных взглядов на историю и ясное представление об исторической изменчивости человеческих взглядов, обычаев, социальных отношений, форм мышления, что отразилось во всей совокупности его сочинений.
Изучение исторического контекста и социально-политической ситуации в России 60-70 годов XIX века показало, что в опере «Борис Годунов» композитор воплотил художественное отображение исторических явлений и процессов прошлого, которые содержали в себе предпосылки будущего общественного развития, и в которых обнаруживались корни социальных конфликтов современной композитору России.
При подготовке и написании оперы «Борис Годунов» композитор провел серьезную исследовательскую работу, добиваясь создания подлинных образов исторических героев. Исходя из собственного анализа жизни русского общества, его различных слоёв, из размышлений над историческим прошлым страны, над её духовными основами и традициями, вслушиваясь в сложнейшую «партитуру» философских, религиозных, социально-политических настроений эпохи, композитор формировал оригинальную, целостную и при этом постоянно развивающуюся систему взглядов. Высочайшей степени достоверности в воплощении конкретных исторических персонажей, событий.
Однако, необходимо отметить, что исключительно воскрешением прошлого историзм Мусоргского не ограничивался. Он проводил параллели между прошлым и настоящим: бунты крепостных крестьян и революционные движения XIX века, революции и реформы, голод и дефицит. Именно поэтому опера «Борис Годунов» была очень популярна среди представителей молодежи и прогрессивных сил.
Мусоргский хорошо знал и любил народное искусство и стремился создать произведение, проникнутое русским духом, воплощающее черты национального характера. Он широко применял типично фольклорные лады, свойственные старинному крестьянскому песенному многоголосию, народную речь и фольклорные повествовательные жанры.
Творческое наследие Мусоргского нашло отражение в работах его последователей. Особенно ярко влияние композитора ощущается в творчестве таких именитых советских композиторов как Г. Свиридов, Д. Шостакович и С. Прокофьев и многих других. Опера «Борис Годунов.
М.П. Мусоргский в «Борисе Годунове» создал не историческую хронику событий, а социальную, философскую, религиозную, психологическую трагедию, со сложными внутренними мотивами, глубинными смыслами исторических коллизий. Именно поэтому это произведение оказывает воздействие на представителей различных эпох, художественных течений, направлений в искусстве до настоящего времени.
Читать дальше
Источники
1. Мусоргский М. П. Борис Годунов. – 5 е изд. М.: Музыка, 1990. 64 с.
2. Черный О.Е. Мусоргский. Повесть. М.: Детгиз, 1956. 315 с.
3. Мусоргский М. П. Письма и документы / Собрал и приготовил к печати А. Н. Римский-Корсаков при участии В. Д. Комаровой-Стасовой. М.; Л., 1932.
Исследования
1. Антипов В. Произведения Мусоргского по автографам и другим первоисточникам: Аннотированный указатель // Наследие М. П. Мусоргского: Сборник материалов. К выпуску Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского в тридцати двух томах. М.: Музыка, 1989. С. 70 – 85.
2. Браудо Е. М., Римский-Корсаков А. Н. «Борис Годунов» Мусоргского. М.; Л.: Кинопечать, 1927.
3. Глебов И., Асафьев Б. В. Безграмотен ли Мусоргский? // Современная музыка. 1927. № 22. С. 282 – 283.
4. Глебов И., Асафьев Б. В. Опыт обоснования природы и характера творчества Мусоргского // Сборник статей. М.: Гос. изд-во. Музыкальный сектор, 1928. С. 3 – 11.
5. Гозенпуд. А.А. Русский оперный театр XIX в. (1873-1889). Л.: 1973. 250 с.
6. Друски М.С. 100 опер. Ленинград: Музыка. 633 с.
7. Дягилевские сезоны: образ юродивого в эскизах художников к опере «Борис Годунов» // Новое искусствознание. 2020. № 1. С. 15 – 21
8. Левашев Е., Тетерина Н. К публикации клавира оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в авторских версиях 1868-1974 годов. М.: ГИИ, 2020. С. 7 – 15.
9. Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55-ти т. М.: Изд-во политической литературы, 1970. Т. 5. 575 с.
10. Макаренко Е. К. Карамзинские мотивы в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. №. 11. С. 98 – 101.
11. Михайлов Е.А. Борис Годунов: первоначальный план трагедии Пушкина и первая версия оперы Мусоргского // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 93. С.249 – 255.
12. Михеева Л. В мире оперы. Популярные очерки. Л.: Советский композитор. 1989. – 168 с.
13. Мусоргский М. П. Литературное наследие. Кн. 1: Письма. Биографические материалы и документы / Под общей ред. М. С. Пекелиса. М., 1971.
14. Мусоргский М. П. Письма к А. А. Голенищеву-Кутузову / Сост. П. В. Аравина; ред. и вступ. статья Ю. Келдыша. М.; Л., 1939.
15. Озерова Н.В., Лаво Р.С. Лжедмитрий как персонаж русской истории в отечественном и зарубежном оперном искусстве второй половины XIX века // Теория и история искусства. № 4, 2015. С. 81 – 84
16. Примакова А. В., Фотин В. А. Либеральные реформы Александра II // Студенческая наука Подмосковью: материалы Междунар. науч. конф. молодых ученых. Орехово-Зуево: Ред.-изд. отдел ГГТУ, 2016. С. 544 –547.
17. Программа «Земли и воли». Май 1878 г. Окончательная редакция [Электронный ресурс] // URL: http://hist.msu.ru/ ER/Etext/zemvol.htm (дата обращения: 19.05.2024).
18. Столяров Н. С. Либеральные реформы Александра II и современность // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Государственное и муниципальное управление». 2018. Т. 5, № 4. С. 433 – 443.
19. Тетерина Н. И. Значение и роль Б. В. Асафьева в «восстановлении подлинного Мусоргского». Санкт-Петербург; Великие Луки: РИИИ, 2019. Вып. 2, ч. 1. С. 33 – 54.
20. Юдин А.В. Марина Мнишек глазами российских историков XVII-начала XX века. ШАГИ, 2(4), С. 60 – 95.
Читать дальше