Введение 3 1. Проблема социального воспитания детей младшего школьного возраста 5 2. Понятие и общие принципы организации внеклассной работы 9 3. Внеурочная деятельность как средство социального воспитания младшего школьника 13 Заключение 17 Список литературы 18
Московская международная академия

Теоретические основы организации внеклассной работы, как основа социального воспитания детей младшего школьного возраста

курсовая работа
Педагогика
20 страниц
73% уникальность
2024 год
4 просмотров
.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Социальное воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Для успешного вхождения в социо-культурную среду, выполнения различных видов деятельности ребенку необходим достаточно высокий уровень социальных умений и навыков. Усвоенные в детстве стратегии поведения в обществе закладывают фундамент социального поведения человека и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Таким образом, актуальность важности социального воспитания школьников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. Социальное воспитание детей является одним из важных факторов развития общества. Младший школьный возраст является важным периодом в формировании социальных навыков и умений. В этом возрасте расширяются социальные контакты детей, формируется устойчивая потребность в общении со сверстниками; усваиваются нормы, ценности, стереотипы поведения, правила взаимоотношений между людьми, приобретается опыт межличностного общения. В то же время многие исследователи отмечают недостаточную социальную компетентность младших школьников, беспомощность в отношениях со сверстниками и неумение разрешать конфликты. Ввиду этого возникает проблема поиска эффективных средств и методов социального воспитания младших школьников. Наиболее эффективно социальное воспитание младшего школьника осуществляется во внеурочной деятельности, которая активизирует его жизненную позицию, формирует опыт решения важных социально-практических задач, создает условия для творческой самореализации детей в деятельности, развития коммуникативных навыков и умений, формированию моделей поведения в обществе. Одной из главных особенностей внеклассной работы в настоящее время признается добровольный характер участия в ней, такая работа стимулирует мотивацию школьников к участию в разных видах деятельности. Все сказанное обусловило выбор темы работы и необходимость ее подробного изучения. Цель работы – изучить теоретические основы организации внеклассной работы, как основа социального воспитания детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: 1. раскрыть проблему социального воспитания детей младшего школьного возраста; 2. рассмотреть понятие и общие принципы организации внеклассной работы; 3. рассмотреть неурочную деятельность как средство социального воспитания младшего школьника. Объект исследования – социальное воспитание детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – организация внеклассной работы, как основа социального воспитания детей младшего школьного возраста. Методы исследования: анализ, сравнение и обобщение научной информации. Структура работы: введение, три параграфа, заключение и список литературы.
Читать дальше
Воспитание – это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Личность – явление социальное. Можно сказать, что личность - это целостность, интегрирующая все психические процессы, свойства и состояния. Психические особенности личности проявляются и формируются в поведении, действиях и поступках личности, то есть личностью становятся. История вопроса социального воспитания берет свое начало в конце XIX - начале XX в. все чаще начинают использоваться понятия, характеризующие различные формы воспитания: «общественное (социальное) воспитание», «государственное», «семейное», «религиозное» и др. [17]. В результате социального воспитания формируются социальные качества людей – это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов и прочих взаимодействий между социальными общностями. Н.И. Монахов [15] выделил социальные качества, которые могут быть сформированы у младших школьников во внеурочной деятельности. 1. Товарищество – близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях 2. Уважение к старшим – почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.
Читать дальше
Под внеклассной работой понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной формы и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Внеклассная деятельность не является традиционным уроком, но при этом она также направлена на достижение образовательных результатов [3]. В числе таких результатов, прежде всего, личностные результаты и метапредметные. В то же время внеурочная деятельность тесно связана с компенсаторной функцией, поскольку такая деятельность способствует решению целей и задач, которые по каким-либо причинам не могут быть реализованы на уроке [3]. На рисунке 1 представлена классификация внеклассной работы по разным параметрам. Создание условий для организации внеурочной деятельности также подразумевает подбор форм организации данной деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами в каждом индивидуальном случае. Внеурочная деятельность организуется по нескольким основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д. [7].
Читать дальше
Для формирования и развития социальной компетентности в рамках социального воспитания возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создавала условия для их реализации. Для создания такой развивающей среды большую роль может и должна сыграть внеклассная работа. При участии во внеклассных мероприятиях учащиеся не ограничены жесткими рамками правил. Наоборот, они чувствуют поощрение и поддержку при проявлении своих лучших качеств. Внеклассная работа побуждает школьников участвовать в принятии решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной. Именно внеклассной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетентности в силу того, что она служит повышению активности ученика как субъекта обучения; даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися. Внеклассная работа создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; ориентирует деятельность учащихся на успех; предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности. Формирование у детей социальной активности происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при хорошей организации деятельности в ходе взаимодействия с людьми. Одно из условий эффективной работы по формированию у учеников социальной активности - их включенность в коллектив [2]. Чем шире и богаче будет общение детей в коллективе, тем в итоге больше окажется возможностей для того, чтобы развить у детей необходимых социальных качеств. У детей в коллективе в ходе осуществления ими совместной деятельности происходит обмен информацией, согласуются различные общие цели, происходит взаимоконтроль, развиваются способность понимать состояния и мотивы поступков окружающих людей и соответственно реагировать на них. В опыте коллективных отношений постепенно у детей формируются эмпатия, социальная чуткость, помогающие психологически грамотно выстраивать взаимодействия с окружающими людьми. Взаимодействуя со своими сверстниками, ученики в итоге осваивают опыт лидерства и подчинения, развивают организаторские способности.
Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами была рассмотрена проблема социального воспитания детей младшего школьного возраста; понятие и общие принципы организации внеклассной работы; неурочная деятельность как средство социального воспитания младшего школьника. Анализ литературы показал, что социальное воспитание создает возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения). Младший школьник активно овладевает навыками общения, приобретает навыки социального взаимодействия и внеклассная работа дает широкие возможности для социального воспитания младших школьников. Под внеурочной деятельностью понимают образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличающихся от классно-урочной формы и которая направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеклассная работа способствует всестороннему развитию учащихся, она даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися, создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; ориентирует деятельность учащихся на успех; предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности. Широкий спектр форм внеклассной работы, в которых можно реализовать коллективную работу, позволяющую развивать социальные навыки и умения. Кроме этого младших школьников привлекает разнообразие тематик такой работы и их необязательность, т.е. возможность детей по своему желанию выбирать тот или иной вид деятельности. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Афанасьева, М.В. Особенности развития социализации младших школьников // Вестник научных конференций. – 2017. – №2. – С. 10-11. 2. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. – М.: Просвещение, 2018. – 152 с. 3. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС: материалы научно-практической конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с. 4. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11–15. 5. Газимагомедова Т.Н. Формы внеурочной деятельности младших школьников, их особенности // Сборник материалов межвузовской web-конференции: Ребёнок в языковом и образовательном пространстве. – 2016. – С. 153–158. 6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2019. – 43 с. 7. Залевская В.Д. Формирование социальной компетенции младших школьников // Вопросы педагогики. – 2019. – №12. – С. 92-96. 8. Кисляков А.В. Внеурочная деятельность обучающихся: от идеи до воплощения // Сборник материалов конференции «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования». – Челябинск. – 2014. – 416 с. 9. Колесникова Т.А. Внеурочная деятельность как средство социального воспитания младшего школьника // Вестник Костромского государственного университета. – 2022. – №6. – С.62-69. 10. Колесникова Т.А. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: учеб. пособие. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. – 144 с. 11. Костромина И.М. Организация внеурочной деятельности // Методист. – 2022. – №8. – С. 60–62. 12. Кушнеревич И.А. Проблемы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Проблемы педагогики. – 2017. – №3. – С. 29–32. 13. Лихушина М.В. Многообразие форм и приемов внеклассной работы, способствующих совершенствованию умений и навыков устной речи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – №5. – С.207–211. 14. Михайлова Е.А. Проблемы и противоречия воспитания в современной школе // Вестник Моск. ун-та. сер. педагогическое образование. – 2021. – № 2. С.121-127. 15. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. – М., 2016. – С.23-31. 16. Мудрик А.В. Социальная психология воспитания в социально-педагогическом ракурсе // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2018. – №51. – С. 56-64. 17. Наговицына А.А. Педагогические условия развития социальных умений младших школьников во внеурочной деятельности // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий форум». – 2016. – №4. – С.45–49. 18. Неретин И.В. Из истории становления и развития социального воспитания в России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – №7. – С.25-31. 19. Павлова К.П. Социальная активность -движущая сила процесса воспитания // В сборнике: Проблемы развития науки и образования: теория и практика. – 2015. С. 69-70. 20. Романова О.Н. Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ОО // Молодой ученый. – 2022. – № 8. – С. 369–373. 21. Рудоман М.С. Воспитание социальных качеств личности младших школьников во внеурочной деятельности // В сборнике: Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы. – 2015. – С. 191-195. 22. Рябова Н. В. Опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеклассной работе // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6, № 2. – С. 299–302. 23. Шиян Г.А. Активные методы обучения во внеурочной деятельности в школе как инструмент реализации деятельностного подхода // В сборнике: Образовательная среда сегодня: теория и практика. – – 2019. – С. 39-42. 24. Якупова, Г.Ш. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2016. – №3. – С.146-149.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Перевод разговорных конструкций в книге Джоэля Томаса Хайнса «We'll All Be Burnt in our Beds Some Night» на русский язык
Количество страниц:
25
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Культура речи
курсовая работа
Ответственность за преступления, связанные с проституцией
Количество страниц:
37
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Товароведная характеристика, уровень качества вареных колбасных изделий, реализуемых торговым предприятием
Количество страниц:
30
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image