Актуальность исследования. Социальное воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Для успешного вхождения в социо-культурную среду, выполнения различных видов деятельности ребенку необходим достаточно высокий уровень социальных умений и навыков. Усвоенные в детстве стратегии поведения в обществе закладывают фундамент социального поведения человека и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Таким образом, актуальность важности социального воспитания школьников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. Социальное воспитание детей является одним из важных факторов развития общества.
Младший школьный возраст является важным периодом в формировании социальных навыков и умений. В этом возрасте расширяются социальные контакты детей, формируется устойчивая потребность в общении со сверстниками; усваиваются нормы, ценности, стереотипы поведения, правила взаимоотношений между людьми, приобретается опыт межличностного общения. В то же время многие исследователи отмечают недостаточную социальную компетентность младших школьников, беспомощность в отношениях со сверстниками и неумение разрешать конфликты. Ввиду этого возникает проблема поиска эффективных средств и методов социального воспитания младших школьников.
Наиболее эффективно социальное воспитание младшего школьника осуществляется во внеурочной деятельности, которая активизирует его жизненную позицию, формирует опыт решения важных социально-практических задач, создает условия для творческой самореализации детей в деятельности, развития коммуникативных навыков и умений, формированию моделей поведения в обществе. Одной из главных особенностей внеклассной работы в настоящее время признается добровольный характер участия в ней, такая работа стимулирует мотивацию школьников к участию в разных видах деятельности.
Все сказанное обусловило выбор темы работы и необходимость ее подробного изучения.
Цель работы – изучить теоретические основы организации внеклассной работы, как основа социального воспитания детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. раскрыть проблему социального воспитания детей младшего школьного возраста;
2. рассмотреть понятие и общие принципы организации внеклассной работы;
3. рассмотреть неурочную деятельность как средство социального воспитания младшего школьника.
Объект исследования – социальное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – организация внеклассной работы, как основа социального воспитания детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ, сравнение и обобщение научной информации.
Структура работы: введение, три параграфа, заключение и список литературы.
Читать дальше
Воспитание – это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Личность – явление социальное. Можно сказать, что личность - это целостность, интегрирующая все психические процессы, свойства и состояния. Психические особенности личности проявляются и формируются в поведении, действиях и поступках личности, то есть личностью становятся.
История вопроса социального воспитания берет свое начало в конце XIX - начале XX в. все чаще начинают использоваться понятия, характеризующие различные формы воспитания: «общественное (социальное) воспитание», «государственное», «семейное», «религиозное» и др. [17].
В результате социального воспитания формируются социальные качества людей – это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов и прочих взаимодействий между социальными общностями. Н.И. Монахов [15] выделил социальные качества, которые могут быть сформированы у младших школьников во внеурочной деятельности.
1. Товарищество – близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях
2. Уважение к старшим – почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.
Читать дальше
Под внеклассной работой понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной формы и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Внеклассная деятельность не является традиционным уроком, но при этом она также направлена на достижение образовательных результатов [3]. В числе таких результатов, прежде всего, личностные результаты и метапредметные. В то же время внеурочная деятельность тесно связана с компенсаторной функцией, поскольку такая деятельность способствует решению целей и задач, которые по каким-либо причинам не могут быть реализованы на уроке [3].
На рисунке 1 представлена классификация внеклассной работы по разным параметрам.
Создание условий для организации внеурочной деятельности также подразумевает подбор форм организации данной деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами в каждом индивидуальном случае. Внеурочная деятельность организуется по нескольким основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д. [7].
Читать дальше
Для формирования и развития социальной компетентности в рамках социального воспитания возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создавала условия для их реализации. Для создания такой развивающей среды большую роль может и должна сыграть внеклассная работа. При участии во внеклассных мероприятиях учащиеся не ограничены жесткими рамками правил. Наоборот, они чувствуют поощрение и поддержку при проявлении своих лучших качеств. Внеклассная работа побуждает школьников участвовать в принятии решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной. Именно внеклассной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетентности в силу того, что она служит повышению активности ученика как субъекта обучения; даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися. Внеклассная работа создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; ориентирует деятельность учащихся на успех; предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности.
Формирование у детей социальной активности происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при хорошей организации деятельности в ходе взаимодействия с людьми. Одно из условий эффективной работы по формированию у учеников социальной активности - их включенность в коллектив [2]. Чем шире и богаче будет общение детей в коллективе, тем в итоге больше окажется возможностей для того, чтобы развить у детей необходимых социальных качеств. У детей в коллективе в ходе осуществления ими совместной деятельности происходит обмен информацией, согласуются различные общие цели, происходит взаимоконтроль, развиваются способность понимать состояния и мотивы поступков окружающих людей и соответственно реагировать на них. В опыте коллективных отношений постепенно у детей формируются эмпатия, социальная чуткость, помогающие психологически грамотно выстраивать взаимодействия с окружающими людьми. Взаимодействуя со своими сверстниками, ученики в итоге осваивают опыт лидерства и подчинения, развивают организаторские способности.
Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами была рассмотрена проблема социального воспитания детей младшего школьного возраста; понятие и общие принципы организации внеклассной работы; неурочная деятельность как средство социального воспитания младшего школьника.
Анализ литературы показал, что социальное воспитание создает возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения). Младший школьник активно овладевает навыками общения, приобретает навыки социального взаимодействия и внеклассная работа дает широкие возможности для социального воспитания младших школьников.
Под внеурочной деятельностью понимают образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличающихся от классно-урочной формы и которая направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеклассная работа способствует всестороннему развитию учащихся, она даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися, создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; ориентирует деятельность учащихся на успех; предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности. Широкий спектр форм внеклассной работы, в которых можно реализовать коллективную работу, позволяющую развивать социальные навыки и умения. Кроме этого младших школьников привлекает разнообразие тематик такой работы и их необязательность, т.е. возможность детей по своему желанию выбирать тот или иной вид деятельности.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Афанасьева, М.В. Особенности развития социализации младших школьников // Вестник научных конференций. – 2017. – №2. – С. 10-11.
2. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. – М.: Просвещение, 2018. – 152 с.
3. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС: материалы научно-практической конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
4. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11–15.
5. Газимагомедова Т.Н. Формы внеурочной деятельности младших школьников, их особенности // Сборник материалов межвузовской web-конференции: Ребёнок в языковом и образовательном пространстве. – 2016. – С. 153–158.
6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2019. – 43 с.
7. Залевская В.Д. Формирование социальной компетенции младших школьников // Вопросы педагогики. – 2019. – №12. – С. 92-96.
8. Кисляков А.В. Внеурочная деятельность обучающихся: от идеи до воплощения // Сборник материалов конференции «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования». – Челябинск. – 2014. – 416 с.
9. Колесникова Т.А. Внеурочная деятельность как средство социального воспитания младшего школьника // Вестник Костромского государственного университета. – 2022. – №6. – С.62-69.
10. Колесникова Т.А. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: учеб. пособие. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. – 144 с.
11. Костромина И.М. Организация внеурочной деятельности // Методист. – 2022. – №8. – С. 60–62.
12. Кушнеревич И.А. Проблемы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Проблемы педагогики. – 2017. – №3. – С. 29–32.
13. Лихушина М.В. Многообразие форм и приемов внеклассной работы, способствующих совершенствованию умений и навыков устной речи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – №5. – С.207–211.
14. Михайлова Е.А. Проблемы и противоречия воспитания в современной школе // Вестник Моск. ун-та. сер. педагогическое образование. – 2021. – № 2. С.121-127.
15. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. – М., 2016. – С.23-31.
16. Мудрик А.В. Социальная психология воспитания в социально-педагогическом ракурсе // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2018. – №51. – С. 56-64.
17. Наговицына А.А. Педагогические условия развития социальных умений младших школьников во внеурочной деятельности // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий форум». – 2016. – №4. – С.45–49.
18. Неретин И.В. Из истории становления и развития социального воспитания в России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – №7. – С.25-31.
19. Павлова К.П. Социальная активность -движущая сила процесса воспитания // В сборнике: Проблемы развития науки и образования: теория и практика. – 2015. С. 69-70.
20. Романова О.Н. Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ОО // Молодой ученый. – 2022. – № 8. – С. 369–373.
21. Рудоман М.С. Воспитание социальных качеств личности младших школьников во внеурочной деятельности // В сборнике: Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы. – 2015. – С. 191-195.
22. Рябова Н. В. Опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеклассной работе // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6, № 2. – С. 299–302.
23. Шиян Г.А. Активные методы обучения во внеурочной деятельности в школе как инструмент реализации деятельностного подхода // В сборнике: Образовательная среда сегодня: теория и практика. – – 2019. – С. 39-42.
24. Якупова, Г.Ш. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2016. – №3. – С.146-149.
Читать дальше