В современном обществе вопросы раннего детского развития становятся все более приоритетными и требуют комплексного подхода со стороны различных институтов и служб. На фоне этого актуальность данной темы становится несомненной.
Сегодня, в условиях быстрого темпа жизни, изменения в социокультурной среде и развития технологий, важность поддержки и грамотного родительства становится краеугольным камнем формирования здоровья и успешной адаптации детей. Службы ранней помощи, находясь в центре внимания, выступают в роли ключевых участников этого процесса, обеспечивая профессиональную помощь и ресурсы для детей с риском нарушений развития.
Межведомственное взаимодействие в этой сфере представляет собой эффективный механизм интеграции усилий различных организаций, направленных на поддержку семей и детей. Однако, несмотря на значимость предоставляемых службой услуг, обеспечение эффективного взаимодействия с родителями остается слабым звеном. Психолого-педагогическое просвещение родителей приобретает важное значение в условиях межведомственного сотрудничества.
Введение в эту тему необходимо для полноценного осмысления сложности вопросов, с которыми сталкиваются родители детей с особенностями развития. Предоставление им информации, психологической поддержки и педагогических навыков становится основой для успешного справления с вызовами, которые предъявляет современное общество. В данном контексте, изучение и улучшение механизмов взаимодействия служб ранней помощи и родителей становится ключевой задачей, влияющей на будущее здоровье и развития детей.
Объект исследования включает в себя процессы психолого-педагогического просвещения родителей.
Предмет исследования — взаимодействие этих процессов с услугами службы ранней помощи.
Цель исследования заключается в изучении и анализе вопросов межведомственного взаимодействия в рамках психолого-педагогического просвещения родителей при оказании ранней помощи.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие межведомственного взаимодействия в научной литературе;
2. Проанализировать опыт межведомственного взаимодействия на примере Ханты-Мансийского автономного округа-Югра;
3. Рассмотреть основные направления работы, связанные с психологическим просвещением и психологической профилактикой;
4. Выявить принципы эффективного взаимодействия субъектов профилактики с родителями;
5. Проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются семьи при развитии, воспитании и обучении детей младенческого и раннего возраста;
6. Изучить различные формы организации ранней помощи;
7. Проанализировать содержание работы по просвещению различных групп родителей;
8. Разработать методические рекомендации по комплексной ранней медико-психолого-педагогической помощи, учитывая полученные знания и опыт.
Методы исследования: Анализ, синтез, классификация, индукция, дедукция.
Читать дальше
1.1 Понятие межведомственного взаимодействия в научной литературе и анализ межведомственного взаимодействия на примере Ханты-Мансийского автономного округа-Югра.
Система межведомственного обмена информацией представляет собой ключевой инструмент цифровизации государственного управления, разработанный на федеральном уровне. Её целью является обеспечение эффективного взаимодействия между учреждениями, входящими в её структуру, при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также исполнении административных задач в электронном формате.
При осуществлении административных функций и предоставлении государственных услуг возникает потребность в обмене информацией между органами государственного управления и административной системой. Этот обмен направлен на обеспечение прав граждан и сокращение сроков выполнения функций и предоставления услуг, сохраняя при этом их качество.
Взаимодействие в административной системе осуществляется через различные средства, включая [8, с. 180]:
• Бумажный документооборот, используемый сотрудниками учреждений в рамках межведомственного обмена;
• Передача образов бумажных документов через электронные ресурсы, такие как электронная почта;
• Обмен информацией в унифицированном формате в специальных информационных системах, где применяются общие правила;
• Использование специальных электронных приложений на официальных сайтах и порталах административных органов.
Создание информационных каналов в административной системе с применением электронных технологий регулируется специальным федеральным законодательством, постановлениями, устанавливающими инфраструктуру, а также регламентами, определяющими функционирование системы межведомственного электронного взаимодействия.
Читать дальше
2.1 Формы работы по организации ранней помощи.
Формы работы по организации ранней психолого-педагогической помощи родителям представляют собой многоаспектный и дифференцированный подход, направленный на обеспечение гармоничного развития ребенка с самого начала его жизни. Этот процесс включает в себя широкий спектр деятельности, охватывающий не только медицинские и педагогические аспекты, но также уделяющий внимание психологическому благополучию семьи.
Одной из основных форм работы в рамках организации ранней психолого-педагогической помощи являются консультации для родителей . В этом контексте, специалисты предоставляют информацию о физическом, эмоциональном и когнитивном развитии ребенка, а также делятся советами по эффективным методам воспитания. Важно, чтобы эти консультации были доступными и понятными, учитывая индивидуальные особенности каждой семьи.
Групповые занятия для родителей с младенцами также являются эффективной формой работы . Они предоставляют возможность обмена опытом между родителями, а также создают поддерживающую среду, где родители могут получить не только информацию от специалистов, но и общение с коллегами по родительству.
Домашние визиты специалистов, таких как педагоги и психологи, также являются часто используемой формой ранней психолого-педагогической помощи . Эти визиты позволяют адаптировать рекомендации и советы к конкретной семейной обстановке, а также оценить условия, в которых ребенок растет, и предложить индивидуализированные подходы.
Читать дальше
В заключении данного исследования, можно сделать несколько выводов:
1. Понятие межведомственного взаимодействия, проанализированное в научной литературе, является краеугольным камнем для эффективной поддержки семей и детей. Опыт Ханты-Мансийского автономного округа-Югра подчеркивает, что успешное взаимодействие различных служб способствует более комплексному и координированному подходу к решению проблем раннего развития;
2. Основные направления работы по психологическому просвещению и профилактике представляют собой неотъемлемую часть системы ранней помощи. Информирование и обучение родителей с учетом их потребностей и контекста создают благоприятные условия для поддержки детского развития;
3. Принципы взаимодействия субъектов профилактики с родителями должны быть ориентированы на уважение и индивидуализацию. Созидательный диалог, взаимопонимание и совместные усилия – основные составляющие успешного сотрудничества, способного справляться с разнообразными семейными сценариями;
4. Проблемы, связанные с развитием, воспитанием и обучением детей младенческого и раннего возраста, требуют комплексного и индивидуального подхода. Необходимо учитывать социокультурные особенности семей, чтобы разработать эффективные стратегии помощи, ориентированные на поддержку родителей и детей;
5. Формы работы по организации ранней помощи должны быть разнообразными и адаптированными к различным потребностям семей. Гибкость в выборе методов и тесное взаимодействие между медицинскими, психологическими и педагогическими аспектами являются ключевыми факторами успешной реализации системы ранней помощи;
6. Содержание работы по просвещению разных контингентов родителей должно быть адаптировано к их особенностям и запросам. Индивидуальный подход к разным группам родителей, учет их уровня образования, культурных особенностей и жизненного опыта, способствуют более эффективной передаче информации и формированию навыков родительства;
7. Разработка методических рекомендаций по комплексной ранней медико-психолого-педагогической помощи предполагает создание системы, включающей в себя обширный алгоритм действий, стандарты и критерии работы специалистов. Обучение специалистов, вовлечение семей в процесс поддержки и активное распространение информации об эффективных методиках играют важную роль в успешной реализации системы комплексной ранней помощи.
Исходя из проведенного исследования, можно заключить, что эффективная система ранней помощи требует гармоничного сочетания межведомственного взаимодействия, психологического просвещения родителей, принципов взаимодействия субъектов профилактики, учета проблем семей и их индивидуальных особенностей, разнообразных форм организации ранней помощи, а также разработки методических рекомендаций. Это интегрированное и комплексное понимание, подкрепленное конкретными практическими решениями, позволит создать благоприятное окружение для заботы о детях в раннем возрасте и поддержки их семей.
Читать дальше
1. Архиреева Т.В. Психодиагностика. Учебник - М: Кнорус, 2023. 406 с.
2. Быстрова Ю.А., Быстрова А.Е., Савинков С.Н. Основы специальной психологии и педагогики. Учебник для СПО. - М: Кнорус, 2023. 142 с.
3. Бадмаева В.Д., Карауш И.С., Дозорцева Е.Г. Межведомственное взаимодействие в профилактике ауто- и гетероагрессивного поведения несовершеннолетних // Национальное здравоохранение. 2023. №4. С. 23-30.
4. Вандалова Э.Л. Благополучие детей: стратегия и практика сопровождения семей с детьми, имеющими психолого-педагогические проблемы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. №2. С. 28-39.
5. Волков В. И. Педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития и их родителей в условиях межведомственного взаимодействия служб ранней помощи // Интегративные исследования в педагогике. 2022. № 3 (39). С. 115-121.
6. Григорьева Е. В. Методы психолого-педагогического просвещения родителей в условиях межведомственного взаимодействия служб ранней помощи // Вестник Тюменского государственного университета. 2021. № 7. С. 137-143.
7. Горелов А.А., Т.А. Горелова Семьеведение. Учебное пособие. - М: Кнорус, 2023. 158 с.
8. Гайсина Г.И. Социальная политика как жизнедеятельностное пространство социальной педагогики // Казанский педагогический журнал. 2020. №3. С. 179-188.
9. Денисова Т.Н. Роль родителей в процессе межведомственного взаимодействия службы ранней помощи // Современная наука. 2019. №1. С. 56-62.
10. Дубинина Е. А. Инновационные технологии психолого-педагогического просвещения родителей в условиях служб ранней помощи // Молодой ученый. 2020. № 37. С. 185-189.
11. Елфимова О.В., Ковалева Т.И. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте межведомственного взаимодействия службы ранней помощи // Вопросы современной педиатрии. 2021. №1. С. 67-74.
12. Ерофеева Н.Ю., Мелекесова Р.М., Окулова Л.П. Модель Городской многофункциональной консультационной Службы поддержки семей, имеющих детей: сущность, компоненты, содержание // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2019. №2. С. 200-211.
13. Жукова М.А., Золотарева Е.Б. Оценка эффективности психолого-педагогического просвещения родителей в условиях межведомственного взаимодействия службы ранней помощи // Педагогика и психология образования. - 2022. №3. С. 19-26.
14. Завьялова Е.А., Лебедева Н.И. Профессионально-психологическая подготовка специалистов службы ранней помощи в сфере психолого-педагогического просвещения родителей // Психологическая наука и образование. 2019. №4. С. 31-38.
15. Иванова А.П. Взаимосвязь просвещения родителей и межведомственного взаимодействия в работе службы ранней помощи // Психологическая наука и образование. 2023. №1. С. 52-59.
16. Козырев Г.И. Конфликтология. Учебник. - М: Форум, 2023. 289 с.
17. Карауш И.С., Бадмаева В.Д., Огородова Н.А. Практика межведомственного взаимодействия службы ранней помощи при психолого-педагогическом просвещении родителей // Психология и право. 2020. №3. С. 83-89.
18. Карелин А. Д. Межведомственное взаимодействие в работе центров раннего развития // Вестник Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (204). С. 254-260.
19. Лукьянова И.Е., Утенкова С.Н. Семьеведение. Учебное пособие. - М: Инфра-М, 2023. 242 с.
20. Лаврова Е.М., Михеева Е.Ю., Семенова А.В. Организация психолого-педагогического просвещения родителей в условиях межведомственного взаимодействия службы ранней помощи // Вестник современной науки. 2021. №3. С. 45-51.
21. Меньщикова А.Л. Психология развития и возрастная психология. Учебник. - М: Кнорус, 2023. 162 с.
22. Михайлова Е.Н., Азбукова Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии. Учебник. - М: Инфра-М, 2023. 396 с.
23. Максимова Н.Г., А.А. Кузнецова. Роль родителей в предоставлении ранней помощи детям: методы и формы психолого-педагогического просвещения // Психология и психотехника. 2019. №2. С. 64-71.
24. Новикова И.Н., Сидоров В.В. Анализ межведомственного взаимодействия службы ранней помощи при психолого-педагогическом просвещении родителей // Психологическая наука и исследования. 2022. №4. С. 73-80.
25. Охотина Т.А. Психолого-педагогическое просвещение родителей в контексте межведомственного взаимодействия службы ранней помощи // Образование и развитие. 2020. №3. С. 41-49.
26. Приступа Е.Н. Теоретико-методологические основания развития профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми // Концепт. 2021. №12. С. 15-28.
27. Петрова О.Н., Кузнецова К.И. Система психолого-педагогического просвещения родителей в работе службы ранней помощи: основные проблемы и перспективы развития // Вопросы психологии. 2021. №4. С. 32-39.
28. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология. Учебник. - М: Кнорус, 2023. 370 с.
29. Руденко А.М., Самыгин С.И. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Учебник. - М: Кнорус, 2023. 316 с.
30. Самыгин С.И., Латышева А.Т., Столяренко Л.Д. Основы педагогики и психологии. Учебник. - М: Кнорус, 2023. 490 с.
31. Смирнова А.С. Роль психологического консультирования родителей в межведомственном взаимодействии службы ранней помощи // Психология и психотерапия. 2019. №3. С. 57-64.
32. Федорова Е.А., Корнилова И.В. Значимость психолого-педагогического просвещения родителей в условиях межведомственного взаимодействия службы ранней помощи // Педагогика. 2023. №2. С. 47-53.
33. Kolosova E.B., Adamyan E.I., Adamyan L.I. Educational process within the space of inclusive supplementary education: analysis of regional practices // Перспективы науки и образования. 2022. №56. С. 302-317.
34. Osadchenko I. Algorithm characteristics to solve psycho pedagogical situations in would-be primary school teachers training // Academic research in educational sciences. 2023. №4. С. 19-24.
35. Yusupova D.F. Innovative approaches in creating a psychologically healthy environment among juveniles // Экономика и социум. 2020. №5. С. 187-191.
36. Порядок межведомственного взаимодействия органов государственной власти ханты-мансийского автономного округа - Югры при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения [Электронный ресурс] // URL: https://depsr.admhmao.ru/v-pomoshch-negosudarstvennym-postavshchikam-sotsialnykh-uslug-pravoe-menyu/835469/poryadok-mezhvedomstvennogo-vzaimodeystviya-organov-gosudarstvennoy-vlasti-khanty-mansiyskogo-avtono/ (дата обращения: 14.11.2023).
Читать дальше