Введение 1. Теоретические аспекты сакральности в праве 1.1. Сущность и значение сакральных ценностей 1.2. Сакральные аспекты закона в контексте традиции права 2. Специфика и практические аспекты сакральности в праве 2.1. Российский конституционализм сквозь призму системы «сакральное/профанное» 2.2 Сакральность в праве на примере института выборов главы государства Заключение Список литературы
ПГНИУ

Сакральность в праве

курсовая работа
Право
29 страниц
62% уникальность
2024 год
10 просмотров
Мироненко К.
Эксперт по предмету «Теория государства и права»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Современный этап развития отечественной правовой науки характеризуется утверждением плюрализма в исследовании юридических феноменов, что способствует преодолению схематизма и узко догматического, инструментального подхода к пониманию сущности права, ограничивавшегося исключительно рамками формально – юридического исследования правовой реальности. В этой связи вопросы юридико-аксиологической проблематики становятся объектом Пристального внимания многих представителей современного правоведения, исходящих из осознания права в качестве института культуры, отражающего в себе ценности, соответствующие особенностям исторического развития каждого конкретного общества. Разумеется, следует признать, что предмет исследования юриспруденции составляют, прежде всего, эйдетические правовые ценности (т.е. ценности самого права). Вместе с тем, неоспоримо и то, что их выведение возможно исключительно посредством феноменологической редукции. В социальном бытии права ценности эйдетического ряда всегда получают конкретную социокультурную интерпретацию. Вопрос об удовлетворении сакральных потребностей жителей страны – это то, что должна обеспечивать публичная власть на любом уровне. Во всяком случае, об этом надо размышлять, наполнять теоретическими исследованиями существующие пробелы, переходить на уровень нормативного регулирования. Если рассуждать в форматах теоретических парадигм, то и само право имеет уровень сакральный, в котором оно воспринимается как область высшего правопонимания, правосознания, правочувствования. Для профанного права в этой модели также существует место, в котором оно раскрывается через правоприменение. Отказ от сакральных ценностей превращает человека в существо, которое научилось ходить прямо и силой оружия удовлетворять свои потребности, зачастую отнимая у себе подобных, но в силу обстоятельств более слабых существ то, что видится нужным. Но определение рейтинга «нужного» все равно приведет к созданию системы ценностей, правда, уже не сакральных, а профанных. Затем начнется процесс сакрализации профанного. В целом, сакральное и профанное как элементы одной системы позволяют анализировать право в разных его ипостасях. При этом важно отметить, что в любом объекте может проявляться и сакральное, и профанное. Степень разработанности темы. Данная тема является недостаточно изученной. В настоящее время разработкой различных аспектов темы занимаются такие ученые и исследователи, как Апрелева В.А., Виноградова Е.В., Зверева П.К. и другие. Объектом исследования является сакральность в праве. Предметом исследования является взаимодействие светского и сакрального начал в процессе формирования и развития права. Целью курсовой работы является выявление сущности и специфики сакральности в праве. Задачи курсовой работы:  рассмотреть сущность и значение сакральных ценностей;  изучить сакральные аспекты закона в контексте традиции права;  проанализировать российский конституционализм сквозь призму системы «сакральное/профанное»;  рассмотреть сакральность в праве на примере института выборов главы государства. Методы исследования: обобщение, классификация, анализ, синтез. Структура исследования: содержание, введение, основная часть, заключение и список литературы.
Читать дальше
1.1. Сущность и значение сакральных ценностей. Сакральность – это важнейший компонент, который придает понятию закона, а также идее закона глубокий смысл. Хотелось бы отметить, что определенный отсвет сакральности лежит всегда на связи какого-либо конкретного отношения, действия, судьбы с целостностью, выступающей как мироздание, Космос, социум, человеческая жизнь. Можно сказать, что теория сакрального появилась преимущественно именно в сравнительно-антропологической школе исследователей культуры. В соответствии с данной школой, ядром религии являются не догматы и мифы, а именно культовый ритуал, таинство, священнодействие. На культ непосредственно наслаивается все, присущее религии. Обращая взгляд к священному, М. Элиаде его определяет как то, «что противопоставлено мирскому»: человек узнает о священном, так как «оно проявляется, обнаруживается как нечто совершенно отличное от мирского». Для объяснения того, каким образом проявляется священное, Элиаде предлагает такой термин, как «иерофания», который выражает только то, что заключено непосредственно в нем этимологически, т.е. «нечто священное, предстающее перед нами» . Между элементарной иерофанией, к примеру, проявлением священного в объекте, дереве или камне, и иерофанией высшего порядка, какой для христианина является воплощение Бога в Иисусе Христе, есть, как считает М. Элиаде, связь преемственности. Космос предстает как иерофания, священное насыщено бытием, и священное могущество одновременно означает незыблемость, реальность, эффективность. Таким образом, «религиозный человек всей душой стремится существовать, глубоко погрузиться, участвовать в реальности, вобрать в себя могущество». В данной ситуации обнаруживаются различные основания для проведения сравнения религиозных фактов, мифов, символов, сакрального смысла обрядов, которые принадлежат разным культурам: они все происходят от одного опыта постижения Мира –экзистенциального личного опыта homo religious. Ощущая свою тесную связь с Миром, человек себя определяет как часть вселенского бытия, его важнейший элемент, наделяет себя его различными признаками.
Читать дальше
2.1. Российский конституционализм сквозь призму системы «сакральное/профанное». Теоретическое осмысление основ формирования современной модели российского конституционализма актуализировано принятием в 2020 г. конституционных поправок. Они, отражая реалии социальной жизни, обозначили новый импульс для дискуссий, позволяющих переосмыслить правовую природу элементов системы отечественной конституционной модели. Появление институтов, ранее не существовавших в российском конституционно-правовом пространстве, также предполагает необходимость научных исследований в этом направлении. Среди этих (новых) институтов – публичная власть, ранее не легитимированная в отечественном праве. Здесь много вопросов, которые нуждаются в доктринальном обосновании. Появившаяся конституционная ценность -российская идентичность уже породила дискурс в правовой науке. Кроме того, интересна с теоретической точки зрения проблема включения в законотворческий процесс института предварительного конституционного нормоконтроля. Можно напомнить, что Конституционный Суд РФ в течение почти тридцати лет воздерживался от таких полномочий, приводя в качестве аргумента одно из классических латинских изречений – «nemo debet esse judex in propria causa sua», предопределяющих, что никто не должен быть судьей в своем собственном деле. Эти и многие другие новеллы, появившиеся в Конституции, обусловливают необходимость новых исследований основ отечественного конституционализма. Благодаря конституционными поправками 2020 года в отечественном правовом пространстве возник новый институт – конституционной идентичности. Дискурс в рамках доктринальных исследований понятия, содержания, системных связей этого нового для российского конституционного пространства института уже возник в формате статей и монографий.
Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы: Сакральное в широком смысле – это все, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. В свою очередь, теория сакрального происхождения права – учение, объясняющее генезис права религиозным фактором. Широко была распространена в конце XIX в. (Г. Мейн, А. Пост и др.), но не была поддержана антропологами, историками и юристами. К религии относят собственно религию (религиозную мифологию) и магию. У многих народов религиозные нормы выступали и выступают источниками права. Поскольку все виды нормативных требований в древности принимали форму обычая, табу как магическая норма (сакральное предписание) принимало форму обычной нормы. Через обычай табу и иные древние нормативные требования становились социальными нормами. В то же время исследователи указывают в целом на нерелигиозный характер права. Что касается ритуалов и ордалий, условных проклятий и процессуального формализма, то это лишь небольшая часть права первобытных народов. Это подтвердили изученные древние памятники права, литературные источники. Так, судя по анализу «Илиады» и «Одиссеи», правовые понятия гомеровской эпохи, были лишены сакрального смысла. Данные истории и этнографии доказывают, что синтезу права и религии в древности помешали процессы государствообразования, формирования первичных политических структур (предгосударств), а позднее – появление писаных источников права в виде закона. Создатели же закона, прежде всего, руководствуются соображениями целесообразности и логики, хотя и испытывают на себе влияние морали и религии.
Читать дальше
1. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – ст. 1447. 2. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // СУ РСФСР. – 1918. – № 51. – ст. 582. 3. Апрелева В.А. Сакральные аспекты закона в контексте традиции права // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. №1 (11). С. 1-12. 4. Вилков А.А. Сакральные основания власти в политической жизни России. – Саратов: Наука, 2020. – 200 с. 5. Виноградова Е.В. Российский конституционализм. Возвращение к сакральности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2023. – №1 (59). – С. 47-73. 6. Виноградова Е.В. Формирование публичной власти в проекции амбивалентности сакрального // Правовая политика и правовая жизнь. – 2023. – №3. – С. 147-154. 7. Виноградова Е.В. Конституционные проекты ХХ века. Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии // Государство и право. – 2023. – № 3. – С. 10-15. 8. Виноградова Е.В. Новые идеи отечественного конституционализма. Право как элемент системы сакральных и профанных ценностей // Государство и право. – 2023. – №5. – С.24-31. 9. Виноградова Е.В. Сакральность в аспекте суверенности выборов главы государства // Образование и право. – 2023. – №7. – С. 85-93. 10. Давидов Д.С. Значение сакрального в различных типах правосознания // История государства и права. – 2020. – № 10. – С. 64-67. 11. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. – М.: Наука, 1986. – 234 с. 12. Зверева П.К. Сакральные аспекты закона // Манускрипт. – 2017. – №12-5 (86). – С. 96-102. 13. Зорькин В.Д. Россия и Конституция XXI веке. – М.: Норма, 2019. – 399 с. 14. Исаев И.А. Власть и закон в контексте иррационального. – М.: Юрист, 2019. – 478 с. 15. Исаев И.А. Politica hermetica: скрытые аспекты власти. – М.: Юрист, 2021. – 413 с. 16. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. – М.: ОГИ, 2003. – 296 с. 17. Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: НОРМА, 1999. – 310 с. 18. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М.: Норма, 2019. – 290 с. 19. Элиаде М. Священное и мирское. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 144 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Разработка мероприятий по повышению качества сборки агрегатов летательных аппаратов, на основе cals-технологий
Количество страниц:
35
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Управление качеством
курсовая работа
Изучение влияния традиционных игр на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Психология
курсовая работа
Понятие, сущность и принципы гражданства России
Количество страниц:
28
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image