Культурология является одной из базовых обще-гуманитарных дисциплин, изучение которой необходимо для формирования мировоззрения, высокого уровня общей культуры и морально-нравственных качеств личности.
Предмет культурологи – изучение культуры как особой сферы бытия, имеющей сложную структуру, развивающейся в соответствии с объективными законами и выполняющей важнейшие функции в обществе.
Культурология сформирована на основных этапах истории культурологической мысли, понимание главных вопросов современной культурологии, исторические закономерности, достижения, проблемы, своеобразии мировой культуры.
Культурология имеет тот же объект изучения, что и все остальные гуманитарные науки – это человек, общество, народы, государства, человечество в целом.
Предмет культурологи – культура как способ жизни человека, общества, народов, государств и человечества в целом.
Культурология возникла из ряда наук, с которыми сохраняет связь и дополняет своими особыми открытиями:
Философия – открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении;
Социология – выявляет закономерности ее функционирования в обществе;
Психология – предоставляет возможность глубже понять механизм восприятия человеком ценностей культуры, становления его духовного мира;
Этнография – способствует пониманию национально-этнической уникальности культур народов мира;
Искусствознание - раскрывает особенности художественной культуры;
История – позволяет рассмотреть развитие культуры в прошлом.
Читать дальше
В исторические эпохи всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная, огромное значение приобрели массовая и элитарная культуры.
Масса – это специфическая общность людей, которой свойственны усредненность духовных потребностей и управляемость, то есть человек массы легко внушаем, легко принимает на веру.
Массовая культура – совокупность явлений культуры ХХ-ХХI века, а также некоторые особенности производства культурных ценностей в современную эпоху.
Массовой культурой - это вид культурной продукции производится в больших объемах, и массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Она демократична, без различия классов, наций, уровня бедности и богатства в повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая СМИ и коммуникации.
Массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX—XX века. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая со временем стала расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название средний класс основополагающий в западной культуре и философии.
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритического восприятия этой культуры у человека.
Читать дальше
В массовой культуре используют жанры искусства, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс, в рамках этих жанров создаются упрощенные версии жизни, которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. Этому служат такие ритуальные формулы массовой культуры, как добродетель всегда вознаграждается, любовь и вера в себя, в Бога всегда побеждает все.
XXI века вошел в историю человечества, как век страха, в реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве фильмы ужасов, основными сюжетами являются катастрофы, чудовища, монстры, дьяволы, духи, инопланетяне.
В последнее время в качестве повода для изображения катастрофы на телеэкранах все чаще стали использовать трагические события политической жизни — акты жестокого терроризма и похищения людей, как результат, психики человека, натренированная фильмами-катастрофами, постепенно становится нечувствительной к происходящему в реальной жизни.
Сегодня отношение у людей к насилию в художественной культуре разное, некоторые считают, что ничего страшного тема насилия в реальную жизнь не вносит. Другие считают, что изображение насилия в художественной культуре способствует увеличению насилия в реальной жизни.
Прямая связь между произведениями, в которых пропагандируется насилие, с ростом преступности, было бы упрощено, впечатления от восприятия художественного произведения составляют лишь небольшую долю от общей суммы воздействий, оказываемых на человека условиями его реальной жизни. Художественная культура всегда оказывала огромное влияние на человека, вызывая определенные чувства.
Читать дальше
В заключении можно сказать, что массовая культура – это культура народов, классов, общества была во все времена разной и интересна с исторической точки зрения. Культурой понимается в человеческом бытии, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами человеческого сообщества, идеи, образы, нормы поведения и рассказы о жизни являются частью культуры.
Культура постоянно изменяется и развивается, на нее оказывают давление природы и человека, и они взаимосвязаны, человек выдвигает новые варианты своего природного оформления. Культура дает возможность дополнить природный материал человеческими смыслами и с историческими обстоятельства.
Массовая культура обладает специфическими механизмами своего существования во времени, то есть своего порождения, оформления в знаковой системе, трансляции, интерпретации, коммуникации, конкуренции, самосозреванения, формирования устойчивых типов и их возрождения в этнокультурной среде. Сферы массовой культурной жизни является религия, искусство, мораль, наука, философия, право.
Сегодня фактом жизни становится равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо не просто декларировать ценности культуры, но и обучать культуре.
Читать дальше
1. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И. Культурология. М.: Изд.центр ЕАОИ, 2008.-240с.
2. Бессарабова Н.В. Культурология. М.:МГИ им.Е.Р. Дашковой, 2010.-228с.
3. Головашин В.А. Культурология. Тамбов: Изд-во Тамб. 2008.-204с.
4. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология. М.: ИД»Форум»: Инфра-М, 2010-480с.
5. Дедюлина М.А., Папченко Е.В., Поликарпова Е.В., Синявская И.А. Культурология. Таганрог: изд-во ТТИ ЮФУ, 2009-100с.
6. Еникеева Д.М. Культурология. Конспект леций. М. 2008.-160с.
7. Пархоменко И.Т. Культурология. Вопросы и ответы. 2-е изд., Ростов-на-Дону: Учитель, 2008.-329с.
Читать дальше