Эрнест Ричард Харли прибыл в Калькутту в 1905 году. Ему предстояло занять пост биржевого маклера конторы «Пиготт Чепмен и Компания» – для девятнадцатилетнего молодого человека – место завидное, престижное и желанное. Спустя шесть лет, в 1911 году, он возвратился на родину, в Йорк-шир, чтобы повидаться с родственниками, где встретил Гертруду Робинсон Якжи. Поженившись, спустя некоторое время молодожены подгоняли друг друга, опаздывая на теплоход в Индию. Пустив корни близ небольшого городка Дарджлинг в окрестностях Калькутты, семья впервые задумалась о детях.
Мать актрисы, Гертруда Робертсон-Ягджи, была красавицей-полукровкой с примесью то ли индийской, то ли армянской крови, что тщательным образом скрывала, но когда британский бизнесмен Эрнст Ричард Хартли, влюбившись в экзотическую красавицу, женился на ней, ему отказали в лучших домах Калькутты. Но любовь мужчины к своей жене была сильнее всех обстоятельств и вскоре новость о том, что у них родится ребенок, очень его обрадовала, и он с нетерпением ждал появления ребенка на свет.
Беременность Гертруды Хартли протекала завидно хорошо, и под вечер 5 ноября 1913 года прибывший английский врач помог матери удачно разрешиться. Малышка Вивиан Мэри Хартли родилась в гималайской горной деревушке, подальше от частых вспышек различных эпидемий.
Исключительно здорового и хорошенького ребенка назвали Вивьен Мэри. Девочка росла в любви и ласке, не ведая в раннем детстве о лишениях и болезнях. Таинственная Индия была хорошей почвой для того, чтобы семена эстетики, артистизма и обаяния прорастали и давали плоды. Британскую родину Вивиан впервые увидела в шесть лет, когда после Первой мировой войны властная мать начала «лепить» из нее леди.
11 октября 1918 года Англия торжественно отмечала окончание войны. Однако горечь утраты перечеркнула радость победы, а послевоенный кризис 1920–1921 гг., вызвавший в 1926 г. всеобщую стачку, усилил ощущение хаоса. Состояние души англичанина тех лет выразила лучшая книга о «потерянном поколении» – роман Р. Олдингтона «Смерть героя».
Стремление к обновлению форм вызвало в начале века новые поэтические группировки:
• георгианцев, начиная с 1921 года;
• имажистов.
Георгианцы ведут своё название от «Георгик» Вергилия; по другой версии – от имени короля Георга V, взошедшего на престол ко времени становления творчества поэтов-георгианцев. Среди них было более 40 поэтов, в том числе Уолтер де ла Маар и Д. Мейсфилд.
Имажисты (от фр. image – образ) издали свои 4 серии антологий с 1914 по 1917 г.; их объединяло предчувствие катастрофы, принимавшей всё более абстрактные формы, изображение человека как жертвы века техники и враждебной цивилизации, требование «точного изображения» и «чистой» образности. К имажистам относились Р. Олдингтон и Т. Хьюм.
Широкую популярность получают и «окопные поэты» – фронтовики. Их патриотизм не был официозным и казённым: будучи патриотами, они смогли при этом освободиться от идеализации войны, в их стихах лиризм соседствует с солдатской правдой жизни. Многие из них отдали жизнь за отечество: Р. Брук (1887–1915), автор военных сонетов, Ч. Сорли (1895–1915). К «окопным поэтам» относится и Р. Олдингтон, пришедший из имажизма, и Уилфред Оуэн (1893–1918), убитый за неделю до перемирия, один из самых значительных военных поэтов в Англии.
Плодотворно проявили себя в английской литературе и киноиндустрии и модернистские тенденции: психологическая школа, с которой связано имя Вирджинии Вулф, и школа «потока сознания», которую увековечило имя Джойса. Среди первых экспериментальных романов «потока сознания» – цикл «Паломничество» (1915–1936) писательницы Доротеи Ричардсон (1873–1957), состоящий из 12-ти книг, носящих автобиографический характер. Нетрудно убедиться, что понятие «английская литература» многонационально. Её создавали и знаменитый ирландец Джордж Бернард Шоу, и шотландцы Арчибольд Кронин, и Грессик Гиббон.
Гертруда Хартли старалась привить дочери любовь к литературе и знакомила ее с произведениями Льюиса Кэрролла, Ганса Христиана Андерсена, Редьярда Киплинга и с произведениями греческой мифологии. Будучи набожной католичкой, мать девочки отдала ее в возрасте семи лет в школу при монастыре Святого Сердца в Рохемптоне неподалеку от Лондона. Вивьен была самой маленькой ученицей, но быстро находила общий язык со своим окружением.
Царивший там аскетизм очень не нравился юной леди, но именно благодаря ему у Вивиан выработалась твердая воля и стремление двигаться к поставленной цели. В монастыре лучшей подругой Вивиан, уже успевшей к тому времени осознать свой талант и принявшей твердое решение стать великой актрисой, стала будущая актриса Морин О Салливан, с которой Вивиан нередко делилась самым сокровенным.