Известно, что важным элементом в развитии активности ребенка, является наличие у него интереса и мотивации, который вызывается педагогом при помощи верной организации детского коллектива.
Некоторые специалисты считают, что на интерес невозможно оказать никакого воздействия. Другие же, напротив, считают, что этот процесс возможен, для этого необходимо создать определенные условия, благоприятствующие развитию интереса.
В связи с этим, основной целью работы является исследование возможностей развития детского коллектива. Следовательно, в связи с обозначенной целью поставлены следующие задачи:
- провести анализ проблемы с психолого-педагогической точки зрения и выявить возможные следствия
- раскрыть понятийный аппарат исследования (термины)
- раскрыть методологические подходы проблемы исследования
Основные выводы планируется сделать в заключении. Для ответа на поставленные вопросы использовались труды Л.И. Уманского «Стадии развития коллектива» и А.Н. Лутошкина «Как вести за собой».
Читать дальше
Благодаря развитому детскому коллективу ребенок получает возможность утвердить собственную личность. Рассматривая понятийный аппарат, отметим важнейшие термины, которые имеют отношение к анализу описанной выше проблемы. Так, Л. И. Луманский говорит об уровнях развития группы, рассматривая их в виде определенной классификации.
1. Конгломерат
2. Номинальная группа
3. Ассоциация
4. Кооператив
5. Автономия
6. Коллектив
Необходимо заметить, что развитие группы начинается с самого элементарного – конгломерата и завершается наиболее сложным – коллективом , минуя промежуточные стадии.
Причем конгломерат представляет собой группу совершенно незнакомых людей, оказавшихся в один момент в одном месте. Цели членов группы различны, а сама группа не обладает никакой структурой. Такая группа неустойчива и быстро деформируется, как только каждый из ее членов достиг своей цели.
Коллектив, будучи высшей стадией развития группы, представляет собой группу единомышленников с общими целями, занимающуюся совместной деятельностью. Луманский утверждает, что не каждая группа может достичь такого уровня развития, тем более детская, поэтому ей необходимо помочь.
Еще одним важным термином является процесс организации – своеобразная систематизация членов группы. Об этом упоминается в работе А. Н. Лутошкина. Данный термин он использует в качестве синонима выражения «привести в систему» - организовать группу, создав определенный порядок, результатом чего и является система со своей структурой.
Читать дальше
Рассуждая о методологии решения поставленной проблемы, обратимся так же к работам А. Н. Лутошкина и Л. И. Луманского.
Согласно их трудам, педагог должен использовать собственные знания и умения. При этом большое значение имеет знание детей как специфической категории – их возраста, ценностей и т.д. Так, например, А. Н. Лутошкин, в жизни которого организационный элемент имел чрезвычайно большое значение, говорит о любви подростков к подражанию, следовательно, при развитии детского коллектива можно использовать именно это знание. Можно выбрать реальных героев, поставив их в пример, а затем подключить фантазию подростков. Это связано с тем, что использование и развитие детского коллектива, его потенциала всегда связано с фантазией детей.
Зная стремление ребенка к занятию важного положения в группе, можно подыграть ему, дав возможность реализовать его потенциал при достижении его собственной цели. Дети, нередко, как и взрослые, в таких случаях могут применять силу и грубость. В связи с этим, задачей педагога является недопущение применения этих приемов, а так же стремление показать, что высот можно достичь и иными методами.
Автор приводит и иные методы, которыми можно воспользоваться при работе с детьми и развитии их потенциала. На наш взгляд именно верный выбор метода в конкретной ситуации и является «ключом», о котором автор говорил в своей статье. Чем опытнее и образованнее педагог, тем легче ему подобрать ключ к развитию ребенка и его способностей.
В данной части были рассмотрены основные методы, используемые педагогом при работе с детским коллективом. В качестве основного вывода можно отметить необходимость создания коллектива посредством преобразования конгломерата, преодолевая все стадии его развития. Затем, педагогу важно найти верный подход к той или иной группе детей, используя знания о ее характеристиках – возраст, интересы, психология и т.д. При этом, важно не только знать характеристики всего коллектива, но и индивидуальные особенности каждого его члена, что позволит каждому ребенку достичь не только общую цель, но и использовать при этом именно его собственный потенциал.
Читать дальше
В настоящей работе была дана характеристика проблемы развития детского коллектива. На основании этого были рассмотрены основные категории и сопутствующие проблемы.
Так, в первой части были рассмотрены ключевые категории, имеющие отношение к данной проблематике и выявлена проблема, сутью которой является умение педагога предпринять верные шаги по формированию и развитию детского коллектива, используя при этом, собственные знания и умения, приобретенные на основании опыта.
Далее была дана характеристика основных методов, используемых педагогом при развитии детского коллектива. В качестве основного вывода можно отметить необходимость создания коллектива посредством преобразования конгломерата, преодолевая все стадии его развития. Затем, педагогу важно найти верный подход к той или иной группе детей, используя знания о ее характеристиках – возраст, интересы, психология и т.д. При этом, важно не только знать характеристики всего коллектива, но и индивидуальные особенности каждого его члена, что позволит каждому ребенку достичь не только общую цель, но и использовать при этом именно его собственный потенциал.
Читать дальше
1. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. М., 1986
2. Луманский Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. / Избранные труды — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.- 208 с.
Читать дальше