Методы принятия управленческих решений – это конкретные способы, с помощью который может быть решена проблема.
В современной науке существует несколько видов классификаций методов государственного управления, в рамках которых мы попробуем проанализировать деятельность Екатерины II Великой.
Годы правления Екатерины II (1762-1796) хронологически относятся к эпохе Просвещения, которая «породила» особый политический режим – «просвещенная монархия», требующий и изменений от качеств монарха. Необходимо отменить некоторые личностные особенности императрицы. Как отмечают историки, Екатерина не имела практического опыта управления государством, однако много читала различной литературы, а основной составляющей ее образования стали беседы с крупнейшими государственными мужами елизаветинского правления и с иностранными дипломатами, аккредитованными при русском дворе. В результате в записках государыни мы находим следующие размышления о деятельности управленца: «Если государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает последствия этого. Нужно четко себя спрашивать, справедливо ли это назначение? Полезно ли?
1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставлять его соблюдать законы.
3. Нужно учредить в государстве хорошую полицию.
4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающем уважение соседям.
Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга своего перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом, и нужно ему преподать некоторые искусства, без которых он почти не может обойтись в повседневной жизни». Для достижения этих целей Екатерина II использовала следующие методы управления:
1. Интуитивно-волевые (логические). Управленец использует свои знания, опыт, интуицию, психологические и организаторские способности. Решения оформляются в виде письменного или устного распоряжения.
Период кризиса Российской империи, начавшийся 1768 году, показал все интеллектуальные и волевые достоинства Екатерины II. Она мобилизовала весь потенциал страны для решения внешних и внутренних проблем государства (Польский вопрос, война с Турцией, Пугачевское восстание).
2. Директивность (приказной характер).
Императрица охотно принимала участие в законотворчестве лично. Например, в 1775 вышел в свет закон «Учреждение для управления губерний», написанный собственноручно Екатериной, приписывающей себе единолично и авторство документа.
Читать дальше
1. Быстренко В.И., История государственного управления и самоуправления в России
2. Екатерина II. Записки. СПб., 1907. С.647.
3. Ключевский В.О., Курс русской истории.
4. Орлов А.И., Менеджмент: учебник, 1999
Интернет-ресурсы:
http://www.hrono.ru/statii/2005/ekater2prog.html
http://ru.wikipedia.org/wiki
Читать дальше