Основная терминология предмета «Патрология I–XIV веков»
Патрология - это богословская дисциплина, цель которой изучение истории христианской богословской письменности, имеющей свою вершину и средоточие в трудах Отцов Церкви .
И. Герхард - протестантский ученый впервые употребил этот термин в 1653 году в сочинении «Патрология, или произведение о жизни и трудах учителей древнехристианской Церкви» и как понятно уже из самого названия этого труда, здесь наметились характернейшие черты зарождавшейся науки, которая одновременно являлась как наука церковно-историческая, так и наука богословская .
Патрология изучает жизнь, творения и богословие отцов и учителей Церкви, что , само по себе уже должно предполагать понимание культурно-исторического и церковно-исторического контекста, которое в значительной степени определило житие и миросозерцание того или иного святого отца или церковного писателя. Следовательно, между патрологией и с рядом исторических и богословских дисциплин, в особенности с историей Церкви существует неразрывная связь.
Учителя церкви или по-другому - отцы церкви ( по ассоциации ранних христиан понятия «отец» как учитель).
На Западе этот термин получил весьма широкое распространение, но удостоены этого почетного титула лишь Григорий Великий, Блаженный Августин, Амвросий Медиоланский , Блаженный Иероним, а также и восточные отцы: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Стоит заметить, что Православная Церковь употребляет термин «учитель церкви» также и к выдающимся церковным писателям, не удостоенным Церковью титула «отца Церкви», но, тем не менее, обладающими исключительной образованностью, известными своей добродетельной жизнью, особым богословским вкладом в жизнь Церкви и имеющим уважение Церкви, хотя к лику святых они и не причислены .Среди этих замечательных личностей - Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, Евсевий Кесарийский, блаженный Иероним и блаженный Августин.
Церковные писатели – это понятие, введенное Евсевием Кесарийским еще в IV веке, обозначает всех прочих авторов, которые по некоторым причинам (например, не прославлены в лике святых, либо окончили жизнь вне границ Церкви и пр.) не входят в категорию отцов Церкви, но все-же имеют определенное отношение к ней .
2. Особенности феномена иудео-христианства в эпоху древней патристики.
На рубеже I и II вв. из среды евреев-христиан выделяются неортодоксальные течения и секты, получившие название иудео-христиане и обладающие достаточно широким диапазоном взглядов: одни придерживались мнения о том, что Иисус Христос является только Пророком, и на которого сошел Дух Божий, другие же были убеждены в мессианство Иисуса Христоса и рождения его от Девы. При этом они сумели сохранить древнееврейский язык как священный, придерживались ветхозаветных обычаев, считая, что лишь народу Израиля суждено царство Мессии. Необходимо заметить, что иудео-христиане имели собственное Евангелие, называвшиеся нередко Евангелием евреев, но которое не было тождественно каноническим Евангелиям, а возможно являлось некой переработкой одного из текстов досиноптической традиции.
Иудео-христианство включало три группировки:
1) назоре , наиболее близко стоявшие к Церкви;
2) евиониты, или эбиониты (так называемые бедняки);
3) елкасаиты, соединившие идеи Иудео-христианства с элементами гностицизма.
Хотелось бы обратить внимание на то, что именно благодаря влиянию иудео-христиан , христианский мир пользовался еврейским календарем вплоть до Никейского собора в 325 году.
Евсевий называл этих людей «обольщенными, но не оторванными от Господа», но Епифаний, во времена которого в пограничных с Палестиной странах еще существовали синагоги эбионитов и разрозненные остатки элксаитов, уже окончательно вносит их в список еретиков.