К.Д. Ушинский – великий русский ученый девятнадцатого века, который оставил после себя труды, актуальные и по сей день.
К.Д. Ушинский был выпускником юридического факультета Московского университета, где изучал экономические науки.
Он был одновременно и юристом, и экономистом, и педагогом. Это позволило К.Д. Ушинскому доказать тесную взаимосвязь наук «хозяйственных» (так тогда называли экономические дисциплины) с общественно-политическими.
В 1848 году он выступил с речью «О камеральном образовании», в которой говорилось следующее.
«Рассматривание общественной организации необходимо входит в хозяйственную науку, потому что законы хозяйства с необыкновенною силою проявляются в организации обществ...»
Ушинский утверждал необходимость объединения общественных и экономических наук, однако с оговоркой, что рассматривать в экономической науке нужно именно те общественные вопросы, для решения которых необходимы хозяйственные законы.
К.Д. Ушинский высказал весьма актуальную и на сегодняшний день мысль. Она заключается в том, что правительство, выбирая меры для поощрения и развития экономической деятельности, должно непременно использовать «науку хозяйства». Даже в случае совершенно свободного процесса развития промышленности, «то и в таком случае наука хозяйства является неизбежной для правительства».
Ушинский говорил о взаимной связи деятельности правительства и благосостояния населения. «…всякое правительственное движение, какое оно ни было, глубоко отзывается в народной жизни, и особенно в самой чувствительной ее стороне, самой животрепещущей - в хозяйстве народа» .
Ученый призывал руководителей государства следовать экономической науке, «науке хозяйства». Он обращал особое внимание на то, что принимаемые законы «неотразимо» влияют на экономику, поэтому они должны соответствовать науке хозяйства.
Рекомендации, высказанные Ушинским для педагогов, не потеряли своей актуальности и сегодня. Ученый считал, что для успешного образовательного процесса необходимо научное обоснование его. К.Д. Ушинский утверждал, что педагог, вооруженный теоретическими познаниями, через некоторое время будет несравненно успешнее других педагогов, которые действуют бессистемно и наудачу. Образованный педагог, помимо всего прочего, будет видеть связь своей деятельности с деятельностью всей страны, с интересами конкретных людей и человечества в целом.
Наиболее сильным влиянием на формирование личности, по Ушинскому, является воздействие труда, его внутренней духовной, животворящей сила, «которую нельзя ни наследовать, ни купить, ее можно только воспитать» .
По мнению Ушинского, труд – это не просто средство воспитания. Труд и есть само воспитание. Тот, кто желает ребенку счастья в жизни, должен готовить его не для счастья, а для труда. Если у человека развита потребность в труде и любовь к нему, он будет счастлив.
Как считал Ушинский, именно в формировании умения трудиться и любви к труду – подлинная цель воспитания.
Для того, чтобы достичь этой цели, необходимо обладать соответствующим умственным развитием, нравственным и физическим здоровьем.
Для ребенка труд – это прежде всего учеба. Ушинский научно обосновал обучение и связал образовательный процесс с психофизическим развитием человека. Образовательный процесс, по мнению Ушинского, это волевой процесс - ведь он основан на воле и развивает волю. Из этого вытекает необходимость обучения детей не только тому, что им интересно, но и неувлекательным, но важным вещам. Ребенок должен уметь делать не только то, что ему интересно или приятно, но и то, что трудно и скучно.
Труд исходит от личности на окружающий мир - и возвращается обратно к личности. Это обратное воздействие выражается не только в удовлетворении человеческих потребностей и расширением их круга, но и в собственной, внутренней силе труда. Человеческое достояние состоит из материальных плодов труда, а человеческое достоинство, нравственность и счастье формируются благодаря внутренней, духовной, животворной силе труда. Этого животворного влияния можно достичь только личным трудом, тому, кто трудится. Материальными плодами трудов можно завладеть силой или обманом, но не внутренней, духовной, животворящей силой труда: это неотъемлемое достояние того, кто трудится.
Труд является свободной и соответствующей христианской нравственности деяельностью людей, которая производится людьми исходя из необходимости достичь ту или другую истинно-человеческую цель в жизни.