Хорошая речь – одно из условий полноценного развития детей. Правильная, развитая речь помогает высказывать свои мысли, формулировать предложения, осуществлять коммуникацию.
Звукопроизношение – одна из сторон речи, лежащая в ее основе. Для того, чтобы сформировать у детей правильное произношение, понадобиться немало времени. Ребенок должен научиться управлять речевым аппаратом, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать как свою собственную речь, так и речь окружающих его людей. Если у дошкольника имеются дефекты в звукопроизношении, то при правильно организованной работе возможно их устранить, и научить его самого контролировать процесс коммуникации.
Следует отметить, что период интенсивного становления речи приходится именно на дошкольное детство. У детей в возрасте от 5-6 лет недостатки речи не имеют физиологического оправдания. Следствием неправильного звукопроизношения является, в большей степени, привычка.
Поступая в школу, у детей с речевыми нарушениями может быть серьезно снижена успеваемость, потому что, как правило, у них нарушен фонематический слух, от чего страдает правильность написания слов, предложений. Дети, имеющие речевые нарушения, могут стесняться, замыкаться в себе, у них появляется неуверенность в собственных силах.
Поэтому важно уделить внимание постановке звукопроизношения именно в дошкольном возрасте.
Читать дальше
1.1 Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладением правильным произношением звуков в дошкольном возрасте
Рассматривая предпосылки овладения ребенком пяти лет правильным звукопроизношением, следует остановиться на анатомо-физиологических и психологических предпосылках развития речи.
Благодаря мускульной работе различных частей речевого аппарата, на свет появляются звуки, в образовании которых участвуют отделы речевого аппарата. Всего их насчитывается три:
- дыхательный или энергетический, представленный легкими, бронхами, диафрагмой, трахеей, гортанью;
- голосообразующий или генераторный, в которых входя гортань с голосовыми связками и мышцами;
- звукообразующий или резонаторный – непосредственно полость носа и рта.
За координацию и взаимосвязь этих отделов отвечает центральная нервная система, под влиянием которой и происходят действия по периферии.
Речевой аппарат принимает участие в образовании звуков, источником которых служит струя воздуха. Поскольку она должна пройти через голосовые связки, в зависимости от того, находятся они в напряжении или расслаблены, образуется или нет непосредственно сам голос.
Читать дальше
2.1. Изучение особенностей фонетической стороны речи у детей
Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных возрастных этапах, поскольку обусловлены особенностями фонетической стороны речи детей.
Говоря о детях в возрасте 5-ти лет, следует отметить, что в развитии звуковой стороны речи у них наблюдается некая противоречивость, которая выражается в том, что ребенок, с одной стороны, обладает особой восприимчивостью и чувствительностью к звукам речи, его фонематический слух достаточно развит. Но в то же время его артикуляционный аппарат недостаточно сформирован, дошкольник проявляет полное безразличие к артикуляции.
При логопедическом обследовании 10 детей в возрасте 5-6 лет, были получены результаты, представленные в таблице 1. Следует сказать, что дети с тяжелыми нарушениями в развитии речи отсутствовали в данной группе, поскольку они были выявлены ранее и по решению психолого-медико-педагогического консилиума направлены в соответствующие учреждения.
Таблица 1. Результаты речевого обследования детей 5-ти лет.
Из таблицы следует, что у большинства детей нарушено звукопроизношение сонорных р, р’, л, л’, свистящих и шипящих. Следует отметить, что данная проблема возникает у многих детей, несмотря на то, что для ее решения в данном возрасте имеются большие возможности.
Читать дальше
Формирование речи происходит благодаря слаженной деятельности анатомо-физиологического аппарата, который состоит из периферических и центрального органов. Они находятся в тесной взаимосвязи, их взаимодействие осуществляется посредством коры головного мозга.
Говоря о процессе произношения звуков, следует отметить, что в его основе лежат деятельность речедвигательного аппарата и речевое дыхание. К началу третьего года жизни малыш при понимании речи использует фонематическое восприятие всех звуков родного языка. Существует определенная взаимосвязь в деятельности речедвигательного и слухового анализаторов.
Ребенок-дошкольник любит подражать взрослым, своим сверстникам. Именно эта способность является одной из предпосылок формирования речи, поскольку фонематической ее стороной он овладевает именно в процессе подражания.
Дошкольный возраст, по мнению многих специалистов, является сензитивным периодом для становления речи ребенка, овладения им правильным звукопроизношением.
Дети с развитой речью легко находят общий язык как со своими ровесниками, так и со взрослыми, они более уверены в себе, поскольку способны ясно и четко выразить свои мысли и донести их до окружающих.
У детей с различными речевыми нарушениями процесс коммуникации, как правило, затруднен, зачастую у них имеется задержка психического развития.
В начале школьного обучения возникают и другие сложности у детей, имеющих дефекты в речи и звукопроизношении. Особенно их можно проследить, когда младший школьник начинает овладевать навыками письма и грамоты – слова написаны с большим количеством ошибок.
Формирование правильного звукопроизношения – трудоемкий и продолжительный во времени процесс. Для того, чтобы помочь ребенку в этом нелегком деле, учителя-логопеды и воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях используют различные формы и методы работы, основанные на игровой деятельности. Это и артикуляционная и дыхательная гимнастики, и игры для развития моторики руки, чистоговорки, скороговорки.
В доступной для детей игровой форме, подобные занятия способны сделать речь ребенка более выразительной, сформировать фонематический слух и исправить дефекты звукопроизношения. Задача родителей – продолжать начатую работу, следить за правильность произношения, выполнять указания специалистов.
Читать дальше
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Алабужева СВ. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. – Ижевск: Изд. Дом «Удмурт, ун-т», 2003. – 445 с.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей – М., Просвещение, 2004. – 255 с.
4. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка/А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2003.-201 с.
5. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 128 с.
6. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание/М.Г. Генинг, Н.А. Герман. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001.-134 с.
7. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
8. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г. А, Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева, М.: Высшая школа 2008.-214 с.
9. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
10. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов/М.Е. Хватцев. – М.: ВЛАДОС, 2008.-95 с.
11. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
Читать дальше