В первобытном обществе, благодаря близости человека к природе и протеканию коллективной трудовой деятельности непосредственно в природной среде, воспитание человека в большей степени, чем в иных общественных формациях, имело экологическое содержание: человеку прививались представления о единстве человека и природы, единстве и взаимосвязи в мире животных, растений и их среде, понимание сложности природной среды и необходимости бережного отношения к ней.
Через понимание своего места в природе человек четко усваивал смысл половой и возрастной дифференциации первобытного общества и естественность возрастной иерархии и соответствующие ей нравственные нормы. Развитие человеческого общества и возникающие имущественное неравенство людей непременно приводило к усложнению социальных отношений.
Одновременно с большей автономностью человека от природной среды усиливалось противопоставление мира людей миру природы.
Это в значительной степени связано с усложнением духовной жизни человека .
Экология стремилась системно понимать поначалу только приспособление различных живых организмов друг к другу и к природной среде, она не рассматривала социальную жизнь, однако ее подход оказался настолько глубоким, что эта молодая наука быстро расширила сферу своего влияния.
Сейчас уже существуют экологическая философия, социальная экология и экологическая этика. Вероятно, такое стремительное развитие целого семейства дисциплин связано с тем, что человеческая производственная деятельность совершенно не считалась с вызванными ею изменениями в окружающей среде, пока вдруг не выяснилось, что среда для человечества уже перестала быть окружающей, а стала как бы наоборот, окруженной им.
Развитие техники привело к тому, что само физическое и психическое здоровье человека, его генофонд и культурный фонд оказались в опасности. Человеческая деятельность продолжает нарушать природное равновесие, и этот процесс грозит стать глобальным и необратимым.
В настоящее время природа и общество должны рассматриваться как единая система, равновесное состояние которой есть необходимое условие выживания человечества как ее подсистемы .
Педагогическая наука имеет удивительную возможность трансформироваться под запросы измененной среды обитания общества. Опыт показывает, что возникновение определенной воспитательной среды движет общественными структурами в заданном направлении. При этом фундамент воспитания как средового процесса разошелся на различные типы воспитания, ведущие за собой узкие пути развития.
Исходя из актуальных проблем современного общества (человечества), а точнее проблем глобального (планетарного) уровня, стихийно осуществляется процесс объединения типов воспитания в более широком смысле этого слова.
Например, по определению Ю. В. Васильковой и Т. А. Васильковой, воспитание есть процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни .
В. И. Максакова рассматривает воспитание как раз в более широком смысле слова, с социально-экологическим уклоном, как стихийное влияние на человека (воспитанника) природы и социальной среды, как неосознанная трансляция культуры от одного поколения, одного социального слоя к другому. Эффективность воспитания как глобального и синкретического процесса зависит от культурно-экономического состояния социального пространства, от чувствительности конкретного человека к воздействиям природной и социальной среды, от осознанности и меры принятия им позиции «воспитанника» природы и общества .
Поскольку в данных определениях воспитания прямым образом присутствует влияние социальной среды и даже в синтезе с природной средой на личность, то подлежит рассмотрению экологический тип воспитания. Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева определяют экологическое воспитание как формирование у учащихся отношений, взглядов, убеждений и норм поведения, характеризующихся эмоционально-нравственным, бережным и ответственным отношением к природе .
В словаре-справочнике Н. А. Агаджаняна дается следующее определение экологическому воспитанию – это воздействие на сознание людей с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции по отношению к природе .
В данных определениях рассматривается психолого-педагогическое воздействие на человека как субъекта по отношению лишь к природной среде. В процессе воспитания, формирование правильного отношения к природной среде является важной особенностью, но не следует забывать о прямом воздействии социального окружения на формирование личности ребенка и наоборот воздействие воспитуемого в отношении социальной среды. Здесь следует раскрыть суть социального воспитания.
А. В. Мудрик считает, что социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.
Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации . М. А. Галагузова под социальным воспитанием понимает целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации .
Сегодня активизация социального и экологического воспитания выражается в причинах и следствиях во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому возникновение в конце ХХ века терминологии социально-экологического образования и воспитания является естественным и понятным, которое простым образом исходит из относительно новой научной дисциплины – социальная экология.
В экологическом энциклопедическом словаре дается следующее определение социальной экологии, это отраслевая экология, предметом изучения которой являются специфические связи между человеком и окружающей средой; влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиций ее сохранения для его жизни как естественно-общественного объекта.
Социальная экология исследует отношения природа – промышленно-технологические системы – общество. Социальная экология стремится ответить на вопросы, что такое «хорошая» природа для дальнейшего развития общества и что такое «хорошее» общество с точки зрения сохранения равновесия и воспроизводства.
По мнению Т. А. Акимовой и В. В. Хаскина, социальная экология – это часть экологии человека, представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания .
Похожее определение дает Б. Б. Прохоров, социальная экология является разделом общей экологии человека, рассматривающий процессы взаимодействия общностей людей с их внешним природным и социальным окружением, динамику этих процессов и их последствия .
При нашем анализе различных подходов воспитания, имеет смысл рассмотреть некоторые существующие понятия социально-экологического воспитания. Например, А. М. Галеева дает следующее определение социально-экологическому образованию и воспитанию.