Введение 3 1. Понятие социально-экологического воспитания 5 2. Проблемы экологического воспитания и образования 12 3. Опыт экологического воспитания и образования в детском саду “Веснушки” 14 Заключение 19 Список литературы 20
нгпу

Экологическое воспитание и образование.

контрольная работа
Экология
20 страниц
81% уникальность
2013 год
19 просмотров
Демарева В.
Эксперт по предмету «Экология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
ВВЕДЕНИЕ
Фрагмент текста
Заключение
Список литературы
На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации проблема взаимодействия человека и природы является, с одной стороны, одной из наиболее актуальных проблем, с другой – проблемой противоречивой. Связано это с тем, что человек, являясь неотъемлемой частью природы, вынужден использовать природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей и обеспечения нормальной жизнедеятельности. Человечество всё более видоизменяет, модифицирует, адаптирует, приспосабливает природу, «подстраивает» её под свои всё возрастающие потребности. Утилитарно-прогматический взгляд на природу неизбежно привёл к тому, что люди, длительно, постоянно нарушая естественные природные ресурсы, создали смертельную угрозу для своего существования. В настоящее время рассогласование в жизни людей и природы приобретает катастрофические масштабы. Использование человеком природы без учёта присущих ей закономерностей, ставит под угрозу существование самого человеческого общества. Одной из важнейших причин экологического неблагополучия, кризисного состояния природной среды является низкий уровень экологической культуры населения, отсутствие у людей экологического самосознания и устойчивой потребности в природоохранной деятельности, устойчивом ценностном отношении к природному окружению. Ценности, ценностное отношение! Данную проблему можно обозначить как одну из вечных проблем, порождённых самим ходом исторического развития цивилизации. Проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров каждого человека находит отражение и в основополагающих государственных документах, касающихся сферы образования.
Читать дальше
В первобытном обществе, благодаря близости человека к природе и протеканию коллективной трудовой деятельности непосредственно в природной среде, воспитание человека в большей степени, чем в иных общественных формациях, имело экологическое содержание: человеку прививались представления о единстве человека и природы, единстве и взаимосвязи в мире животных, растений и их среде, понимание сложности природной среды и необходимости бережного отношения к ней. Через понимание своего места в природе человек четко усваивал смысл половой и возрастной дифференциации первобытного общества и естественность возрастной иерархии и соответствующие ей нравственные нормы. Развитие человеческого общества и возникающие имущественное неравенство людей непременно приводило к усложнению социальных отношений. Одновременно с большей автономностью человека от природной среды усиливалось противопоставление мира людей миру природы. Это в значительной степени связано с усложнением духовной жизни человека . Экология стремилась системно понимать поначалу только приспособление различных живых организмов друг к другу и к природной среде, она не рассматривала социальную жизнь, однако ее подход оказался настолько глубоким, что эта молодая наука быстро расширила сферу своего влияния. Сейчас уже существуют экологическая философия, социальная экология и экологическая этика. Вероятно, такое стремительное развитие целого семейства дисциплин связано с тем, что человеческая производственная деятельность совершенно не считалась с вызванными ею изменениями в окружающей среде, пока вдруг не выяснилось, что среда для человечества уже перестала быть окружающей, а стала как бы наоборот, окруженной им. Развитие техники привело к тому, что само физическое и психическое здоровье человека, его генофонд и культурный фонд оказались в опасности. Человеческая деятельность продолжает нарушать природное равновесие, и этот процесс грозит стать глобальным и необратимым. В настоящее время природа и общество должны рассматриваться как единая система, равновесное состояние которой есть необходимое условие выживания человечества как ее подсистемы . Педагогическая наука имеет удивительную возможность трансформироваться под запросы измененной среды обитания общества. Опыт показывает, что возникновение определенной воспитательной среды движет общественными структурами в заданном направлении. При этом фундамент воспитания как средового процесса разошелся на различные типы воспитания, ведущие за собой узкие пути развития. Исходя из актуальных проблем современного общества (человечества), а точнее проблем глобального (планетарного) уровня, стихийно осуществляется процесс объединения типов воспитания в более широком смысле этого слова. Например, по определению Ю. В. Васильковой и Т. А. Васильковой, воспитание есть процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни . В. И. Максакова рассматривает воспитание как раз в более широком смысле слова, с социально-экологическим уклоном, как стихийное влияние на человека (воспитанника) природы и социальной среды, как неосознанная трансляция культуры от одного поколения, одного социального слоя к другому. Эффективность воспитания как глобального и синкретического процесса зависит от культурно-экономического состояния социального пространства, от чувствительности конкретного человека к воздействиям природной и социальной среды, от осознанности и меры принятия им позиции «воспитанника» природы и общества . Поскольку в данных определениях воспитания прямым образом присутствует влияние социальной среды и даже в синтезе с природной средой на личность, то подлежит рассмотрению экологический тип воспитания. Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева определяют экологическое воспитание как формирование у учащихся отношений, взглядов, убеждений и норм поведения, характеризующихся эмоционально-нравственным, бережным и ответственным отношением к природе . В словаре-справочнике Н. А. Агаджаняна дается следующее определение экологическому воспитанию – это воздействие на сознание людей с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции по отношению к природе . В данных определениях рассматривается психолого-педагогическое воздействие на человека как субъекта по отношению лишь к природной среде. В процессе воспитания, формирование правильного отношения к природной среде является важной особенностью, но не следует забывать о прямом воздействии социального окружения на формирование личности ребенка и наоборот воздействие воспитуемого в отношении социальной среды. Здесь следует раскрыть суть социального воспитания. А. В. Мудрик считает, что социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет. Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации . М. А. Галагузова под социальным воспитанием понимает целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации . Сегодня активизация социального и экологического воспитания выражается в причинах и следствиях во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому возникновение в конце ХХ века терминологии социально-экологического образования и воспитания является естественным и понятным, которое простым образом исходит из относительно новой научной дисциплины – социальная экология. В экологическом энциклопедическом словаре дается следующее определение социальной экологии, это отраслевая экология, предметом изучения которой являются специфические связи между человеком и окружающей средой; влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиций ее сохранения для его жизни как естественно-общественного объекта. Социальная экология исследует отношения природа – промышленно-технологические системы – общество. Социальная экология стремится ответить на вопросы, что такое «хорошая» природа для дальнейшего развития общества и что такое «хорошее» общество с точки зрения сохранения равновесия и воспроизводства. По мнению Т. А. Акимовой и В. В. Хаскина, социальная экология – это часть экологии человека, представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания . Похожее определение дает Б. Б. Прохоров, социальная экология является разделом общей экологии человека, рассматривающий процессы взаимодействия общностей людей с их внешним природным и социальным окружением, динамику этих процессов и их последствия . При нашем анализе различных подходов воспитания, имеет смысл рассмотреть некоторые существующие понятия социально-экологического воспитания. Например, А. М. Галеева дает следующее определение социально-экологическому образованию и воспитанию.
Читать дальше
Таким образом, экологическое воспитание и образование являются системным процессом, они работают на формирование у ребенка (человека) правильного, а именно здравомыслящего отношения к собственной среде обитания, указывают на тревожные факторы современного жизнеустройства и помогает ориентироваться в новом информационном пространстве, учитывая естественные потребности человека вопреки искусственно созданным потребностям, являющиеся пагубными для дальнейшего существования общества.
Читать дальше
1. Андреева Н. Д., Соломин В. П., Васильева Т. В. Теория и методика обучения экологии. – М. : Академия, 2009. – 208 с. 2. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие. – М. : Академия, 2001. – 440 с. 3. Галеева А. М. Методологические основы системы социоэкологического образования и воспитания // Вопросы социологии : материалы I Всесоюзной конференции «Проблемы социальной экологии» (Львов, 1–3 октября 1986 г.). – Львов : Вiльна Украiна, 1987. – С. 335–344. 4. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. – М. : Логос, 2000. – 224 с. 5. Крылов А. Г. Экологическое воспитание как фактор развития личности // Экология, человек, культура : тезисы докладов и сообщений заключительной научно-практической конференции участников философских (методологических) семинаров (Владивосток, 29–31 мая 1989 года). – Ч. 3. – Владивосток, 1989. – С. 38–39. 6. Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 312 с. 7. Максакова В. И. Педагогическая антропология. – М. : Академия, 2008. – 208 с. 8. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов. – М. : Академия, 2003. – 200 с. 9. Прохоров Б. Б. Экология человека: терминологический словарь. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 476 с. 10. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учебное пособие. – М. : Академия, 2000. – 280 с. 11. Социальная педагогика: курс лекций : учебное пособие / под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 416 с. 12. Шилова В. С. Теоретические основы социально-экологического образования школьников : Дис. … д-ра пед. наук. – Белгород, 1999. – 417 с. 13. Экология человека : словарь-справочник / авт.- сост. Н. А. Агаджанян, И. Б. Ушаков, В. И. Торшин и др.; под общ. ред. Н. А. Агаджаняна. – М. : ММП Экоцентр, КРУК, 1997. – 208 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Культурное наследие моей малой родины Республики Дагестан.
Количество страниц:
11
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Культурология
перевод
Формы глагола
Количество страниц:
3
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Английский
практическое задание
Разработать тренинг
Количество страниц:
8
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image