Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Понятие информация является одним из фундаментальных в современной науке вообще и базовым для информатики. Информацию наряду с веществом и энергией рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем. Однако, если задаться целью формально определить понятие «информация», то сделать это будет чрезвычайно сложно.
В простейшем бытовом понимании с термином «информация» обычно ассоциируются некоторые сведения, данные, знания и т.п. Информация передается в виде сообщений, определяющих форму и представление передаваемой информации. Примерами сообщений являются музыкальное произведение; телепередача; команды регулировщика на перекрестке; текст, распечатанный на принтере; данные, полученные в результате работы составленной вами программы и т.д. При этом предполагается, что имеются «источник информации» и «получатель информации».
Информация и ее свойства являются объектом исследования.
Данная тема является актуальной, так как современное общество нуждается в получении нужной ему информации. Человек без информации не сможет учиться, работать, создавать что-то новое, т.е. существовать в современном мире. Каждая информация индивидуальна, поэтому важно ее вид, свойства и структуру. Без этих тонкостей не возможно предоставить обществу объективную информацию.
Цель данной контрольной работы – изучить понятие информации.
Для достижения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Изучить понятие и классификацию информации;
2) Рассмотреть свойства и структуру информации.
Читать дальше
Насчитывается порядка 80 различных определений информации. Одного точного определения информации, как фундаментального понятия, не существует. В то же время свое начало данное слово берет от латинского informatio - разъяснение, изложение, осведомлённость.
Понятие информации относится к основным понятиям науки об управлении и тесно связано с такими понятиями, как «информационные ресурсы», «информационные технологии», «информационное обеспечение», «информационные системы», «информационные структуры» и т.п. Для того, чтобы дать наиболее полное определение информации, необходимо обратить внимание на то, что в ее основе лежит взаимозависимость пары объектов - источника и потребителя информации .
Источниками информации, прежде всего, являются природные объекты: люди, животные, растения, планеты и др. Вместе с этим по мере развития науки и техники источниками информации становятся научные эксперименты, машины, аппараты, технологические процессы. Значительный также перечень объектов, являющихся потребителями информации: люди, животные, растения, различные технические устройства и т.д.
Исходя из сказанного, дают такое определение информации: информация - «совокупность сведений о всевозможные объекты, явления, процессы». Более содержательным является утверждение: информация является выбор одного варианта (или нескольких) из многих возможных и равноправных. Слово «равноправных» означает, что все варианты, из которых делается выбор, имеют нечто общее, то есть принадлежат одной множественном числе.
Читать дальше
1) Объективность.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо суждения. Например, сообщение «Трава зеленая» несет субъективную информацию, а сообщение «эта трава высокая» - объективная. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания конкретного человека .
2) Достаточность (полнота).
Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
Пример, после Чернобыльской катастрофы 1986 года, людям долгое время не говорили о том, что случилось. Поэтому люди не знали о масштабах трагедии. Не знали как себя вести, где пасти скот. Что употреблять в пищу, что предпринимать, поддавались в панике. Многие из любопытства ходили в запретную зону, что посмотреть, что там происходит и получили сильное заражение. А если бы людям вовремя рассказали, что произошло, куда ходить можно, куда нельзя, как правильно питаться, как обезопасить себя и своих домашних животных, то масштабы трагедии были бы меньше.
3) Достоверность.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять правильное решение.
Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
• Преднамеренное искажение (дезинформация);
• Искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»)
• Когда знание реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории)
4) Понятность.
Информация становится ясной и понятной в том случае, если она выражена на понятном языке. В противном случае, она просто бесполезна.
5) Полезность.
Ценность или полезность информации зависит от того, какие задачи с ее помощью можно решить. Чем важнее задача, тем более высокая ценность информации.
Читать дальше
В заключении можно отметить, что понятие «информация» многогранно. Она охватывает все стороны жизни общества — от материального производства до социальной сферы. Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.
Свойства информации очень важны, так как без них информация не будет иметь какой-либо ценности. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения; достоверна, если она отражает истинное положение; полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения; актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. Информация понятна, если она выражена языке, доступном для получателя.
Что касается структуры информации, то она определяется строением, отделением тех или иных элементов. Эти элементы называют информационными единицами. Они могут быть простыми или сложными. Простые элементы не поддаются дальнейшему делению. Из них образуются сложные, формируются различные уровни построения структурной информации.
Читать дальше
1) Акулов, О.А., Медведев, Н.В. Информатика. Базовый курс: учебник/О.А. Акулов, Н.В. Медведев. – М.: Омега-Л, 2009. – 557 с.
2) Бонгарт Н.М. Проблема узнавания / Н.М. Бонгарт. – М., 1967.
3) Велихов А. С. Основы информатики и компьютерной техники: учебное пособие / А. С. Велихов. – М.: СОЛОН-Пресс, 2007. – 539 с.
4) Генезис информации, информатика и информационное взаимодействие в эпоху научно-технической революции : монография / Е.Б. Ивушкина [и др.] ; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. – Шахты : Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – 110 с.
5) Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 368 с.
6) Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Учеб. пособие / А.В. Костров. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 336 с.
7) Информатика: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / [Н. В. Макарова и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 765 c.
8) Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2009. – 511 с.
9) Стратонович Р. Л., Теория информации. - М.: Сов. Радио, 1975. - 424 с.
10) Томашевский А.Н. Информационные технологии и моделирование бизнес-процессов. – М., 2008. – 212 с.
11) Харкевич А.А. О ценности информации / А.А. Харкевич // Проблемы кибернетики. – 1960. – Вып. 4.
Читать дальше