В течение длительного времени в современной психологической науке не существовало четкого определения понятия реабилитации. В настоящий момент, в связи с ростом интереса к реабилитологии, разработано большое количество определений данного термина. По определению комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, а в случае невозможности достижения этого — развитие компенсаторных и заместительных приспособлений (функций). Иными словами, цель реабилитации — предупреждение существенных нарушений в период лечения заболевания и помощь больному в достижении максимально возможной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.
Как известно, медико-социальная экспертиза (МСЭ) осуществляется для опреде¬ления потребности человека в мерах психологической помощи, включая мероприятия реабилитации. В последнее время значительно повысилась комплексность такой экспертизы, к ее осуществлению широко привлекаются психологи и другие специалисты.
Важнейшей целью реабилитации является улучшение качества жизни пациентов, т.е. создание таких условий их жизни, которые вызывали бы удовлетворение как у самих больных, так и у их социального окружения. Психологический аспект реабилитации тесно примыкает к медицинскому и направлен на коррекцию психического состояния пациента, а также на преодоление отрицательных реакций со стороны психики, возникающих в связи с болезнью. В задачи психологического аспекта входит выработка мотивации активного участия в реабилитационном процессе и выполнение реабилитационных мероприятий, преодоление психологического компонента патологии и создание условий для психологической адаптации больного к изменившейся вследствие болезни жизненной ситуации.
Цель данной работы – определить значение психологической диагностики и коррекции в реабилитационном процессе.
Объект – реабилитационный процесс.
Предмет – значение психологической диагностики и коррекции в реабилитационном процессе.
Задачи:
1. Определить специфику реабилитационной деятельности.
2. Определить особенности психологической диагностики в реабилитационной деятельности.
3. Охарактеризовать специфику психологической коррекции в рамках реабилитационной деятельности.
Читать дальше
При всей популярности понятия реабилитация в современной психологии приходится признать, что его содержание остается весьма расплывчатым и понимается большинством профессионалов на интуитивно- эмпирическом уровне. При раскрытии понятия реабилитация ВОЗ подчеркивает, что это система мероприятий медицинского, социального, педагогического и трудового характера, целью которых является максимальное приспособление больного человека к деятельности. Наиболее дифференцированно с точки зрения теоретико-методологического содержания понятие реабилитация представлено в исследованиях М.М. Кабанова .
Следует признать, что по свое природе реабилитация есть нечто внешнее по отношении к индивиду, что отражено в одном из принципов проведения реабилитационных мероприятий – аппеляция к личности больного. Это столь верно, сколь и предельно абстрактно, так как к личности можно отнести все от порогов ощущений до мировоззрения и системы ценностей. С нашей точки зрения, реабилитационные процессы обращены из вне и опираются на такие внутренние процессы как феномены психологической компенсации. Эффективность процесса психологической компенсации во многом определяется характером складывающихся межличностных отношений больного с ближайшим окружением. Отношения участия, взаимопомощи, эмоциональной поддержки, понимания, терпимости и т.д. является мощным психологическим средствам раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющих веру в свои силы, восстанавливающих позитивное отношение к себе. Ощущения духовного и социального благополучия человека базируется, в свою очередь, на осознании своей нужности кому – то или чему – то, а так же на ясном понимании своей собственной независимости и автономности. Осознание собственной независимости и нужности порождают в человеке ощущение осмысленности существования и защищенности. Последнее связано с представлением о минимальной степени гарантированной безопасности и веры в собственные силы.
Читать дальше
Одним из важнейших видов профессиональной деятельности медицинских (клинических) психологов является психологическая диагностика. Основное назначение психологической диагностики состоит в познании психики человека, ее актуального состояния, интер- и интрапсихического функционирования в системе социальных связей и отношений. Прочно утвердившееся представление о системной организации психической жизни человека предполагает то, что адекватно организованное психодиагностическое исследование, направленное на выявление индивидуальных особенностей и нарушений функционирования психики, должно иметь соответствующий, то есть системный характер.
Концептуальные, методические и процедурные вопросы, возникшие за последнее время в практике медико-социальной экспертизы, предъявляют высокие требования к реабилитационно-экспертной диагностике.
Клиническая психодиагностика опирается на теоретические разработки, которые достаточно однозначно регламентируют не только процедуру психологического исследования, но и трактовку полученных результатов.
Основная направленность медико-социальной экспертизы – выявление факторов, прогностически благоприятных и неблагоприятных для реализации всей реабилитационной программы и дон психологической реабилитации в частности. Объектом диагностики и тщательного описания должна быть психическая деятельность больного, включающая анализ состояния отдельных психических функций и состояния динамического компонента психической деятельности. Иными словами, при установлении функционального диагноза необходимо выделять ведущий психологический синдром с учетом спонтанных способов компенсации дефектов, найденных самим больным.
Читать дальше
Проблема коррекционной деятельности в рамках реабилитационного процесса является достаточно дискуссионной, причем в настоящее время важным является вопрос отделения психотерапии и психологической коррекции. Как и в процессе психокоррекции, так и в рамках психотерапии предъявляются сходные требования к личности специалиста и клиента, который оказывает помощь, к уровню его профессиональной подготовки, профессиональным навыкам, квалификации, используются одинаковые методы и процедуры, предъявляются достаточно близкие требования, а помощь оказывается в результате специфического взаимодействия специалиста и клиента.
По мнению Ю.Е. Алешиной разделение понятий психотерапии и психокоррекции возникло не со спецификой деятельности, а с укоренившимся мнением о том, что психотерапией занимаются люди, которые имеют профессиональное медицинское образование. Также следует отметить тот факт, что понятие психотерапии является международным и во многих государствах используется по отношению методов деятельности, которые используют профессиональные психологи. Следует отметить, что существуют определенные трудности в разграничении в практической деятельности понятия психотерапии и психологической коррекции .
По мнению Р.С. Немова, различия между понятиями психокоррекции и психотерапии заключается в следующем, психотерапия может рассматриваться как система медико-психологических средств, тогда как психокоррекция является совокупностью психологические приемов, которые используются психологов с целью исправления недостатков психологии или поведения здорового человека .
Термин коррекция в буквальном значении обозначает «исправление».
Психокоррекция представляет собой систему мероприятий, которые направлены на исправление недостатков психологии или же поведения человека с помощью специфических средств психологического воздействия. Психологической коррекции подлежат недостатки, которые не имеют органической основы и не представляют собой такие качества, которые могут формироваться рано и в дальнейшем не изменяются.
Читать дальше
Психологическая реабилитация направлена на оптимизацию протекания компенсаторных процессов на уровне сознания. Она предполагает использование разнообразных психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий. Их целью является максимальное смягчение кризисных переживаний личности, формирование адекватной самооценки и позитивного самовосприятия, расширение представлений о жизненной перспективе.
Когда мы говорим о социально-психическом и социальном уровне компенсаторных механизмов, то должны указать, что к ним обращены такие формы реабилитации как семейная, педагогическая (переобучение), трудовая (приобщение к доступным видам трудовой деятельности), досуговая, креативная и социальная реабилитация в широком смысле слова.
Одним из важнейших видов профессиональной деятельности медицинских (клинических) психологов является психологическая диагностика. Основное назначение психологической диагностики состоит в познании психики человека, ее актуального состояния, интер- и интрапсихического функционирования в системе социальных связей и отношений. Прочно утвердившееся представление о системной организации психической жизни человека предполагает то, что адекватно организованное психодиагностическое исследование, направленное на выявление индивидуальных особенностей и нарушений функционирования психики, должно иметь соответствующий, то есть системный характер.
Психокоррекция представляет собой систему мероприятий, которые направлены на исправление недостатков психологии или же поведения человека с помощью специфических средств психологического воздействия. Психологической коррекции подлежат недостатки, которые не имеют органической основы и не представляют собой такие качества, которые могут формироваться рано и в дальнейшем не изменяются.
Изучение ближайших и отдаленных результатов реабилитационных мероприятий позволяет планомерно и эффективно вести весь процесс реабилитации, определяя основные задачи на каждом из этапов путем подбора комплекса адекватных и эффективных средств, и добиваться успешного результата.
Подводя итог вышесказанному, необходимо под¬черкнуть, что реабилитация в нашей стране — это не только сложная и многогранная система восстанови¬тельных мер, но и комплексная система мер по пер¬вичной профилактике и укреплению здоровья у здо¬ровых и практически здоровых людей.
Читать дальше
1. Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -М.: 2009
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
3. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация компенсация -универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.
4. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под ред. В.Н.Панферова. - Псков, 1994. - 280 с.
5. Зейгарник Б.В. Патопсихология: основы клинической диагностики и практики: учебное пособие. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: ЭКСМО, 2008. - 363 с.
6. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л. 1985.
7. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998.
8. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - 2-е изд., дополненное. - М., 2001. - 160 с.
9. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды. - М.: Изд-во Московск. психологич. ин-та. - 2003. - 424 с.
10. Немов Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 688 с.
11. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы. Методическое пособие / Под ред. И.В.Дубровиной. - 5-е изд. - М, 1999. - 96 с.
12. Щелкова О.Ю. Психологическая диагностика в медицине (системное исследование): автореф докт. психол. н. (специальность 19.00.04.). - СПб.: Санкт-Петербургский гос. университет, 2009. - 49 с.
13. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учеб. пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 544 с.
14. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. - М.: Фолиум, 1996. - 48 с.
Читать дальше