Основные принципы системы обучения во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образование во Франции бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Система образования во Франции предполагает 13 летнее обучение. Мальчики и девочки учатся вместе, школ раздельного обучения во Франции практически нет.
После начальной школы французы в 11 лет поступают в колледж (college), который считается первой ступенью среднего образования. В колледже классы считаются в обратном порядке: ученик поступает в шестой класс, через четыре года заканчивает третий. Обучение в колледже разбито на три цикла.
Цель данной работы – рассмотреть особенности построения системы образования в современной Франции.
Читать дальше
Элементарные и материнские школы и классы
Создание и размещение начальных школ и классов и детских садов с дошкольной подготовкой публичного образования регулируется положениями статьи L.2121-30 Общего кодекса территориальных объединений [8]:
Муниципальный совет принимает решения о создании и размещении начальных школ и классов и детских садов с дошкольной подготовкой публичного образования по получении заключения представителя Государства в департаменте.
Каждая коммуна должна располагать по меньшей мере одной начальной публичной школой. То же самое относится ко всякому населенному пункту, удаленному от административного центра или от любого другого населенного пункта на расстояние в 3 км и объединяющего не менее 15 детей школьного возраста.
Если публичные детские сады с дошкольной подготовкой, начальные классы и школы одной коммуны принимают учащихся, семьи которых проживают в другой коммуне, то распределение расходов на функционирование производится путём соглашения между принимающей коммуной и коммуной проживания.
После начальной школы французы в 11 лет поступают в колледж (college), который считается первой ступенью среднего образования. В колледже классы считаются в обратном порядке: ученик поступает в шестой класс, через четыре года заканчивает третий. Обучение в колледже разбито на три цикла.
Читать дальше
Право на образование гарантировано каждому с тем, чтобы позволить ему развивать свою личность, повышать уровень начальной и непрерывной подготовки, включаться в общественную и профессиональную жизнь, исполнять своё гражданское предназначение.
Чтобы гарантировать это право, распределение средств государственной службы образования учитывает объективные различия в ситуации, в том числе в экономическом и социальном плане.
Каждый ребёнок имеет право на школьную подготовку, которая, дополняя воздействие его семьи, содействует его образованию.
Читать дальше
Образование во Франции обязательно с 6 до 16 лет. Основные принципы французского образования: свобода преподавания (государственные и частные учреждения), бесплатность образования, нейтральность образования, лаицизм образования.
Главным стратегическим направлением системы образования Франции является гуманизация образования на основе личностно-ориентированного обучения, основной чертой которого является внимание к автономности личности, а дидактической проблемой – создание условий для личностно-значимого учения, наполненного глубоким смыслом для каждого учащегося .
Французы, как и жители любой другой страны, имеют много претензий к своей системе образования. Она кажется им слишком трудной, не дающей равных шансов всем детям, оторванной от жизни. Французская система образования - вещь настолько сложная и не похожая на другие. Общее впечатление от школьной системы - высокий уровень учителей, практически однородно высокий уровень преподавания повсюду, прекрасные учебники, исключительно серьезное отношение учителей к своей работе, уважение к детям и непривычно серьезное отношение большинства детей к учебе.
Читать дальше
1. Богомолова И.В. Концепции, влияющие на теорию обучения в средней школе Франции // Итоговая научная конференция АГПУ. Педагогика. – Астрахань: Изд-во АГПУ, 2004.
2. Богомолова И.В. Практический опыт учителей Франции по автономизации учебного // Итоговая научная конференция АГПУ. Педагогика. – Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000.
3. Великая Хартия университетов. Болонский процесс в вопросах и ответах. // Под ред. В.Б. Касевича– СПб., 2004.
4. Вульфсон Б. Л. Школа современной Франции. – М., 1970.
5. Высшее образование в Европе. Документация СЕПЕС по высшему образованию. // Сб. документов. – М., 1994.
6. Григорьева Е.В. Практическая реализация компетентностного подхода в реформировании высшего образования Франции // Актуальные проблемы технических, экономических, юридических и социальных наук.: Сборник научных трудов аспирантов и молодых ученых МГИУ. Выпуск III – М.: МГИУ, 2006.
7. Згага П. Реформы университетов Юго-Восточной Европы с учетом Болонского процесса.//Высшее образование в Европе. – 2003, № 3.
8. Кодекс образования Франции. Законодательная часть. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lexed.ru/pravo/theory/france2008/
9. Международные правовые акты по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях. // Под ред. Г.А. Лукичева. – М., 2004.
10. Современное состояние систем образования в некоторых зарубежных странах (США, Англия, Франция, Германия). /Авторы-сост. Т.Н.Гаврилова, Н.Н. Дроздова и др. – Ярославль: ЯГПУ, 1999. – 82 с.
11. Филиппов В. М. Кодекс образования Франции. Законодательная часть. – М.: Статут, 2003. – 270 с.
12. Филиппов Ф.Ф. Социологический анализ проблем образования / Франция глазами французских социологов. – М.: Наука, 1990. – 280 с.
13. Французская система образования // Журнал «Обучение за рубежом». – 2002, № 10.
14. Шаронин Ю.В., Григорьева Е.В. Особенности развития системы высшего профессионального образования Франции // Известия МГИУ. – М., 2006. – №2(3).
Читать дальше