Роль сочинения в начальной школе неизмеримо велика. Что сделано на уроке, чтобы научить детей правильно и толково излагать свои мысли, спорить и доказывать, отстаивать свое мнение в различных жизненных ситуациях? Этот вопрос всегда, на всех уроках должен стоять перед каждым творчески работающим учителем.
При написании выборочного сочинения формируются следующие умения:
1. написание небольших рассказов с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.
2. написание рассказов о случаях из своей жизни.
3. написание рассказов по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.
4. самостоятельное составление плана (вопросительные, повествовательные и восклицательные предложения).
5. правильное построение простых предложений различного типа.
6. отбор слов и употребление их в речи.
Лингвистическая и методическая основа в организации выборочного сочинения
Так как сочинение представляет собой текст, то оно должно обладать теми же основными признаками:
1) связность, т.е. сочинение состоит из ряда предложений, связанных между собой по смыслу и грамматическими средствами;
2) членимость, сочинение а) может распадаться на части обладающие в большей или меньшей степени самостоятельности; б) должно отвечать требованиями логики, т.е. быть единым, последовательным, законченным;
3) смысловая целостность, сочинение, хотя и ученическое, но все же литературное произведение. Оно имеет свою тему, содержание, иногда сюжет, пишется в определенном жанре, имеет свои стилистические особенности.
Читать дальше
Гергиева Я.М. Развитие связной письменной речи: начальная школа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2010. - № 2. - С. 82-86.
Зайцева О.П Сочинение в начальной школе //Начальная школа, 2010. - № 6.
Самсонова Н.Е. Приемы развития литературно-творческих умений младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование, 2011. - Т. 2. - № 1. - С. 220-225.
Ульянова Е.Ю., Щеголева Г.С. Формирование оценочных умений младших школьников в процессе работы над сочинениями и изложениями // Герценовские чтения. Начальное образование, 2011. - Т. 2. - № 2. - С. 336-346.
Шевцова Е.А. Формирование универсальных учебных действий // Начальное образование, 2013. - № 3. - С. 12-17.
Юртаев С.В. Изучение речевого развития учащихся: краткий исторический очерк // Начальная школа, 2008. - № 5. - С. 23-28.
Читать дальше