В качестве эпиграфа к докладу на тему «Человек в условиях войны» я хочу привести отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева «Цицерон»:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые.
Его призвали Всеблагие
Как собеседника на пир.
Он Их высоких зрелищ зритель,
Он в Их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши Их бессмертье пил!
Мы в нашем Отечестве отнюдь не страдаем недостатком таких «роковых минут». Так, если ретроспективно проанализировать все события, которые произошли в нашей стране в течение последних двух десятилетий, то можно поразиться масштабам и скорости перемен, которые пришлось пережить нашим соотечественникам. «Перестройка», развал Советского Союза, жульническая «приватизация», расстрел законно избранного парламента в 1993 году... Даже этих «минут роковых» с лихвой хватило бы на жизнь целого поколения, а ведь были еще и Первая и Вторая Чеченские войны, дефолт 1998 года и многие другие потрясения.
Сейчас наступило время относительного затишья. Однако спокойным и безмятежным положение нашего государства никак не назовешь. В последние два года резко активизировались различные «оппозиционные» течения, вплоть до самых радикальных. Серия «болотных» митингов с требованиями свержения законной власти в стране показала, как каким хрупким в действительности является состояние стабильности и гражданского мира, а беспорядки на фоне межэтнической напряженности показывают, как болезненна эта тема в нашем обществе. Так что равновесие неустойчиво и может нарушиться в любой момент – то ли это будет межнациональный конфликт, то ли гражданское противостояние – и то, и другое одинаково вероятно.
Поэтому актуальность темы «Человек на войне» сегодня, к сожалению, необычайно высока.
Что такое война?
Война проявляет всю подлинную, истинную сущность человека. Если в мирное время есть множество способов камуфлировать свое истинное «я» и казаться лучше, чем ты есть на самом деле, то война такого не позволяет. Война обнажает все тайные пороки – но и пробуждает «спящие» добродетели. На войне признанный «настоящий мужчина» может оказаться трусом и подлецом, а робкий «ботаник» - храбрым и способным к самопожертвованию.
Война – это всегда трагедия. Это граница, на которой обычное бытие человека заканчивается и начинается существование по новым правилам, а зачастую – вовсе без правил, жизнь на грани гибели. Война всегда полностью ломает строй жизни, отменяет все жизненные планы, выдергивает человека из привычного повседневного ритма. Привыкнуть к этому трудно, но можно. Так, для опытных военных это обстоятельство не является травмирующим, тогда как для молодых солдат является одним из тяжелых стрессовых факторов. .
Война в философском смысле - это рубеж, перейдя который, невозможно вернуться назад. Это не только и не столько непосредственный театр военных действий, но и системное явление мира, отрицательное влияние которого не ограничивается сиюминутными впечатлениями – оно чревато отдаленными последствиями в судьбах и душах переживших его людей. Это бесчеловечное состояние человека. Бесчеловечность войны - это прежде всего массовое разрешение на убийство, коллективное отрицание человечности. Кроме того, война, если она несправедлива, не связана с защитой своей земли, своей Родины, оставляет у человека ощущение бессмысленности.
Во время войны к человеку приходит жестокое прозрение о жизни – осознание ее физической конечности. В страшных условиях, когда в одно мгновение люди из здоровых и полных сил превращаются в калек, когда живые обладатели планов и мечтаний становятся безжизненным кровавым месивом, человеку поневоле приходится взглянуть на жизнь с другой стороны – со стороны смерти.
Но, с другой стороны, человек внезапно осознает, что есть вещи и похуже смерти. Например, предательство. Человек приходит к мысли о том, что есть ценности превыше физической безопасности. А это, как ни парадоксально, означает то, что Вечная жизнь – есть. Банальная поговорка о том, что «не бывает атеистов в окопах под огнем» в условиях настоящей войны обретает новое звучание, которое одновременно и пугает и дарит надежду.