Необходимо отметить, что в период существования СССР управленческая мысль практически не развивалась, не учитывались процессы и опыт зарубежных деятелей этой области. Со стороны государства не было никакой поддержки, в том числе и финансовой для развития управленческой мысли, не осуществлялась подготовка специалистов, направленных на управление, при подготовке специалистов не учитывалась техническая направленность, небольшая разработанность проблемы отечественными учеными и специалистами, не было публикаций в области управления.
Основным сдерживающим фактором развития данной теории является централизованная государственная власть, в процессе которой практически все решения принимались на высшем уровне.
Основная проблема состояла в том, что государственные деятели не понимали всей важности разработки систем управления. Отечественная наука в области управления самостоятельно развивалась и не перенимала опыт зарубежных стран.
Данное отношению к управлению особо остро проявилось в ходе проведения реформ СССР, в особенности третьей реформы.
Так, итогом апрельского Пленума ЦК КПСС (1985 г.) явилось признание необходимости ускорения социально-экономического развития страны и принятие решения о создании единой и целостной системы управления. Основным направлением была перестройка сторон общественной жизни по демократическому пути, в том числе развитие гласности. Также одним из итогов явилось провозглашение новой научно-технической, инвестиционной и технической политики.
То есть была начата перестройка, инициированная М.С.Горбачевым. Однако, перестройка проводилась не в комплексе, а только отдельными мероприятиями. Итогом перестройки должно было стать формирование к 1990 году новой системы управления, по-другому, радикальная экономическая реформа.
В начале 1989 года дисбаланс государственного бюджета составлял примерно 140 млрд. руб., денежные накопления населения в 5 раз превысили товарные ресурсы, что способствовало росту цен и стимулированию инфляции.
Читать дальше
Современные теории мотивации делятся на содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации включают в себя следующие теории:
• теория иерархии потребностей Маслоу;
• теория «мотивационной гигиены» (двухфакторная модель) Герцберга;
• теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда.
Процессуальные теории мотивации рассматривают проблему с другой точки зрения. Они не отвергают мотивирующую роль потребностей, но фокусируются на том, что заставляет человека прилагать усилия для достижения целей. К процессуальным теориям относятся теория ожидания В. Врума, теория справедливости Портера-Лоулера, теория «X» и «Y» Д. Макгрегора и другие.
Остановимся на основных теориях.
Теория ожиданий и предпочтений В. Врума
Данная теория в научном обиходе именуется просто как теория ожиданий. Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным и необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого им блага.
Модель Портера-Лоулера. Американские ученые Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости, описанных выше. В их модели присутствует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. В соответствии с созданной моделью можно определить следующую зависимость: достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Кроме этого, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, то есть сотрудник удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения, полученного за достигнутые результаты.
Читать дальше
Соревнование предполагает, что одна из сторон хочет удовлетворить свои интересы, не считаясь при этом с тем, как это повлияет на интересы другой стороны.
Сотрудничество имеет место в том случае, когда предпринимаются активные попытки наиболее полно удовлетворить интересы всех участвующих в конфликте сторон.
Уход от взаимодействия. Примером данной стратегии является игнорирование конфликта, нежелание признавать его существование, стремление избегать людей, с которыми возможны разногласия по тем или иным вопросам.
Сглаживание конфликта — стремление одной из сторон конфликта поставить интересы другой стороны выше собственных.
Компромисс имеет место в том случае, когда каждая из сторон конфликта готова частично пожертвовать своими интересами во имя общих.
Один и тот же участник конфликта в зависимости от складывающейся ситуации может использовать разные стратегии разрешения конфликта. Вместе с тем установлено, что в большинстве случаев люди следуют преимущественно одной из уже перечисленных стратегий.
Основными моделями преодоления конфликта являются силовая модель и модель компромисса.
Одностороннее доминирование (силовая модель) – способ, предполагающий удовлетворение интересов одной из конфликтующих сторон за счет интересов другой. Силовые способы разрешения конфликта, по сути, ведут к уничтожению или полному подавлению интересов одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психологических до физических. Часто это способ переноса вины и ответственности на более слабую сторону. Таким образом, подменяется подлинная причина конфликта и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля более сильного субъекта.
Читать дальше
1. Петрович М.В. Управление организацией. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010.- 331 с.
2. Дафт Р.Л. Менеджмент. 6-е издание / Д. Л. Дафт. – СПб.: Питер, 2008.– 864 с.
3. Петрович М.В., Брасс А.А. Управление организацией: словарь-справочник. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008.– 333 с.
4. Брасс А.А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства: учеб. пособие / А.А. Брасс. – Минск: Современная школа, 2006.– 280 с.
5. Баринов В.А. Организационное проектирование / В. А. Баринов. – М.: ИНФРА-М, 2010.– 384 с.
6. Мильнер Б.З. Теория организации. 7-е издание.- М.: ИНФРА-М, 2008.- 864 с.
Читать дальше