И, хотя роль природы в античной культуре оценивалась весьма высоко, все же стоит признать, начало европейской культуры положили две имеющиеся в античности тенденции во взглядах на природу. Одна из них условно греческая, а другая — римская, которые по-особому ярко проявились применительно к земледелию.
Для греков труд земледельца считался героическим, требующим смелости, отваги и даже неистовства, а в земледелии они видели некий способ подчинения и господства над природой. Поэтому задача древних греков не столько пахать землю, сколько пытаться вырвать из ее недр плоды, спрятанные от них богами.
У римлян на это имелся другой взгляд - труд земледельца считался самым мирным, спокойным и естественным занятием. Интересно, что такой взгляд распространился и на искусство, римляне считали, что оно должно рождаться таким же естественным образом, как рождаются и растут деревья, растения и все живые существа. Для них было важна гармония, согласие культуры и природы, и надежда получить от нее за это щедрое вознаграждение.
В дальнейшем эти две тенденции шли параллельно, взаимно переплетались, или же одна из них могла брать верх над другой.
Для средних веков характерно господство религиозно-аскетическего взгляда на природу, в свете которого она получала не слишком высокую оценку, да и вообще воспринималась как источник соблазна и скверны.
Тем самым, природа считалась некой разделяющей преградой между Богом и человеком, а в нем самом она принимала форму физической плоти, тела, которое, как известно, для Церкви - оковы, темница для души, воплощавшей Божественное начало в человеке.
Но эпоха Возрождения вновь восстанавливает античную, преимущественно римскую традицию во взглядах на природу. Природа начинает теснить самого Бога, как бы растворяя Его в себе, выступая не преградой, но посредником между Богом и человеком.
Во время эпохи Ренессанса искусство вновь следует античному принципу так называемого мимесиса (подражания), а художник представляется великим подражателем природы, провозгласившим близость языка искусства и языка природы.
В середине XVII века - наступивший период Нового времени, европейская культура придерживается во взглядах на природу древнегреческой тенденции.
Перед западным обществом вновь встает цель покорения и подчинения себе природы, значительные изменения охватывают и искусство, для многих художников искусство является выше природы.
Наивысшей своей точки такая тенденция достигнет к середине ХХ века, когда разразившийся экологический кризис поставит под угрозу само существование не только природы, но и человечества.
Говоря о проблеме отношений природы и культуры, мы можем рассмотреть ее и применительно к человеку, но в данном ракурсе означенная проблема является проблемой соотношения в человеке как врожденного - биологически передающегося по наследству, так и приобретенного - социокультурного, которое возникает благодаря воспитанию.
Разумеется, данная проблема также толковалась и с точки зрения истории и толкования носили разный характер, но те не менее, в целом приоритет, как правило, был отдан приобретенному, социокультурному фактору.
Прошло столетие ситуацию в этом вопросе существенно изменило, и на первый план выходит фактор биологической наследственности.
В 1970-х гг. в Америк возникает новая наука - социобиология, по которой между жизнью человеческого общества и существованием некоторых насекомых, например, пчел и муравьев проводится определенная аналогия , а решающей и определяющей ролью в судьбе человека является генетическая наследственность.
Современный экологический кризис требует существенного пересмотра наших взглядов на природу. Нам жизненно необходимо отказаться от прежних установок на господство над природой, на безудержную ее эксплуатацию и безоглядное преобразование, ставших причиной опасных и губительных противоречий между природой и культурой.
Что касается конкретных примеров таких отношений, то прекрасной демонстрацией могут стать восточная культура — и древнеиндийская, и древнекитайская, которая отличается невиданной поэтизацией и эстетизацией природы, так и западная — прежде всего, культура эпохи Возрождения.
Человек должен четко понимать - культура обязана стремиться сделать природу не покоренной, но одухотворенной.
Сегодня как никогда актуально звучат слова Ф. Тютчева о том, что «природа не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».
Взаимодействие культуры и природы
Итак, природа является одним из основных факторов, которые детерминируют возникновение культуры.
Следовательно, уже на протяжении многих десятилетий, одной из ключевых тем культурологии является взаимоотношение природы и культуры.
В результате многочисленных исследований на тему этой взаимосвязи, напрашивается вывод - культура явление внебиологичное, поэтом ее невозможно свести к природному началу, но, говоря о культуре человека, мы понимаем, что это есть не что иное, как преобразованное человеческой деятельностью природное начало.
Здесь возникает вопрос: противостоит ли природа культуре или они находятся в гармонии?
Да, действительно, с одной стороны, целенаправленная деятельность человека по преобразованию окружающего мира в итоге способна создать искусственный мир предметов и явлений, который мы называем таким понятием как культура. И в таком случае культура противопоставлена природе, т.е. культурой могут стать только те природные элементы, которые переработаны человеком.
Но, если посмотреть на эту проблему с другой точки зрения, все же социобиологи не так категорично отвечают на вопрос о взаимоотношении культуры и природы.
Ученые утверждают, что между социальным поведением животных и людей не имеется четких границ, разницу они видят только в уровне сложности их технологий жизнедеятельности.
В таком случае культуру можно рассматривать как особый этап общей эволюции природы:
- растения способны адаптироваться к среде через изменение своей видовой морфологии;
- животные способны адаптироваться через сочетание процессов видовой изменчивости со сменой стереотипов поведения;
- человек способны адаптироваться только путем изменения и усложнения форм своей жизнедеятельности, результатом чего стало формирование искусственной среды обитания.
Конечно, всегда стоит помнить, что в любом случае граница между природой и культурой очень тонкая и зыбкая. Видимо, это разграничение обусловлено механизмами накопления и трансляции опыта жизнедеятельности: у животных используются для этого механизмы инстинктов, у человека — небиологически выработанные механизмы, т.е. культура.