Культура и природная среда………………………………………………………………… 3 Список литературы…………………………………………………………………………..14
УрФУ

Культура и природная среда.

контрольная работа
Культура
14 страниц
72% уникальность
2013 год
18 просмотров
СТЕПАНОВА Н.
Эксперт по предмету «Культурология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Фрагмент текста
Список литературы
И, хотя роль природы в античной культуре оценивалась весьма высоко, все же стоит признать, начало европейской культуры положили две имеющиеся в античности тенденции во взглядах на природу. Одна из них условно греческая, а другая — римская, которые по-особому ярко проявились применительно к земледелию. Для греков труд земледельца считался героическим, требующим смелости, отваги и даже неистовства, а в земледелии они видели некий способ подчинения и господства над природой. Поэтому задача древних греков не столько пахать землю, сколько пытаться вырвать из ее недр плоды, спрятанные от них богами. У римлян на это имелся другой взгляд - труд земледельца считался самым мирным, спокойным и естественным занятием. Интересно, что такой взгляд распространился и на искусство, римляне считали, что оно должно рождаться таким же естественным образом, как рождаются и растут деревья, растения и все живые существа. Для них было важна гармония, согласие культуры и природы, и надежда получить от нее за это щедрое вознаграждение. В дальнейшем эти две тенденции шли параллельно, взаимно переплетались, или же одна из них могла брать верх над другой. Для средних веков характерно господство религиозно-аскетическего взгляда на природу, в свете которого она получала не слишком высокую оценку, да и вообще воспринималась как источник соблазна и скверны. Тем самым, природа считалась некой разделяющей преградой между Богом и человеком, а в нем самом она принимала форму физической плоти, тела, которое, как известно, для Церкви - оковы, темница для души, воплощавшей Божественное начало в человеке. Но эпоха Возрождения вновь восстанавливает античную, преимущественно римскую традицию во взглядах на природу. Природа начинает теснить самого Бога, как бы растворяя Его в себе, выступая не преградой, но посредником между Богом и человеком. Во время эпохи Ренессанса искусство вновь следует античному принципу так называемого мимесиса (подражания), а художник представляется великим подражателем природы, провозгласившим близость языка искусства и языка природы. В середине XVII века - наступивший период Нового времени, европейская культура придерживается во взглядах на природу древнегреческой тенденции. Перед западным обществом вновь встает цель покорения и подчинения себе природы, значительные изменения охватывают и искусство, для многих художников искусство является выше природы. Наивысшей своей точки такая тенденция достигнет к середине ХХ века, когда разразившийся экологический кризис поставит под угрозу само существование не только природы, но и человечества. Говоря о проблеме отношений природы и культуры, мы можем рассмотреть ее и применительно к человеку, но в данном ракурсе означенная проблема является проблемой соотношения в человеке как врожденного - биологически передающегося по наследству, так и приобретенного - социокультурного, которое возникает благодаря воспитанию. Разумеется, данная проблема также толковалась и с точки зрения истории и толкования носили разный характер, но те не менее, в целом приоритет, как правило, был отдан приобретенному, социокультурному фактору. Прошло столетие ситуацию в этом вопросе существенно изменило, и на первый план выходит фактор биологической наследственности. В 1970-х гг. в Америк возникает новая наука - социобиология, по которой между жизнью человеческого общества и существованием некоторых насекомых, например, пчел и муравьев проводится определенная аналогия , а решающей и определяющей ролью в судьбе человека является генетическая наследственность. Современный экологический кризис требует существенного пересмотра наших взглядов на природу. Нам жизненно необходимо отказаться от прежних установок на господство над природой, на безудержную ее эксплуатацию и безоглядное преобразование, ставших причиной опасных и губительных противоречий между природой и культурой. Что касается конкретных примеров таких отношений, то прекрасной демонстрацией могут стать восточная культура — и древнеиндийская, и древнекитайская, которая отличается невиданной поэтизацией и эстетизацией природы, так и западная — прежде всего, культура эпохи Возрождения. Человек должен четко понимать - культура обязана стремиться сделать природу не покоренной, но одухотворенной. Сегодня как никогда актуально звучат слова Ф. Тютчева о том, что «природа не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Взаимодействие культуры и природы Итак, природа является одним из основных факторов, которые детерминируют возникновение культуры. Следовательно, уже на протяжении многих десятилетий, одной из ключевых тем культурологии является взаимоотношение природы и культуры. В результате многочисленных исследований на тему этой взаимосвязи, напрашивается вывод - культура явление внебиологичное, поэтом ее невозможно свести к природному началу, но, говоря о культуре человека, мы понимаем, что это есть не что иное, как преобразованное человеческой деятельностью природное начало. Здесь возникает вопрос: противостоит ли природа культуре или они находятся в гармонии? Да, действительно, с одной стороны, целенаправленная деятельность человека по преобразованию окружающего мира в итоге способна создать искусственный мир предметов и явлений, который мы называем таким понятием как культура. И в таком случае культура противопоставлена природе, т.е. культурой могут стать только те природные элементы, которые переработаны человеком. Но, если посмотреть на эту проблему с другой точки зрения, все же социобиологи не так категорично отвечают на вопрос о взаимоотношении культуры и природы. Ученые утверждают, что между социальным поведением животных и людей не имеется четких границ, разницу они видят только в уровне сложности их технологий жизнедеятельности. В таком случае культуру можно рассматривать как особый этап общей эволюции природы: - растения способны адаптироваться к среде через изменение своей видовой морфологии; - животные способны адаптироваться через сочетание процессов видовой изменчивости со сменой стереотипов поведения; - человек способны адаптироваться только путем изменения и усложнения форм своей жизнедеятельности, результатом чего стало формирование искусственной среды обитания. Конечно, всегда стоит помнить, что в любом случае граница между природой и культурой очень тонкая и зыбкая. Видимо, это разграничение обусловлено механизмами накопления и трансляции опыта жизнедеятельности: у животных используются для этого механизмы инстинктов, у человека — небиологически выработанные механизмы, т.е. культура.
Читать дальше
1.Гуревич П.С. Культурология. М., 2002. 2.Кравченко AM Культурология. М., 2002. 3.Самохвалова В.И. Культурология. М., 2002.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Международные договоры как источники международного частного права: понятие и виды
Количество страниц:
14
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Международное право
контрольная работа
Земельный участок
Количество страниц:
13
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Земельное право
эссе
Сравнительный анализ истории Дэниела Бурстина\"Американцы\"(Трилогия) и Говарда Зинна \"Народная история США\"
Количество страниц:
5
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image