Слово «мораль» происходит от латинского moralitas, производное от mores, что в дословном переводе означает «нравы». Точный смысловой перевод — принятые в обществе традиции, правила поведения, понятия, «что такое хорошо и что такое плохо», что правильно и что неправильно, что такое добро и зло, а также общественные нормы, вытекающие из этих понятий. Первым стал использовать этот термин известный римский политик и общественный деятель Цицерон.
Термин может быть употреблен по отношению к обществу в целом, а также в отношении его части: есть мораль христианская, протестантская, буржуазная и т. д.
Русский язык считает понятия морали и нравственности тесно связанными, практически синонимами. Но точное значение понятия «нравственность» может быть применено для того, чтобы обозначить внутренние принципы личности, а «мораль» — общественные взгляды. Мораль является предметом изучения отдельной философской дисциплины — этики.
Добро является общим понятием морального сознания. Это характеристика положительных нравственных ценностей. Добро - результат благого действия. Добро проявляется в намеренном, бескорыстном и искреннем стремлении осуществить благо, полезное деяние, к примеру, помочь ближнему или чужому человеку. Обыденный смысл добра – то, что люди оценивают положительно. Добро - это счастье, радость, любовь людей, т. е. все, что связано с понятием «хорошо». Религия считает Добро абсолютным. Христианская мораль оценивает факты и явления с точки зрения того, насколько они соответствуют Божиему промыслу. Соответствие означает Добро.
Любовь — человеческое чувство, искренняя симпатия, эмоция, выражающаяся в глубокой привязанности к человеку или объекту.
Любовь является фундаментальной темой мировой культуры и искусства. Древнейшие философские системы и литературные памятники, дошедшие до современности, были посвящены любви и ее анализу.
Читать дальше
Происхождение слова «этика» - греческое. «Этос» по-гречески означает «обычай». Этика представляет собой научную дисциплину, выделившуюся из философии, которая занимается философским исследованием морали и нравственности. Этика изучает правила совместного проживания людей, правила, порожденные общежитием, нормы, которые сплачивают общество, помогают преодолеть индивидуализм и агрессию. С развитием общественных отношений к смысл этики расширился – сейчас она занимается изучением таких понятий, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни, альтруизм, самопожертвование.
Структура этики:
Эмпирическая структура этики – это факты и явления, связанные с моральной жизнью личности и общества в целом, изучение и описание их, установление закономерностей. Этика на эмпирическом уровне занимается описанием морали.
Теоретическая структура этики - объяснение морали. На теоретическом уровне этика осмысливает и обосновывает мораль, доказывает, что сложившаяся система моральных норм и ценностей разумна, мотивирована и надежна.
Нормативная структура этики представляет собой систему действий, которая внедряет в жизнь общества проверенные ценности и нормы, стандарт моральности человека. Этика на нормативном уровне занимается моральным воспитанием и стимулирует духовное развитие человека.
Структура этики в соответствии с пониманием источников морали следующая: натуралистическая этика, социальная этика, антропологическая этика, религиозная этика.
Читать дальше
Служебный этикет является целесообразными правилами поведения, которые приняты к исполнению в трудовых и служебных коллективах. Такие правила базируются на важнейших принципах, на которых в свою очередь построена общечеловеческая мораль и нравственность.
Профессиональная деятельность человека делает его объектом внимания большого числа людей, которым небезразлично, как именно он ведет себя, как он разговаривает, здоровается, прощается, умеет ли он умение спрашивать, слушать, проявляет ли уважение к другим людям, в состоянии ли сдерживать себя в конфликтных ситуациях и т.п..
Любой мелкий, даже на первый взгляд совсем незначительный, неприметный поступок может стать своеобразным индикатором человеческой личности.
Читать дальше
Представления о том, что такое Добро и Зло, разные народы формировали по-своему. При этом вопросы Добра и Зла есть краеугольный камень в любой этике. Философы, начиная с времен Древней Греции, старались определить эти понятия. Например, Сократ говорил о первостепенной важности осознания того, что есть добро и зло, различие между которыми он полагал абсолютным. Добро, в его представлении, это знание. Добродетельным может быть только осведомленный человек. Самым большим злом он считал невежество.
Аристотель считал, что добро, добродетель – это добрые отношения человека с другими людьми. Платон считал, что степень добра в человеке зависит от его связи с миром идей. Эпикур утверждал, что добро свойственно самой человеческой природе.
Религиозная философия считает Бога воплощением высшего Добра. Бог – творец всего доброго, Бог – само Добро. Зло вторично, оно представляет собой всего лишь отрицание Добра. Зло не сотворено Богом, оно следствие грехопадения людей, вызванного происками дьявола. Зло несамостоятельно, оно является отсутствием добра, так же как тьма – это отсутствие света.
Нравственный кодекс христианства - это знаменитая Нагорная проповедь Иисуса Христа, изложенная в Пятой главе Евангелия от Матфея. Господь учит народ не только соблюдать известные с ветхозаветных времен Десять заповедей Моисея, но и дает новые заповеди, расширяя и истолковывая старые. Например, ветхозаветную заповедь «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» Иисус дополняет следующей: «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас... Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?» В христианских заповедях конкретизируются, разрешаются или запрещаются те или иные нормы поведения. Эти заповеди и по сей день выражают основные принципы нравственности, которые должны быть основанием поведения личности, отношения человека к другим людям.
Успех работы сотрудника полиции в немалой степени зависит от того, в какой мере полицейский является, говоря обыденным языком, хорошим человеком, каковы не только профессиональные качества сотрудника, но и его чисто человеческие свойства. Можно ли его называть справедливым, честным, добросовестным, каково его отношение к службе и гражданам, как он ведет себя в быту, в семье – все это рано или поздно становится известно людям, и в зависимости от этого в общественном сознании складывается положительный или отрицательный образ сотрудника полиции.
Читать дальше
1. Библия. Новый Завет. Евангелие от Иоанна.
2. Военная психология и педагогика: Учеб. пос.- М.: Совершенство,1998
3. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Принят Приказом МВД № 1138 от 24 декабря 2008 года.
4. Столяренко А. М.. Прикладная юридическая психология. - М.,2001.
Читать дальше