Покорение и колонизация Сибири русскими в XVI - XVII веках представляет собой цепь событий, имеющих столь же большое историческое значение и столь же ярких, как деяния европейцев по другую сторону океана. Кроме того, колонизация породила многочисленные экономические, социальные и политические проблемы. Огромные размеры этой территории, ее суровый климат, а также слабость колонизационного потока в первые сто лет после покорения создали здесь уникальную ситуацию, где постоянно сталкивались незначительные человеческие ресурсы и враждебная, порой несшая смерть природа.
Читать дальше
Заселение Сибири человеком происходило из различных областей Азии и Европы. Люди, будучи охотниками и собирателями нуждались в обширных площадях земли. Рост населения неизбежно выталкивал его избыток из густонаселенных земель в земли с более суровым климатом, но богатые дичью и рыбой. Археологи отмечают три пути заселения Сибири человеком: из Средней Азии, из Монгольских степей и из Западного Приуралья и Русской равнины. Наиболее твердой датой начала заселения человеком Сибири считается 30-25 тыс. лет назад.
На территории Восточной Сибири палеолитические поселения человека археологами найдены по рекам Ангаре и Лене (археологические памятники - «Мальта», «Буреть», «Военный госпиталь», «Ушканка», «Переселенческий пункт», «Верхоленская гора», «Бадай», «Черёмушник», «Федясево», «Красный яр», «Макарово», «Шишкина», «Пещера «Нижнеудинска»», «Сосновый бор» и др.); на Алтае в районе реки Катуни; на реке Селенге.
По геологическому возрасту самыми ранними являются поселения «Мальта» (левый берег реки Белой) и «Буреть» (правый берег реки Ангары). По прямой их разделяет всего 8 км. Возраст стоянок 25 тыс. лет. Люди жили в жилищах изготовленных из костей и шкур крупных животных. Одеждой им служили также шкуры зверей. Археологов поражает эстетика древнего искусства. Статуэтки женщин, украшения, художественная резьба по кости и т. д. «Мальта» и «Буреть» дали 20 женских статуэток – почти половину «мирового запаса» этих изделий палеолитических скульпторов. Женские статуэтки «Мальты» и «Бурети» входят в число «палеолитических Венер» и представляют собой самый восточный цикл «Венер», начиная с Италии, Южной Франции и кончая Ангарой. В этих фигурках бивня мамонта, оленьего рога и реже камня передан образ обнаженной женщины, стоящей во весь рост руками, сложенными на груди. Найдено много фигурок птиц, бляхи амулеты, головные обручи, ожерелья, украшения из кальцита. Найден также диск с отверстием из саянского нефрита, а это древнейший в мире образец использования минерала человеком как украшение. Есть предположение, что древнейшие обитатели Сибири проникли к берегам Байкала из Восточной Европы.
Читать дальше
Все Сибирское ханство, несмотря на свои огромные размеры, было малозаселенным. Считалось, что в середине XVI в. здесь было 30,5 тысячи жителей: это были преимущественно татары (особенно в западных и южных землях), а также манси, пермяки – на западе, ханты (остяки) – в центральных и восточных районах. Многие племена вели кочевой образ жизни. В Сибирском ханстве не было городов.
Московское покорение Казанского и Астраханского ханств не было воспринято в Сибири как общая война русских против всех татарских осколков Орды. Считалось, что у Москвы с казанскими татарами просто старые счеты из-за их набегов на Русь и что это касается только их.
В 1573 г. хан стал беспокоить владения промышленников Строгановых в Пермской земле. Строгановы для охраны стали нанимать казаков. В июле 1579 г. к ним пришли 540 волжских казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем и его соратниками – Иваном Кольцо, Яковом Михайловым, Никитой Паном, Матвеем Мещеряком. Они прослужили два года у Строгановых. В июле 1581 г. кучумовский отряд в 700 человек совершил набег на Строгановские городки. Нападавшие были разбиты казаками Ермака. В связи с этим возникла необходимость отбить у наглеющих татар охоту новых набегов, преследовать их за Уралом, послать туда отряд «воевать Сибирского салтана».
1 сентября 1581 г. Ермак и его товарищи, имея 840 человек (300 своих ратников дали Строгановы), вооруженных пищалями и пушками, с необходимыми запасами зимней обуви, одежды, продовольствия, снабженные местными проводниками по рекам Сибири и переводчиками с местных языков (татарского, мансийского, хантыйского, пермяцкого), отправились на завоевание Сибирского ханства.
Поход отряда Ермака Тимофеевича в Сибирское ханство длился с 1 сентября 1581 г. по 15 августа 1584.
Читать дальше
Нужно представить себе необъятность сибирских земель, суровый климат здешних мест, их труднодоступность, чтобы понять, что за Уралом в конце XVI в. почти не было стихийной колонизации, что здесь нельзя было рассчитывать на добровольное прибытие крестьян для заселения этого края. Крупных московских помещиков, которые, переселяя сюда своих крестьян, могли бы инициировать, а затем ускорить колонизацию региона, Сибирь, постоянно подвергавшаяся набегам степных кочевников, не привлекала. Русские богачи предпочитали приобретать новые поместья на юге Европейской России, хорошо защищенном от татар укрепленной линией. Эти земли были им привлекательнее, ближе и доступнее. Сибирь же их не интересовала. Поэтому в ней так и не получила развитие крупная «феодальная» собственность.
Однако войска, которые стояли в сибирских острогах, нужно было содержать. Поскольку жалованье им частично платили натурой, правительство решило начать обработку земель вокруг крепостей, для чего попыталось насильно перевести сюда государственных крестьян из центральных и восточных районов страны, в частности, из-под Казани. Но на практике это оказалось осуществить непросто да и расходы на переезд были слишком большими: чтобы крестьянин смог дожить до первого урожая, нужно было завезти для него продовольствие, семена и предметы обихода. Поэтому от принудительного перевода людей сюда вскоре пришлось отказаться (последний обоз с крестьянами, вероятно, ушел в 1621 г.).
Если правительство и было вынуждено отказаться от заселения Сибири в принудительном порядке, то только потому, что, несмотря на трудности, с начала XVII в. началась ее стихийная колонизация. Скорость распространения новостей в стране с отсталой экономикой не является тайной за семью печатями и если крестьяне потоками шли из западных районов страны в Сибирь, то это было вызвано их тяжелым социальным положением и невозможностью прокормить себя на тех клочках земли, которые у них имелись, безотносительно, крепостными или свободными были эти люди.
Читать дальше
Чтобы увидеть итоги покорения Сибири и их результаты, необходимо обратиться к рассмотрению ситуации, сложившейся на рубеже XVII-XVIII вв., когда сибирские владения русских получили четкое разграничение и вплоть до XIX в. составляли признанную всеми территорию колониальной эксплуатации и аграрной колонизации. В Сибири, полностью покоренной к середине XVII в. и все еще остававшейся регионом охоты на пушного зверя и сбора мехов, начинают постепенно проявляться новые тенденции, которые получат развитие уже в следующем столетии.
Первое, что бросается в связи с этим в глаза – начавшаяся одновременно со стагнацией, а затем и падением добычи пушнины аграрная колонизация, конечно, тогда еще слабая, очаговая, более интенсивная в Западной Сибири и менее – в Восточной, но заложившая основу для заселения Сибири в следующем веке. Сюда же следует отнести начало регулярного притока в эти края ссыльных, составивших значительную долю в составе сибирского населения и придавших региону известную оригинальность.
Заселение Сибири происходило по речным и сухопутным путям, но особенно по ее южной границе с запада на восток, по плодородной степи, которая являлась основным направлением проникновения в эти земли. Поскольку большинство туземцев проживало или кочевало севернее или южнее этой линии, то и контакт русских с ними был не столь тесным, как можно было ожидать, за исключением территории Западной Сибири. Условия для добровольного обращения туземцев в православие и их ассимиляция, вызванная соприкосновением двух неравных по уровню развития цивилизаций, были минимальными. Поэтому сибирские аборигены, очень малочисленные и слабые, сохранили свою индивидуальность. Конечно, их защищали природа и большие расстояния. Но в отличие от Америки, полезные ископаемые в Сибири стали разрабатываться лишь в XVIII в., а до тех пор она оставалась, повторю еще раз, охотничьим угодьем, где с коренного населения можно было получать доход лишь в том случае, если оно сохранит свой традиционный образ жизни. Местную рабочую силу не пытались привлечь на рудники и шахты. Конечно, попытки использовать туземцев-крепостных в сельском хозяйстве имели место, но это были отдельные случаи, да и сам характер землевладения в Сибири не способствовал развитию здесь крепостного права.
Читать дальше
1. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987. Т. III, IV.
2. Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации. М., 1996.
3. Национальная политика России: история и современность. М., 1997.
4. Никитин Н.И. Освоение Сибири в XVII веке. М., 1990.
5. Никологородская О. Как покорялась Сибирь // Родина. 2001. № 3.
6. Похлебкин В. В. Татары и Русь. 360 лет отношений в 1238–1598 гг. М., 2000
7. Журнал «Сибирская Заимка», ISSN 2308-4073
Читать дальше