1. Предмет религиоведение, его задачи и принципы 2. Символы христианства 3. Функции религии в обществе 4. Религиозное искусство. Понятие о религиозном каноне 5. Тотемизм, его виды, объекты почитания
МГУ им. Ломоносова

Религиоведение

контрольная работа
Культура
18 страниц
70% уникальность
2013 год
15 просмотров
Дюпина Л.
Эксперт по предмету «Религиоведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
1
2
3
4
5
Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии как одной из форм мировоззрения, её распространение, влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь населения Земли, а также изменение религиозных традиций и современное состояние религиозных учений и церковных организаций, их взаимоотношения с обществом и государством. Но религиоведение - это не только научное знание, но и учебная дисциплина гуманитарного образования, главная цель которой - дать ту сумму и глубину знаний о религии, в той форме и объёме, которые позволили бы сформировать у обучаемого адекватный образ религии и объективное отношение к ней. Процесс реализации этой цели решает ряд задач: - выявление сущности религии, определение ее роли в жизни человека и общества. - анализ точек зрения на причины и обстоятельства возникновения религии. - характеристика основных этапов развития религии и ее исторических форм. - анализ содержания наиболее распространенных мировых и национальных религий, их прошлого и настоящего. - определение роли и места религии в системе духовной культуры человечества. В основу изучения религии положены принципы религиоведения. К ним относятся, прежде всего: принцип объективности – предполагает исключение субъективизма в оценках, их реальность и нейтралитет. принцип научности – требует строго руководствоваться в оценках религиозных явлений требованиями научного знания принцип историзма – обязывает подходить к явлениям религии исторически, т. е. с учётом конкретных исторических условий возникновения, функционирования и развития религии.
Читать дальше
Иисус использовал символы, когда ходил по дорогам Палестины. Он ссылался на Себя, как на Доброго Пастыря, Дверь, Вино и Свет Миру. Когда Он учил Своих учеников, Он говорил притчами, которые были богаты символизмом. Мы используем символы в своей повседневной деятельности. Когда мы пожимаем руки друг другу - это символ дружбы. Когда мы выписываем чек, он представляет собой деньги в банке, которые мы тратим. Когда мы слышим сирену - это означает тревогу. На протяжении многих веков народ Божий использовал символы, чтобы выразить ими свою веру. Вряд ли хоть кто-нибудь может посетить церковь или взять христианскую книгу или журнал, не увидев при этом христианский символ. Такие символы помогают передавать Евангелие (благовествовать), питать нашу веру и создавать атмосферу, которая помогает нашему богослужению. Они служат нам как “путевые знаки” в нашем земном странствии. Существует много христианских символов. Некоторые из них хорошо известны, но многие христиане не знают, для чего же в действительности первоначально был предназначен тот или иной символ. Далее мы объясним некоторые наиболее употребимые символы. Используя символы и зная их смысл, участник богослужения может глубже понять Евангельскую Весть и участвовать в богослужении. Символы являются полезными инструментами преданности христиан и их наставлением в христианской вере. Они являются действенными знаками для личного духовного путешествия.
Читать дальше
Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и проч. Религиозное мировоззрение задает ≪предельные≫ критерии, Абсолюты, с точки зрния которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивается целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться, хотя бы в воображении, за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение светлого будущего, блаженства, на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается ≪свободой в духе≫, социальное неравенство превращается в ≪равенство≫ в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются ≪братством во Христе≫, в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе и т.д. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в том случае, если психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии.
Читать дальше
Религиозное искусство представляет собой вид художественного освоения мира; основное содержание этого искусства составляют религиозные образы, сюжеты, фабулы, символы, слитые с религиозной верой. Различают религиозное искусство: а) непосредственно связанное с культом — культовое искусство, б) непосредственно не связанное с культом — внекультовое религиозное искусство. Религиозное искусство предстает в разных видах и жанрах — литература (≪житийная≫), орнамент, живопись (фресковая, иконографическая), скульптура, музыка (хорал, акафист), храмовая архитектура, танец (в ряде восточных религий) и др. Религиозное искусство выполняет двуединую функцию: с одной стороны, оно укрепляет религиозную веру, актуализирует религиозные представления, усиливает переживание религиозных чувств, т.е. удовлетворяет религиозные потребности, а с другой — возбуждает эстетические чувства и суждения, т.е. удовлетворяет эстетические потребности. Разработаны каноны (греч. — букв, прямая палка, прямой шест; правило, норма, образец) церковного культового искусства, представляющие собой своды правил творения и использования произведений этого искусства. Канон предписывает тип архитектурного решения храма, сорасположение сюжетов в изобразительном искусстве, иконописные правила, последовательность исполнения музыкальных произведений (гимнов, хоралов, акафистов, кондаков, икосов) и т.д. Источник: Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. — М.: Гярдарики, 2004. — 317 с.
Читать дальше
Тотемизм представляет собой религиозную систему, в которой центральное место занимает родственная связь человека с тотемом. Тотем — животное или растение, изображение которого стало эмблемой индивида или целого рода. Термин «тотемизм» был введен в мировую теологическую систему знаний для описания особенностей религиозного, культурного и социального устройства жизни первобытных народов. Тотемизм преимущественно проявлялся в племенах и общинах, имевших смешанную систему экономики. (Смешанная экономика — система отношений в обществе, при которой опорными отраслями существования являются охота и сельское хозяйство). Кроме того, тотемизм развивался в Австралии, в многочисленных охотничьих общинах. Изредка он встречался в племенах, занимавшихся разведением скота. В целом тотемизм охватил множество социальных групп, этносов и племен всего мира. Его воздействие на психологию, поведение и культурные традиции этнических образований оставило глубокий след на тропе истории. Особенностью системы тотемизма является восприятие людьми объектов природы как полноценных одушевленных представителей окружающего мира. При этом многие предметы причисляли к обладателям сверхъестественных качеств. Мировоззрение племен, придерживающихся системы тотемизма, было целиком построено на идеологических, культурных, эмоциональных и мистических взаимоотношениях с природой. Необходимо выделить индивидуальный и групповой тотемизм. Несмотря на общие истоки возникновения, они имеют ряд существенных отличий. К общим характеристикам тотемизма относят следующие. 1) Тотем приобретает функции хранителя души человека, помощника, покровителя. Способности тотема позволяют ему влиять на человеческое сознание и внушают благоговение, страх и уважение. 2) Тотемизм включает исторически сложившуюся символику и систему имен. 3) Среди поклонников тотемизма наблюдается самоидентификация личности с тотемом и символическое уподобление ему. 4) Растения и животные, входящие в иерархию тотемизма, подлежат охране и почитанию. Их смерть от руки человека считается самым тяжким грехом. Эти живые существа неприкасаемы. 5) Использование тотемических ритуалов. В состав тотемистических учений входят различные магические обряды и ряд культов. Такого рода смешение религиозных и магических компонентов затрудняет понимание тотемизма как целостной системы
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Понятие, признаки функции правовых льгот
Количество страниц:
15
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Теория государства и права
контрольная работа
Риторика и классическое образование в 19 веке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Риторика
контрольная работа
Античная философия. Досократики
Количество страниц:
15
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image