Введение 3 1. Понятие и правовая природа правовых льгот 4 2. Признаки правовых льгот 7 3. Цель и функции льгот 9 Заключение 13 Список использованных источников 14
Понятие,признаки и функции правовых льгот.

Понятие, признаки функции правовых льгот

контрольная работа
Право
15 страниц
84% уникальность
2013 год
15 просмотров
Маняхина Л.
Эксперт по предмету «Теория государства и права»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
ВВЕДЕНИЕ
1
2
3
Заключение
Список литературы
Для современного этапа развития России характерны преобразования во всех сферах жизни. Изменился характер общественных отношений, юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Это, в свою очередь, приводит к трансформации социальной направленности запросов отдельных групп населения. По-новому отражаются в законодательстве и особые интересы субъектов, средством которых выступают правовые льготы. В условиях формирования рынка как основного механизма функционирования экономики в государственном управлении начинает преобладать не административные, а экономические методы. Соответственно и правовое регулирование претерпевает изменение. Льгота – это, прежде всего, социальная мера. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикально изменить систему льгот с тем, чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в обществе и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения. Льготы – средство, используемое в российской правовой системе в качестве одного из важнейших юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России, развития местного самоуправления и др. Льготы в определенной мере показывают приоритеты правового регулирования, государственной политики в целом. Если законодатель облегчает юридическое положение тех или иных субъектов, значит, государство уделяет данным субъектам особое внимание, оказывает поддержку. Таким образом, в силу востребованности данного института нашим обществом вопросы изучения и научного осмысления правовых льгот являются актуальными и требующим дальнейшего совершенствования. Целью настоящей курсовой работы является исследование содержания правовых льгот. Задачами автор определил следующие направления исследования:  Проанализировать понятие правовых льгот;  Установить признаки правовых льгот;  Рассмотреть функции правовых льгот.
Читать дальше
В литературе в качестве правового стимула выделяют льготы, которые определяются как «правомерное обеспечение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей» . Представляется, что здесь речь идет о субъективном праве как стимулирующем средстве. Благодаря льготам субъекты становятся обладателями субъективного права. Хотя в течение всей жизни люди находятся в правовом поле прав и обязанностей, но не всегда являются субъектами права. С предоставлением льгот они становятся обладателями конкретного субъективного права, которому корреспондируется правовая обязанность другого субъекта. Субъектами правового отношения являются и субъект права, и субъект правовой обязанности. Это позволяет носителю юридических возможностей вести себя соответствующим образом, требовать определенного поведения от других лиц, пользоваться социальным благом, в случае необходимости обращаться к компетентным органам государства за защитой в целях удовлетворения своих интересов и потребностей. В правовом регулировании через льготы опосредованы интересы различных групп населения, а также отдельных лиц. Установление льгот обусловлено, с одной стороны, желанием государства защитить и обеспечить интересы тех субъектов, которые в рамках общих правил не могут это получить, а с другой — предоставлением их тем субъектам, в чьей социально полезной деятельности заинтересовано общество и государство. При установлении льгот законодатель преследует цель — обеспечить социальную защиту лишь отдельной категории граждан, улучшить их положение, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.
Читать дальше
Правовые льготы обладают определенным набором признаков, позволяющих обособить их от остальных правовых институтов. Во-первых, они позволяют в более полном объеме удовлетворить интересы субъектов, облегчить условия их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. Основная цель законодателя при установлении правовой льготы — социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим. Во-вторых, правовые льготы представляют собой отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений. Поэтому льготы — элемент, прежде всего, специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера. По сравнению с общим правовым статусом, представляющим собой статус лица как гражданина, являющимся единым, одинаковым для всех и не зависящим от различных обстоятельств (пола, возраста, семейного и материального положения, характера работы и т. д.), специальный правовой статус включает как ограничения, так и преимущества (льготы) в зависимости от служебного и иного положения лица . В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в соответствующих актах. В-четвертых, льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель — свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.
Читать дальше
В качестве основной цели правовых льгот можно назвать согласование интересов личности, государства и общественных групп. На основании льгот связываются различные интересы, что в свою очередь позволяет эти интересы удовлетворить, справедливо распределив социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию, как отдельного гражданина, так и общества в целом. С другой стороны, заинтересованность государства в льготах выражается в том, что они предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых оно заинтересовано. В научной литературе называются две основные функции правовых льгот: компенсационная и стимулирующая, через осуществление которых наиболее ярко проявляются цели и задачи льготного регулирования, его юридическая природа и социальное назначение. Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин. В этом аспекте установление правовых льгот основано на принципе социальной справедливости, который предполагает определенное изъятие из принципа равноправия граждан в отношении лиц с ограниченными возможностями. При этом льготы приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей . В этом смысле льгота — особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный вследствие объективных обстоятельств. Таким образом, льготы призваны улучшать социально-экономические условия конкретных категорий граждан. Однако полностью отождествлять льготы с компенсациями было бы неверным, поскольку по своему содержанию они носят и стимулирующий характер, поскольку способны побуждать к отдельным видам общественно-полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Это в полной мере можно отнести к налоговым льготам, которые установлены в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности и пр. Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юридическими средствами, как дозволения, поощрения и т. д. Важно учитывать, что стимулирующая сила у льгот, с одной стороны, больше, чем у дозволений, ибо льгота — дополнительная возможность, преимущество, что дается «сверх» какого-то права, а с другой стороны, меньше, чем у поощрений. Последнее специально предназначено для стимулирования, одобрения и награждения заслуженного поведения. Это его основная функция. Льгота же далеко не всегда устанавливается за определенные заслуги и стимулирующую функцию в большей степени осуществляет наряду с компенсационной.
Читать дальше
Рассмотрение правовых льгот, их признаков и функций позволило сделать следующие выводы. Правовая льгота – это стимулирующее средство, благодаря которому субъекты становятся обладателями субъективного права, которому корреспондируется правовая обязанность другого субъекта. Правовые льготы дополняют специфическими возможностями юридического характера основные права и свободы субъекта, выступают в качестве правомерного исключения из нормативных актов, установленных компетентными органами. Формируются льготы на уровне правотворчества, а не правоприменения. Законом запрещено предоставлять льготы в индивидуальном порядке. Они предоставляются лишь в исключительных случаях, чтобы к минимуму свести корыстное усмотрение. Признаки правовых льгот следующие:  Наличие общественного интереса в их установлении;  Способ юридической дифференциации;  Правомерность исключений, законность изъятия, установление компетентным органом в соответствующих актах;  Фиксация не в правоприменительных, а в законодательных актах;  Правовая льгота – разновидность правовых стимулов. Функциями правовых льгот являются:  Компенсационная – основная функция;  Стимулирующая,  Обеспечительная,  Функция социального контроля,  Воспитательная,  Коммуникативная.
Читать дальше
1. Бошно С.В. Теория права и государства: Электронное мультимедийное учебное пособие. – М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 356 с. 2. Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. — 294 с. 3. Жинкин С.А. Психологические проблемы эффективности права. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. — 373 с. 4. Ларин А.Ю. Теория государства и права. Учебник. (Серия «Высшая школа») – М.: Книжный мир, 2011. – 288 с. 5. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. — 233 с. 6. Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации: монография / Е.Н. Хазов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 343 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Риторика и классическое образование в 19 веке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Риторика
контрольная работа
Античная философия. Досократики
Количество страниц:
15
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Философия
контрольная работа
Профессиональная пригодность: терминологические основы, научный и практический базис.
Количество страниц:
15
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Психология труда
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image