Для современного этапа развития России характерны преобразования во всех сферах жизни. Изменился характер общественных отношений, юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Это, в свою очередь, приводит к трансформации социальной направленности запросов отдельных групп населения. По-новому отражаются в законодательстве и особые интересы субъектов, средством которых выступают правовые льготы.
В условиях формирования рынка как основного механизма функционирования экономики в государственном управлении начинает преобладать не административные, а экономические методы. Соответственно и правовое регулирование претерпевает изменение.
Льгота – это, прежде всего, социальная мера. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикально изменить систему льгот с тем, чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в обществе и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения.
Льготы – средство, используемое в российской правовой системе в качестве одного из важнейших юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России, развития местного самоуправления и др. Льготы в определенной мере показывают приоритеты правового регулирования, государственной политики в целом. Если законодатель облегчает юридическое положение тех или иных субъектов, значит, государство уделяет данным субъектам особое внимание, оказывает поддержку.
Таким образом, в силу востребованности данного института нашим обществом вопросы изучения и научного осмысления правовых льгот являются актуальными и требующим дальнейшего совершенствования.
Целью настоящей курсовой работы является исследование содержания правовых льгот.
Задачами автор определил следующие направления исследования:
Проанализировать понятие правовых льгот;
Установить признаки правовых льгот;
Рассмотреть функции правовых льгот.
Читать дальше
В литературе в качестве правового стимула выделяют льготы, которые определяются как «правомерное обеспечение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей» . Представляется, что здесь речь идет о субъективном праве как стимулирующем средстве. Благодаря льготам субъекты становятся обладателями субъективного права. Хотя в течение всей жизни люди находятся в правовом поле прав и обязанностей, но не всегда являются субъектами права. С предоставлением льгот они становятся обладателями конкретного субъективного права, которому корреспондируется правовая обязанность другого субъекта.
Субъектами правового отношения являются и субъект права, и субъект правовой обязанности. Это позволяет носителю юридических возможностей вести себя соответствующим образом, требовать определенного поведения от других лиц, пользоваться социальным благом, в случае необходимости обращаться к компетентным органам государства за защитой в целях удовлетворения своих интересов и потребностей.
В правовом регулировании через льготы опосредованы интересы различных групп населения, а также отдельных лиц. Установление льгот обусловлено, с одной стороны, желанием государства защитить и обеспечить интересы тех субъектов, которые в рамках общих правил не могут это получить, а с другой — предоставлением их тем субъектам, в чьей социально полезной деятельности заинтересовано общество и государство. При установлении льгот законодатель преследует цель — обеспечить социальную защиту лишь отдельной категории граждан, улучшить их положение, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.
Читать дальше
Правовые льготы обладают определенным набором признаков, позволяющих обособить их от остальных правовых институтов. Во-первых, они позволяют в более полном объеме удовлетворить интересы субъектов, облегчить условия их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. Основная цель законодателя при установлении правовой льготы — социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.
Во-вторых, правовые льготы представляют собой отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации.
Для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений.
Поэтому льготы — элемент, прежде всего, специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера. По сравнению с общим правовым статусом, представляющим собой статус лица как гражданина, являющимся единым, одинаковым для всех и не зависящим от различных обстоятельств (пола, возраста, семейного и материального положения, характера работы и т. д.), специальный правовой статус включает как ограничения, так и преимущества (льготы) в зависимости от служебного и иного положения лица .
В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в соответствующих актах.
В-четвертых, льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель — свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.
Читать дальше
В качестве основной цели правовых льгот можно назвать согласование интересов личности, государства и общественных групп. На основании льгот связываются различные интересы, что в свою очередь позволяет эти интересы удовлетворить, справедливо распределив социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию, как отдельного гражданина, так и общества в целом.
С другой стороны, заинтересованность государства в льготах выражается в том, что они предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых оно заинтересовано.
В научной литературе называются две основные функции правовых льгот: компенсационная и стимулирующая, через осуществление которых наиболее ярко проявляются цели и задачи льготного регулирования, его юридическая природа и социальное назначение.
Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин. В этом аспекте установление правовых льгот основано на принципе социальной справедливости, который предполагает определенное изъятие из принципа равноправия граждан в отношении лиц с ограниченными возможностями. При этом льготы приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей .
В этом смысле льгота — особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный вследствие объективных обстоятельств. Таким образом, льготы призваны улучшать социально-экономические условия конкретных категорий граждан.
Однако полностью отождествлять льготы с компенсациями было бы неверным, поскольку по своему содержанию они носят и стимулирующий характер, поскольку способны побуждать к отдельным видам общественно-полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Это в полной мере можно отнести к налоговым льготам, которые установлены в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности и пр. Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юридическими средствами, как дозволения, поощрения и т. д. Важно учитывать, что стимулирующая сила у льгот, с одной стороны, больше, чем у дозволений, ибо льгота — дополнительная возможность, преимущество, что дается «сверх» какого-то права, а с другой стороны, меньше, чем у поощрений. Последнее специально предназначено для стимулирования, одобрения и награждения заслуженного поведения. Это его основная функция. Льгота же далеко не всегда устанавливается за определенные заслуги и стимулирующую функцию в большей степени осуществляет наряду с компенсационной.
Читать дальше
Рассмотрение правовых льгот, их признаков и функций позволило сделать следующие выводы.
Правовая льгота – это стимулирующее средство, благодаря которому субъекты становятся обладателями субъективного права, которому корреспондируется правовая обязанность другого субъекта.
Правовые льготы дополняют специфическими возможностями юридического характера основные права и свободы субъекта, выступают в качестве правомерного исключения из нормативных актов, установленных компетентными органами. Формируются льготы на уровне правотворчества, а не правоприменения. Законом запрещено предоставлять льготы в индивидуальном порядке. Они предоставляются лишь в исключительных случаях, чтобы к минимуму свести корыстное усмотрение.
Признаки правовых льгот следующие:
Наличие общественного интереса в их установлении;
Способ юридической дифференциации;
Правомерность исключений, законность изъятия, установление компетентным органом в соответствующих актах;
Фиксация не в правоприменительных, а в законодательных актах;
Правовая льгота – разновидность правовых стимулов.
Функциями правовых льгот являются:
Компенсационная – основная функция;
Стимулирующая,
Обеспечительная,
Функция социального контроля,
Воспитательная,
Коммуникативная.
Читать дальше
1. Бошно С.В. Теория права и государства: Электронное мультимедийное учебное пособие. – М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 356 с.
2. Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. — 294 с.
3. Жинкин С.А. Психологические проблемы эффективности права. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. — 373 с.
4. Ларин А.Ю. Теория государства и права. Учебник. (Серия «Высшая школа») – М.: Книжный мир, 2011. – 288 с.
5. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. — 233 с.
6. Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации: монография / Е.Н. Хазов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 343 с.
Читать дальше