В современных школах чаще всего используются объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения в рамках классно-урочной системы, адекватно соотносящиеся с особенностями структуры деятельности на уроке: учитель вводит новый материал, под его руководством он закрепляется, ученик его запоминает, вопроизводит и применяет.
В соответствии с современными тенденциями, направленными на реализацию задачи формирования свободной творческой личности, на учебный процесс, в котором ученик является не объектом, а субъектом познавательной деятельности, приоритет должен быть за самостоятельными видами деятельности, за самостоятельной активностью учащихся по поиску, обработке, осмыслению и применению необходимой информации. Это вовсе не означает, что объяснительно-иллюстративные методы, фронтальные виды работ не используются на уроке. Речь идет о смещении акцентов, о приоритетах.
В обозначенных здесь тенденциях очевиден факт противоречия классно-урочной системы занятий как единственной формы работы в школе перспективным методвм и средствам обучения. Например, при работе в группах невозможно придерживаться строгого регламента.
Читать дальше
Одним из наиболее простых и в то же время действенных методов современного обучения можно назвать модульное обучение, представляющее собой разработку подробного плана занятий по теме.
В публикации А.Г. Алиева предлагается практическая реализация модульного обучения на примере разработки уроков химии к теме «Периодический закон и Периодическая система элементов. Строение атома», состоящей из шести уроков .
Автором подробно описаны общие цели модуля (актуализация знаний учащихся о химических элементах и строении атома, формирование знаний о периодической системе химических элементов и т. д.), методы и формы работы (в парах, группах, и фронтальная работа). В качестве оценки знаний учащихся шестой урок является выполнением тестовых заданий в трех вариантах.
Важным направлением является личностно-ориентированное обучение, стремящееся к достижению высоких результатов с учетом интеллектуальных, психологических и физиологических потребностей школьников:
И. Кожемякиной показаны основные подходы учителя к деятельности на уроках в рамках личностно-ориентированного обучения, включающие в себя : знание психологических и физиологических особенностей школьников, создание эмоционально положительного настроя; применение заданий, позволяющих ученикам самостоятельно выбирать тип, вид и форму материала, стимулирование учеников к самостоятельному использованию различных способов выполнения задания и т. д. Помимо этого, в публикации представлена структура типового блока уроков по математике, состоящая из десяти этапов, включающих в себя презентацию нового материала, промежуточный контроль (проверочные работы, тесты), подведение итогов занятия и итоговый контроль знаний учащихся (контрольная работа).
Читать дальше
Понятие интерактивный происходит от английского «interact» («inter» – «взаимный»,«act» – «действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Интерактивное обучение видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. При этом исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия учащийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Главный отличительный признак интерактивных занятий – их связь с продуктивной, творческой деятельностью. Есть и другие признаки, такие как, самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения), необычные условия работы, активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Задачи интерактивного обучения можно сгруппировать следующим образом:
1. повысить интерес обучающихся к предмету;
2. приблизить учебу к практике повседневной жизни (путем формирования навыков эффективной коммуникации, адаптации к быстроменяющимся условиям жизни, повышения психологической стрессоустойчивости, обучения навыкам урегулирования конфликтов);
3. научить приемам получения новых знаний .
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.
Читать дальше
Большинство направлений современного обучения находят широкое применение при составлении плана уроков различных предметов, способствуя при этом самостоятельному развитию учеников, развитию их творческого мышления и исследовательской деятельности (не говоря уже о повышении успеваемости учащихся).
Интерактивное обучение как актуальное направление современной дидактики нуждается в серьезных исследованиях как в теоретическом (дефиниции, принципы, требования), так и в практическом (методы, формы, приемы, технология реализации) аспектах
Читать дальше
1. Алиев, А. Г. Модульная технология при разработке учебной темы [Текст] / А. Г. Алиев // Химия в школе. — 2011. — № 5. — С. 26–29.
2. Афанасьева О. Л. Квест-технологии при проведении уроков в начальной школе [Текст] / Л. О. Афанасьева, Е. А. Поречная // Школьные технологии. — № 6. — 2012. — С. 149–159.
3. Бояркина, В. От «почемучек» к «потомучкам», или Уроки с применением ТРИЗ [Текст] / В. Бояркина // Директор школы. — 2010. — № 7. — С. 47–50.
4. Ганжа Н.В. Интерактивное обучение как актуальное направление современной дидактики // Обучение и воспитание: методики и практика 2012/2013 учебного года, 2012. - № 2. - С. 94-97.
5. Генике Е. А. Активные методы обучения: новый подход [Текст] / Е. А. Генике. — М. : Сентябрь, 2013. — 176 с.
6. Добрынина Д.В. Инновационные методы обучения студентов вузов // Вестник Бурятского Госуниверситета. – 2010. – № 5. – 173 с.
7. Кожемякина, И. Технология личностно-ориентированного обучения [Текст] / И. Кожемякина // Математика. — 2011. — № 13. — С. 8–10.
8. Крутова, И. В. Деятельностный подход в школьной практике обучения истории: взгляд методиста [Текст] / И. В. Крутова, Л. П. Разбегаева // Преподавание истории в школе. — 2013. — № 3. — С. 30–33.
9. Мозняк, Е. Г. Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся на ТОГИС-уроках / Е. Г. Мозняк // Педагогические технологии. — 2011. — № 3. — С. 337–339.
10. Назаров, А. Ю. Химические и математические уравнения [Текст] / А. Ю. Назаров // Педагогические технологии. — 2010. — № 3. — С. 119–121.
Читать дальше