Для успешного осуществления преподавательской деятельности, кроме профессиональной компетенции, включающей совокупность теоретических знаний и практических умений преподавателя и его педагогического мастерства, большое значение имеют также его культура и педагогическая этика. Педагогическая этика выступает отдельной и очень важной характеристикой работы преподавателя и его личности, определяя систему критериев оценки его поступков и поведения. Этика вообще, и педагогическая этика, в частности, рассматривает сущность основных категорий морали и нравственных ценностей.
Нравственными ценностями следует считать принятую в данном обществе либо определенной его профессиональной или иной группе систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений и отношений, нравственных достоинств и поступков людей. К педагогической деятельности применимы все основные нравственные категории, однако отдельные понятия этики наиболее ярко отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди подобных категорий следует назвать профессиональный педагогический долг, педагогическую справедливость, педагогическую честь и педагогический авторитет преподавателя.
Целью данной работы является изучение особенностей профессиональной этики педагога.
Читать дальше
Понятие профессионального педагогического долга представляет собой одну из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются общие представления о совокупности требований, норм и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности преподавателя, к выполнению им профессиональных обязанностей. Они включают представления о том, как ему следует осуществлять определенные трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с обучаемыми, коллегами по работе. Эти нормы предписывают необходимость глубоко осознавать свое отношение к выбранной профессии, к студенческому и преподавательскому коллективу и обществу в целом.
В понятии профессионального долга преподавателя уже запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к постоянному пополнению багажа своих профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к обучаемым. Следуя требованиям педагогического долга, преподаватель высшей школы обязан на протяжении всей активной трудовой деятельности непрерывно заниматься своим самообразованием и самовоспитанием и стремиться к самосовершенствованию. [2; 6]
Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности преподавателя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков и поведения обучаемых, их отношения к учебе, характера и результатов учебно-познавательной деятельности. Педагогическая справедливость требует подходить к оценке деятельности каждого студента не формально, а с обязательным учетом его способностей и личностных особенностей. Безразличие в выставлении оценки только по формальным критериям, не отражающих действительных затрат студентом интеллектуальных усилий и времени на подготовку, его профессионального и личностного творческого развития, не только не стимулирует его на дальнейшее освоение учебного материала, но и нарушает принцип педагогической справедливости.
Читать дальше
Понятие этики близко к понятию морали или нравственности. Но если этика представляет собой учение о морали, нравственности, то сама мораль выступает способом самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе некоторых обобщенных представлений о нормах, принципах, и идеалах, возводящих к ценностям добра и справедливости. Иными словами, мораль очерчивает ту сферу этических ценностей, которая, прежде всего, признается обществом и каждым его членом. Подобно тому, как наряду с общей существует профессиональная этика, так на основе ее принципов и представлений складывается и функционирует специфическая профессиональная мораль, присущая каждой профессиональной группе людей. Рассмотрим сущность педагогической морали и ее проявления в процессе профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.
Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно регулировать поступки и поведение преподавателя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью и непротиворечивостью, то есть как общие, так и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое. [5, 189 с]
Читать дальше
Наряду с педагогической моралью, большое значение для организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности имеют также нравственное сознание преподавателя и его нравственная культура как неотъемлемые составляющие его общей и профессиональной культуры.
Нравственным сознанием называется осознание человеком норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, необходимости следования им. Результатом этого осознания становится его закрепление во взглядах, представлениях, чувствах и привычках, проявляется в конкретных поступках человека. Общественное сознание дает обобщенное теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления; в индивидуальном же нравственном сознании отражается еще и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует. Одним из элементов нравственного сознания преподавателя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками.
Нравственная культура личности представляется, по словам В.А. Лозового, “как мера ее нравственной социализации, то есть степень освоения и присвоения господствующих в обществе моральных ценностей и степень приобщения к нравственным аспектам деятельности в различных сферах общественной жизни. Иными словами, это – достигнутая личностью мера нравственного развития, характеризуемая усвоенными и реализуемыми в деятельности нравственными ценностями”.[2, 167 с]
Читать дальше
Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре преподавателя, существуют общечеловеческие, выработанные в ходе развития педагогической практики, которые имеют свои особенности в сфере педагогического труда и подлежат моральной регуляции в процессе педагогической деятельности посредством нравственного самовоспитания. Ведь многие действия преподавателя фактически никем не контролируются. Поэтому зачастую своим действиям и поступкам он сам дает оценку и в соответствии с этой оценкой сам же их корректирует. Поэтому своеобразным моральным “барометром” преподавателя, индикатором нравственности его поступков выступает его педагогическая совесть. И к ее голосу он должен быть чувствительным в высокой степени.
Читать дальше
В заключение следует подчеркнуть, что педагогическая этика основана не только на любви к студентам, но и на глубоком знании и понимании их внутреннего мира, целей, интересов и стремлений, особенностей характера каждого студента, на педагогике сотрудничества. Следует обучать так, чтобы студент действительно становился соучастником учебного процесса. Если не сделать студента своим союзником, то никакого нравственного влияния на него невозможно оказать. Только приобщая студента к активной творческой и самостоятельной деятельности, познавая и понимая его, можно способствовать нравственному становлению будущих специалистов.
Читать дальше
1. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986.
2. И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988.
3. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 1973.
4. Ю. Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978.
5. Э. Гришин. Книга для учителя. Владимир, 1976.
6. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.
Читать дальше